Системы управления качеством продукции. стандартизация и сертификация продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 22:34, контрольная работа

Описание работы

Системы управления качеством на предприятиях появились в связи с развитием деятельности по управлению качеством продукции. Ужесточающаяся конкуренция и осознание роли качества как основы конкурентоспособности вынуждали предприятия перейти от отдельных разрозненных элементов управления качеством к их объединению в единую, комплексную систему управления - с учётом всех факторов, влияющих на качество. В результате система качества получила статус одной из систем управления предприятием, наряду с системами управления персоналом, производством, снабжением и другими.

Содержание работы

1. Системы управления качеством продукции. Стандартизация
и сертификация продукции. Правовое регулирование качества
продукции. 3-11
2. Задачи 12-14
3. Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.25 Кб (Скачать файл)

План работы          Стр.

1. Системы управления качеством  продукции.  Стандартизация

 и сертификация продукции.  Правовое регулирование качества 

продукции.               3-11

2. Задачи           12-14

3. Список литературы         15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Системы управления качеством продукции

Системы управления качеством на предприятиях появились в связи с развитием  деятельности по управлению качеством  продукции. Ужесточающаяся конкуренция  и осознание роли качества как  основы конкурентоспособности вынуждали  предприятия перейти от отдельных  разрозненных элементов управления качеством к их объединению в  единую, комплексную систему управления - с учётом всех факторов, влияющих на качество. В результате система качества получила статус одной из систем управления предприятием, наряду с системами управления персоналом, производством, снабжением и другими.

Внедрение системы качества позволяет  организовать и проводить плановую, регулярную работу по качеству. При  наличии необходимой материальной базы, современной технологии и квалифицированного, заинтересованного персонала, это  повышает стабильность качества всей выпускаемой продукции, а не только отдельных образцов для выставок и презентаций. Такая система  служит дополнительной гарантией качества для заказчиков, многие из которых  практикуют проверку систем качества у потенциальных поставщиков, результаты которой могут влиять на заключение контрактов. Распространение подобных взаимоотношений поставщиков с  заказчиками в мировой торговле привело к появлению серии  международных стандартов ИСО 9000 на системы качества, а затем - к возникновению и развитию сертификации этих систем независимыми органами.

Создать систему качества означает разработать и внедрить её в деятельность предприятия.

При создании системы качества требуется  выполнить значительный объём работ, который будет зависеть от размеров предприятия, особенностей производства и характера выпускаемой продукции  и от того, насколько действующая  на предприятии организация работ  по качеству соответствует рекомендациям стандарта ИСО 9001, или соответствующего отраслевого стандарта.

Функционирование системы качества - это выполнение руководством предприятия и подразделений своих функций в системе качества. В этом состоит содержательная сторона деятельности системы, то есть то, для чего она предназначена. Но поскольку в реализации функций системы качества в той или иной мере участвуют практически все подразделения предприятия, возникает необходимость планирования, координации и методического обеспечения работ подразделений в системе качества. Кроме этого нужно проводить внутренние проверки и совершенствовать систему, организовывать деятельность кружков качества, представлять систему качества на переговорах с заказчиками, а также - проводить сертификацию продукции и системы качества. Иначе говоря, нужно решать целый ряд задач по «обслуживанию» самой системы качества. В связи с этим следует опасаться чрезмерного увлечения этой деятельностью со стороны службы качества в ущерб выполнению содержательных функций.[5,стр.95-98]

Стандартизация и сертификация продукции

Проблема качества актуальна для  всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать  участником мирового хозяйства и  международных экономических отношений  необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Стандартизация и сертификация - это основа для выпуска в стране высококачественной продукции.

В Российской Федерации в 1993 г. приняты  законы «О стандартизации», «Об обеспечении  единства измерений», «О стандартизации продукции и услуг». Сегодня эти  законы вместе с рядом других законодательных актов, в том числе с законами «О защите прав потребителей», «Основами законодательства РФ об охране труда», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и рядом других государственных актов, образовали единое правовое пространство, придав деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации преимущественно социальную направленность.

Стандартизация во всем мире является проводником качества и ускорения научно-технического прогресса, поэтому от ее состояния в стране зависит очень многое.

Рассмотрим сущность основных понятий  в области стандартизации, изложенных в новом Законе РФ «О стандартизации». Под объектом стандартизации в широком смысле понимаются продукция, процессы и услуги, которые в разной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.

Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующийся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или представителем), в котором могут устанавливаться для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области (ГОСТ Р 1.0-92).

Стандартизация - нормотворческая  деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и  услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технологической  и информационной совместимости  и взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в  соответствии с уровнем развития науки, техники и технологий; единства измерений; экономии ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных  и техногенных катастроф и  других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.[1, стр. 109-114]

В России нормативные документы  по стандартизации подразделяются на следующие категории:

• государственные стандарты РФ — ГОСТ Р;

• отраслевые стандарты — ОСТ;

• технические условия — ТУ;

• стандарты предприятия и объединения  — СТП;

• стандарты научно-технических  и инженерных обществ — СТО.

