Система внутрихозяйственного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2015 в 18:37, контрольная работа

Описание работы

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития предприятия с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса.
Сущность внутрифирменного планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия, каждого подразделения в отдельности на установленный период времени, определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении трудовых, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Содержание работы

Введение----------------------------------------------------------------------------3
1.Сущность внутрихозяйственного планирования-----------------------4
2. Виды внутрихозяйственного планирования ----------------------------5
3. Значение внутрихозяйственного планирования-----------------------11
Заключение-------------------------------------------------------------------------13
Список используемой литературы--------------------------------------------16

Файлы: 1 файл

Контрольная ЭП.docx

— 43.17 Кб (Скачать файл)

 

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию   

ФЕдеральное государственное бюджетное образовательное  учереждение

Высшего профессионального образования

« Уральский Государственный Экономический Университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по (дисциплине): Экономика предприятия

   на тему:  Система внутрихозяйственного планирования

    

 

 

Преподаватель: Ошкордина А.А.

Исполнитель: Рослякова Ю.Н.

 

Направление: Финансирование и кредитование

 

Группа ФК-13Юг

 

г.Югорск

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение----------------------------------------------------------------------------3

1.Сущность внутрихозяйственного  планирования-----------------------4

2. Виды внутрихозяйственного  планирования ----------------------------5

3. Значение внутрихозяйственного  планирования-----------------------11

Заключение-------------------------------------------------------------------------13

Список используемой литературы--------------------------------------------16

 

 

 

 

Введение

На современном этапе экономических преобразований одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления хозяйствующими субъектами является дальнейшее развитие теории и практики внутрифирменного планирования. Недооценка внутрифирменного планирования в деятельности субъектов рыночной экономики привела к резкому снижению конкурентоспособности предприятий, разбалансированию их производственного потенциала, нарушению принципов и методов управления, созданию конфликтных ситуаций с работниками и партнерами и в целом негативно повлияла на конечные результаты их работы.

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития предприятия с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса.

Сущность внутрифирменного планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия, каждого подразделения в отдельности на установленный период времени, определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении трудовых, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Планирование призвано обеспечить взаимодействие между отдельными структурными подразделениями предприятия, включая всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, организацию производства продукции, ремонтно-эксплуатационные работы. Внутрифирменное планирование опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной рыночной коңюнктуры.

Все это говорит о необходимости проведения научных исследований, связанных с разработкой направлений и методов совершенствования внутрифирменного планирования с учетом особенностей развития и управления экономикой региона.

 

1. Сущность внутрифирменного планирования

В рыночной экономике, ориентирующей каждого производителя на максимальное удовлетворение потребностей в своих товарах и получение наибольшего дохода, огромное значение приобретает внутрифирменное планирование. В ходе планирования экономической деятельности каждого предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, именно это и предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.

По мнению М. Бухалкова, сущность внутрифирменного планирования в условиях свободных рыночных отношений заключается в:

– научном обосновании на объектах планирования предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности;

– выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров;

– выполнении работ и оказании услуг с установлением показателей их производства;

 – распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. [4, С.123]

Планирование – определение (разработка) целей на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Основными принципами планирования в условиях рынка являются:

-Принцип непрерывности: (процесс планирования должен осуществляться постоянно, планы должны непрерывно приходить на смену друг другу). 

-Принцип гибкости: (придает плану и процессу планирования способность менять свою направленность в случае возникновения непредвиденных ситуаций).

-Принцип точности: (планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в   которой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия). [6, С.286.]

 

 Систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса.

Внутрифирменное планирование - это создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных оперативных планов, определяющих :

- стратегию и тактику  деятельности фирмы;

- прогноз развития внешнего  окружения;

- цели функционирования;

- другие системообразующие  факторы. [2, С.16.]

Если долгосрочное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

2. Основные виды внутрифирменного планирования

Вид планирования обусловлен характером задач, которые ставит перед собой предприятие, и возможными сроками их решения.

