Системный и ситуационный подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 02:44, контрольная работа

Описание работы

Наше время можно охарактеризовать, как время постоянного нарастания комплексных проблем, требующих для своего разрешения все больше информации и участия специалистов различных областей знаний. Все острее ощущается потребность в специалистах «широкого надсистемах, и в смежных областях знания, умеющих эти знания обобщать.
По мере усложнения типов производств усложняются и отношения во всех сферах человеческой деятельности. Возникают задачи, решение которых невозможно без использования методологий решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………...3
1. Системный подход…………………………………………………….5
2. Ситуационный подход………………………………………………..13
Заключение ……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы …………………………………………18

Файлы: 1 файл

КР УР.docx

— 60.44 Кб (Скачать файл)

Издательство «Бухгалтерский учёт»  рассматривается в данной работе с точки зрения управления персоналом, так как именно в трудовом ресурсе  предприятие испытывает трудности.

В качестве системы изучается целое  предприятие. Поскольку проблема персонала  присутствует во всех отделах, то проблема оказывает влияние на всёпредприятие. 
Целью функционирования данного издательства является выпуск периодический и учебных пособий для бухгалтерии и её сотрудников на различных предприятиях. Издательство функционирует за счёт своих средств, соответственно главной целью функционирования является получение прибыли.

Элементами, касающиеся конкретной проблемы, в данной системе являются: 
- Руководитель предприятия (он же является Главным редактором)- главная функция которого принимать главные управленческие решения по различным вопросам. Решение о найме и увольнении персонала. Привлечение авторов для написания статей, пособий и учебников, выпускаемых издательством, и их редактирование. 
- Главный бухгалтер предприятия – Основной функцией данного работника является: ведение бухгалтерского учёта на предприятии, распределение средств, выплата заработной платы 
- Работники бухгалтерии – осуществляют бумажную и учётную работы по ведению бухгалтерии 
- Заведующий хозяйственной частью предприятия – распределяет материальные запасы по отделам 
- Наборщики – осуществляют набор текстов на компьютере 
- Верстальщики – осуществляют компьютерную вёрстку 
- Работники отдела компьютерного обеспечения - обеспечивают работу офисной техники на предприятии. 
- Охранники – обеспечивают безопасность на предприятии 
Эти элементы выделены с точки зрения поставленной нами проблемы на данном предприятии.

Подсистемами на данном предприятии  будут являться отделы работающие самостоятельно, но для достижения одной цели – выпуска продукции: 
- Руководство предприятием 
- Отдел вёрстки и печати 
- Отдел сбыта и продажи продукции 
- Отдел маркетинга 
- Бухгалтерия 
- Финансовый отдел 
- Отдел компьютерного обеспечения 
- Хозяйственный отдел 
- Отдел кадров 
- Отдел курьерской доставки

Влияние внешней среды очень  велико для данной системы. Основное влияние, оказываемое на предприятие, исходит со стороны правовых, политических, экономических, социальных, и других факторов. Специфическое влияние  исходит со стороны Министерства Финансов РФ, так как у издательства профилирующее направление –  « Бухгалтерский учёт и аудит».

Для выполнения заданной цели предприятию  нужно: 
- Нанять на руководящие должности квалифицированных управленцев 
- Организовать практику на предприятии для студентов профильных ВУЗов, с последующим наймом лучших практикантов на работу 
- Принудительные увольнения сотрудников достигших пенсионного возраста. 
- Сокращение трудовой нагрузки и ответственности у работников пожилого возраста, путём перевода их в должность консультантов или перевода на неполный рабочий день.

Данные меры позволят снизить количество пожилых сотрудников на предприятии; повышение трудоспособности на предприятии; выполнение работ в поставленные сроки; повышение качества товара; снижение конфликтов в коллективе; уменьшение расходов на «лишних» сотрудников. В  общем и целом эти меры ведут  к увеличению прибыли предприятия.

Организации теперь придётся пересмотреть всю свою управленческую политику. Придётся обновить свои трудовые ресурсы, что потребует не малых материальных затрат. Придётся менять принципы работы с персоналом. Возможны затраты на обучение новых, ещё неопытных, служащих. Целостная система предприятия  может не вполне адекватно воспринять нововведения по началу, но если выше приведённые  меры осуществлять поэтапно и в нужный момент, они могут оказаться весьма эффективными в решении проблемы с персоналом на данном предприятии.

 

 

Ситуационный  подход

Ситуационный подход, на сегодняшний день, является одним из наиболее перспективных в современной науке об управлении.

С одной стороны, он сегодня один из наиболее разработанных инструментов для последовательного, комплексного, системного анализа ситуаций принятия важных управленческих решений. С другой стороны, он позволяет выявить основные тенденции, определяющие динамику развития ситуации принятия решения, а также основные управляющие воздействия способные оказать влияние на развитие ситуации.

Ситуационный  подход позволяет руководителю наряду с целостным представлением объекта управления и его функционирования во внешней среде осуществлять эффективное управление конкретной ситуацией принятия управленческого решения.

Этот подход позволяет  принимать решения, основываясь на анализе и понимании ситуации, динамики ее изменения, а не исходя из традиционного принципа проб и ошибок. Возможность осуществления предварительного анализа ситуации и предвидения ее ожидаемых изменений делает ситуационный подход гораздо более эффективным и позволяет избежать порой значительных потерь ресурсов и времени.

