Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 22:34, контрольная работа
Системы управления качеством на предприятиях появились в связи с развитием деятельности по управлению качеством продукции. Ужесточающаяся конкуренция и осознание роли качества как основы конкурентоспособности вынуждали предприятия перейти от отдельных разрозненных элементов управления качеством к их объединению в единую, комплексную систему управления - с учётом всех факторов, влияющих на качество. В результате система качества получила статус одной из систем управления предприятием, наряду с системами управления персоналом, производством, снабжением и другими.
1. Системы управления качеством продукции. Стандартизация
и сертификация продукции. Правовое регулирование качества
продукции. 3-11
2. Задачи 12-14
3. Список литературы 15
План работы Стр.
1. Системы управления качеством продукции. Стандартизация
и сертификация продукции.
Правовое регулирование
продукции. 3-11
2. Задачи 12-14
3. Список литературы 15
Системы управления качеством продукции
Системы управления качеством на предприятиях
появились в связи с развитием
деятельности по управлению качеством
продукции. Ужесточающаяся конкуренция
и осознание роли качества как
основы конкурентоспособности
Внедрение системы качества позволяет
организовать и проводить плановую,
регулярную работу по качеству. При
наличии необходимой
Создать систему качества означает разработать и внедрить её в деятельность предприятия.
При создании системы качества требуется
выполнить значительный объём работ,
который будет зависеть от размеров
предприятия, особенностей производства
и характера выпускаемой
Функционирование системы
Стандартизация и сертификация продукции
Проблема качества актуальна для
всех стран независимо от зрелости
их рыночной экономики. Чтобы стать
участником мирового хозяйства и
международных экономических
Стандартизация и сертификация - это основа для выпуска в стране высококачественной продукции.
В Российской Федерации в 1993 г. приняты законы «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О стандартизации продукции и услуг». Сегодня эти законы вместе с рядом других законодательных актов, в том числе с законами «О защите прав потребителей», «Основами законодательства РФ об охране труда», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и рядом других государственных актов, образовали единое правовое пространство, придав деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации преимущественно социальную направленность.
Стандартизация во всем мире является проводником качества и ускорения научно-технического прогресса, поэтому от ее состояния в стране зависит очень многое.
Рассмотрим сущность основных понятий в области стандартизации, изложенных в новом Законе РФ «О стандартизации». Под объектом стандартизации в широком смысле понимаются продукция, процессы и услуги, которые в разной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.
Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующийся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или представителем), в котором могут устанавливаться для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области (ГОСТ Р 1.0-92).
Стандартизация - нормотворческая
деятельность по установлению норм, правил
и характеристик в целях
В России нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:
• государственные стандарты РФ — ГОСТ Р;
• отраслевые стандарты — ОСТ;
• технические условия — ТУ;
• стандарты предприятия и
• стандарты научно-технических и инженерных обществ — СТО.
Целью стандартизации является, достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. [1,стр. 121-123]
Сертификация - это деятельность специальных
органов исполнительной власти, прошедших
государственную регистрацию в
качестве системы сертификации в
установленном Госстандартом
Кроме обязательной сертификации может быть и добровольная, но в этом случае предприятие получает на свою продукцию или услуги не Сертификат соответствия, как при обязательной, а Знак соответствия.
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
• создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
• содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
• содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
• защиту потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
• контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
• подтверждение показателей
Основная задача сертификации - добиваться, чтобы сертификаты, выданные в стране, признавались нашими зарубежными партнерами, чтобы эти сертификаты открывали отечественной продукции путь на внешний рынок.
Сертификация выделяется из процедур подтверждения соответствия тем, что выполняется третьей стороной, не зависимой от изготовителей (поставщиков) и потребителей, что гарантирует объективность ее результатов. Поэтому в условиях, когда конкуренция на рынке переместилась из ценовой сферы в сферу качества продукции, сертификация стала непременной частью эффективно функционирующей рыночной экономики. [2, стр.198-200]
В соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» (от 10 июня 1993 г. N 5151-I), целями сертификации являются, в частности, содействие потребителям в компетентном выборе продукции; зашита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, потребителя); контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Участниками обязательной сертификации являются органы по сертификации, испытательные лаборатории, изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.
Органы по сертификации сертифицируют продукцию, выдают сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соответствия, а также приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов. Испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.
Обязанностями изготовителей (продавцов,
исполнителей) являются реализация продукции
только при наличии сертификата;
обеспечение соответствия реализуемой
продукции требованиям
Если проверка и испытания
подтвердили, что продукция
Все расходы, связанные с процедурой сертификации продукции, оплачиваются предприятием-заявителем, которые затем списываются на издержки производства.
Правовое регулирование качества продукции
Правовая категория качества означает степень соответствия свойств продукции, работ и услуг договору, а в случаях, предусмотренных законом - обязательным требованиям, установленным государственными стандартами.
Качество - совокупность свойств уже изготовленной конкретной продукции, произведенных работ, оказанных услуг.
В условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является сам рынок, который экономически, на основе спроса и предложения, определяет развитие производства, цену товара, его качество. Рынок воздействует на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство и качество товара, снижать затраты на производство и соответственно цены. Воздействие на экономику с помощью интереса является более существенным, нежели административные методы управления экономикой[4, стр. 95]
Правовое обеспечение
- правовое регулирование
- создание нормативно-правовой
базы, обеспечивающей надлежащее
правовое регулирование для
- защита прав и интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.
Устанавливая контроль качества продукции,
организация обязана выполнять
основные требования ведения производственных
процессов и обеспечения
Образцом называется экземпляр продукции, служащий эталоном качества для продаваемой продукции. Использование эталона продукции (несколько экземпляров продукции) в сфере бизнеса - важное условие при разрешении между сторонами споров о качестве.
Определение качества продукции по
спецификации (описанию) означает, что
товар должен соответствовать всем
параметрам, эксплуатационным характеристикам,
зафиксированным в его
Наиболее распространенный способ определения качества продукции - отсылка покупателей к соответствующему стандарту. Этот способ широко используется как в национальном, так и международном торговом обороте. В современных условиях метод стандартизации является основным в сфере управления качеством продукции.[4, стр. 98]
Однако в условиях рыночных отношений законодательство РФ предоставляет право организациям самостоятельно выходить на внешний рынок. Такие организации зачастую сталкиваются с проблемой оценки качества своей продукции, которая основана на методе соответствия продукции требованиям государственных стандартов.
Информация о работе Системы управления качеством продукции. стандартизация и сертификация продукции