 В соответствии с  этим планирование подразделяют  на:

 долгосрочное (10 - 15 лет), среднесрочное (3 - 5 лет), краткосрочное, или текущее (1 - 2 года) и оперативное (от одного до 10-12 рабочих дней).

Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативный в определенной мере носит условный характер. Различие между ними состоит в сроках получения конечного результата. Что касается объекта планирования, то, как правило, он не изменяется. Одно и то же изделие может включаться во все виды планов.

Например, подготовка производства и продажи изделия включается в долгосрочный план. Проектирование изделия, закупка оборудования и материалов для его производства включается в текущие планы. Распределение персонала по объемам, связанным с производством нового изделия, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы.

Наряду с этим каждый вид планирования имеет характерные отличия. Они заключаются главным образом в:

- точности устанавливаемого  интервала планирования;

- степени интеграции и  дифференциации, а также количестве  показателей планирования;

- степени точности расчетов  затрат и результатов производства;

- порядке распределения  обязанностей между исполнителями  плана.

В целом долгосрочное, текущее и оперативное планирование взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования. Посредством планирования связывается в единый целостный комплекс весь механизм управления предприятием.

Процесс долгосрочного планирования включает следующие стадии: экономическое прогнозирование, стратегическое планирование, разработка долгосрочного плана.

Под экономическим прогнозом понимают многовариантную гипотезу о возможных направлениях и результатах деятельности предприятия в перспективе, а также требуемых для их достижения ресурсах и организационных мерах.

 Главными функциями  экономического прогнозирования  являются:

- анализ экономических, социальных, экологических и научно-технических  тенденций;

- оценка сложившихся ситуаций  и выявление узловых проблем  хозяйственного развития;

- анализ направлений изменения  в соответствующих областях, оценка  их действий в будущем и  предвидение новых экономических  проблем;

- определение возможных  альтернатив развития в перспективе;

- накопление достаточной  информации для всестороннего  обоснования принятия оптимальных  плановых решений.

Продолжительность периода долгосрочного прогнозирования позволяет преодолеть инерционность экономических процессов, реализовать принципиальные сдвиги в технике и технологии, изменить сложившиеся тенденции и структуру производства, подчинить их потребностям рынка.

При экономическом прогнозировании проводят сопоставительный анализ возможностей предприятия с достижениями конкурентов, изучают состояние рынка, особенности отрасли, в пределах которой будет функционировать предприятие.

Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии. [3, С.45-68]

Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Существует несколько вариантов стратегических планов развития предприятия:

- суммативный (главный) план дает представление о предприятии в будущем, основных целях, направлениях и стратегиях его развития, рынках сбыта, требованиях к желательным темпам роста производства и прибыльности;

- функциональный план  отражает новые направления деятельности  предприятия без учета его  отдельных подразделений (производственных, сбытовых, инвестиционных и др.) с  целью оптимального распределения  материальных, трудовых и финансовых  ресурсов в перспективе;

- экономический план по  возможности конкретизирует суммативный план в показателях прибыли, рентабельности, оборота, инвестиций, доли рынка, а также показывает направления и способы конкуренции, возможные последствия реализации различных стратегий;

- план развития предприятия  предусматривает мероприятия по  перестройке или совершенствованию  его структуры и системы управления  в связи с реализацией суммативного плана.

Особое значение стратегическое планирование имеет для крупных корпораций, объединяющих технологически близкие предприятия и организации. Концентрация капитала и диверсификация производства позволяют им повышать эффективность своей деятельности, стабильно функционировать в конкурентной рыночной среде. Стратегическое планирование охватывает основные сферы деятельности корпорации, в частности, формирование глобальных целей развития и определение их возможных изменений, оптимальное распределение и эффективное использование всех видов ресурсов, внутреннюю координацию в стратегии входящих в корпорацию организаций, адаптацию к элементам внешней среды, поиск организационных стратегий.

Разработка долгосрочного плана. На этой стадии разрабатывают общие принципы ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития), определяют главное направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия(объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая политика

Информация о работе Система внутрихозяйственного планирования