В основу ситуационного подхода положен ситуационный анализ.

Ситуационный  анализ – это комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которых анализ отдельно взятой управленческой ситуации.

Ситуационный анализ идет от конкретных ситуаций, проблем, возникающих в реальной деятельности организации, по которым должно быть принято управленческое решение.

Однако технологии ситуационного анализа позволяют не ограничиваться принятием управленческих решений в конкретной управленческой ситуации. Они позволяют, основываясь на более глубоком анализе ситуаций, установлении тенденций, закономерностей и факторов, определяющих их развитие, более обоснованно принимать долговременные управленческие решения, вплоть до корректировки стратегических целей организации.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Однако только специально проведенный анализ именно той ситуации, которая сложилась для объекта управления именно на момент принятия решения, позволяет профессиональному менеджеру выбрать ту или иную, подчас единственную, конкретную управленческую технологию, метод, прием, решение, приводящие к цели.

Ситуационный  подход можно представить состоящим из следующих основных составляющих, которые можно сформулировать так:

− изучение современных  технологий ситуационного анализа;

− предвидение последствий  принимаемых решений;

− интерпретация ситуации с выделением наиболее важных факторов        (переменных) и оценкой возможных последствий их изменения;

− принятие эффективного решения.

Центральная роль в ситуационном подходе  принадлежит определению ситуационных переменных (факторов), которые имеют  существенное влияние на развитие ситуации

Основные переменные, которые требуют  внимания управленцев:

  • Цель. Организацию можно рассматривать как средство достижения цели, который позволяет выполнять коллективно то, чего невозможно достичь только индивидуальными усилиями. Цели являются конкретными желаемыми результатами, каких стремится достичь организация.
  • Структура. Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и подразделений, построенные в форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.
  • Задача. Это работа или часть работы, которая должна быть выполнена установленным способом в определенные сроки. Они выдаются работникам, ответственным за определенные процессы.
  • Технология. Технологию определяют как средство, используемое для преобразования ресурсов на новый товар. Это важный компонент для многих компаний в контексте обеспечения конкурентоспособности.
  • Люди. Выделяют три основных аспекта человеческого фактора в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах; характер поведения руководителя в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп.

Приведем пример, столкнувшись с задачей увеличения выпуска продукции обувной фабрики, менеджеры, которые привержены случайному подходу, анализируют как научное управление, так и поведенческие доходы. Затем они задаются вопросом: “Какие методы будут здесь наиболее эффективны?” Следующее, что они могут сделать – изучить время операций на производственной обувной линии, подбирая техническое решение проблемы путем разделения труда. Но что, если необходимость в увеличении производства является временной? В этом случае менеджеры могут подыскивать административное решение путем организации сверхурочных работ. Сверхурочные работы могут и не понадобиться, если они разработают инициативный премиальный план. Таким образом, этот подход является случайным, зависящим от специфических факторов рассматриваемой проблемы.

На примере обувной  фабрики показано, что ситуационный подход предполагает использования  такого метода, который лучше всего  отвечает потребностям возникшей ситуации.

 

 

 

Заключение

В ходе написания данной работы мы рассмотрели системный и ситуационный подход в принятии управленческих решений. Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы.

Значение системного подхода заключается  в том, что менеджеры могут  проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации  в целом, если они понимают систему  и свою роль в ней. Это особенно важно для директора, потому что  системный подход стимулирует его  поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных  подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках  информации, проходящих через всю  систему, а также акцентирует  внимание на важности коммуникаций. То есть, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Несмотря на все положительные  результаты, системное мышление все  еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно  позволит применять современный  научный метод к управлению, все  еще не реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко  уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутреннюю организацию.

Ситуационный подход же внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научного положения к практике управления в зависимости от сложности ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Однако, применяя ситуационный подход в управлении, компания обеспечивает соответствие между внутренней и  внешней средой организации только на короткий период времени.

Кроме рассмотренных методологических подходов, существует и ряд других, в частности: параметрический, концептуальный, количественный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, инновационный, динамический, оптимизационный, директивный, поведенческий, маркетинговый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бирман Л.А. Управленческие решения: Учеб. Пособие – 2-е изд., 2008 .
  2. Кулагин О.А.. Принятие решений в организациях. Учебное пособие / - Москва : Сентябрь,   2001.
  3. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений.   2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. 
  4. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. – М.: Инфра – М, 2002. 
  5. Истомин Е. П. , Соколов А. Г. Теория организации. Системный подход. Учебник – изд. ООО «Андреевский издательский дом» , 2009.
  6. Трофимова Л.А. , Трофимов В.В. Методы принятия управленческих решений : учебное пособие / . – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012.
  7. Орлов А.И.Теория принятия решений. Учебное пособие. - М.: Издательство "Март", 2004.
  8. Спицнадель В. Н. Теория и практика принятия оптимальных решений : Учеб. пособие / – СПб. : Бизнес-пресса, 2002.
  9. Дик В.В. Методология формирования решений в экономических системах и инструментальные среды их поддержки. Изд. : М.: Финансы и статистика, 2000.
  10. Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" http://www.ptpu.ru/default.asp
  11. Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики» http://www.nauteh-journal.ru/index.php/---ep13-01/772-a

 

 


Информация о работе Системный и ситуационный подход