Целью стандартизации является, достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. [1,стр. 121-123]

Сертификация - это деятельность специальных  органов исполнительной власти, прошедших  государственную регистрацию в  качестве системы сертификации в  установленном Госстандартом России порядке, по подтверждению соответствия продукции и услуг требованиям  нормативных документов по стандартизации. Порядок проведения сертификации установлен Законом "О сертификации продукции  и услуг".

Кроме обязательной сертификации может  быть и добровольная, но в этом случае предприятие получает на свою продукцию или услуги не Сертификат соответствия, как при обязательной, а Знак соответствия.

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

• создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

• содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

• содействие экспорту и повышение  конкурентоспособности продукции;

• защиту потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

• контроль безопасности продукции  для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

• подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

Основная задача сертификации - добиваться, чтобы сертификаты, выданные в стране, признавались нашими зарубежными партнерами, чтобы эти сертификаты открывали отечественной продукции путь на внешний рынок.

Сертификация выделяется из процедур подтверждения соответствия тем, что выполняется третьей стороной, не зависимой от изготовителей (поставщиков) и потребителей, что гарантирует объективность ее результатов. Поэтому в условиях, когда конкуренция на рынке переместилась из ценовой сферы в сферу качества продукции, сертификация стала непременной частью эффективно функционирующей рыночной экономики. [2, стр.198-200]

В соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» (от 10 июня 1993 г. N 5151-I), целями сертификации являются, в частности, содействие потребителям в компетентном выборе продукции; зашита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, потребителя); контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Участниками обязательной сертификации являются органы по сертификации, испытательные  лаборатории, изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также  центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях  для организации и координации  работ в системах сертификации однородной продукции.

Органы по сертификации сертифицируют  продукцию, выдают сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соответствия, а также приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов. Испытательные лаборатории, аккредитованные  в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции  или конкретные виды испытаний и  выдают протоколы испытаний для  целей сертификации.

Обязанностями изготовителей (продавцов, исполнителей) являются реализация продукции  только при наличии сертификата; обеспечение соответствия реализуемой  продукции требованиям нормативных  документов, на соответствие которым  она была сертифицирована; извещение  органа по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс  производства сертифицированной продукции. Исходя из вышеизложенного о сертификации продукции и услуг, можно сделать  следующий вывод, что сертификация- это контроль качества продукции  и гарант безопасности для окружающей среды, жизни и здоровья граждан. Наличие сертификата помогает покупателям  в компетентном выборе продукции  и является показателем ее доброкачественности. [2, стр.206-208]

 Если проверка и испытания  подтвердили, что продукция соответствует  требованиям стандарта, то составляется  протокол, который направляется затем в органы Госстандарта. Госстандарт на основе этих подтверждающих документов выдает предприятию-изготовителю Сертификат соответствия максимум на 3 года.

Все расходы, связанные с процедурой сертификации продукции, оплачиваются предприятием-заявителем, которые затем списываются на издержки производства.

Правовое регулирование  качества продукции

Правовая категория качества означает степень соответствия свойств продукции, работ и услуг договору, а в  случаях, предусмотренных законом - обязательным требованиям, установленным  государственными стандартами.

Качество - совокупность свойств уже  изготовленной конкретной продукции, произведенных работ, оказанных  услуг.

В условиях рыночной экономики главным  регулятором общественных отношений  является сам рынок, который экономически, на основе спроса и предложения, определяет развитие производства, цену товара, его  качество. Рынок воздействует на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство и качество товара, снижать  затраты на производство и соответственно цены. Воздействие на экономику с  помощью интереса является более  существенным, нежели административные методы управления экономикой[4, стр. 95]

Правовое обеспечение управления качеством продукции направлено на решение следующих основных задач:

- правовое регулирование отношений,  складывающихся на всех уровнях  управления качеством продукции;

- создание нормативно-правовой  базы, обеспечивающей надлежащее  правовое регулирование для эффективной  реализации функций управления  качеством продукции;

- защита прав и интересов  работников, вытекающих из трудовых  отношений.

Устанавливая контроль качества продукции, организация обязана выполнять  основные требования ведения производственных процессов и обеспечения соответствующего качества продукции. При этом качество продукции может определяться различными способами: по образцу, по спецификации, на основе стандарта, по предварительному осмотру и другими.

Образцом называется экземпляр  продукции, служащий эталоном качества для продаваемой продукции. Использование  эталона продукции (несколько экземпляров продукции) в сфере бизнеса - важное условие при разрешении между сторонами споров о качестве.

Определение качества продукции по спецификации (описанию) означает, что  товар должен соответствовать всем параметрам, эксплуатационным характеристикам, зафиксированным в его сопроводительных документах.

Наиболее распространенный способ определения качества продукции - отсылка  покупателей к соответствующему стандарту. Этот способ широко используется как в национальном, так и международном  торговом обороте. В современных  условиях метод стандартизации является основным в сфере управления качеством  продукции.[4, стр. 98]

Однако в условиях рыночных отношений  законодательство РФ предоставляет  право организациям самостоятельно выходить на внешний рынок. Такие  организации зачастую сталкиваются с проблемой оценки качества своей  продукции, которая основана на методе соответствия продукции требованиям  государственных стандартов.

Информация о работе Системы управления качеством продукции. стандартизация и сертификация продукции