Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:39, реферат

Описание работы

Цель моего реферата: показать значение социального партнерства в развитии общества и рассмотреть особенности его становления в России.
Исходя из цели, я поставила перед собой в работе следующие задачи:
 проследить историю развития социального партнерства;
 рассмотреть подходы к определению социального партнерства;

Файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Условием устойчивого  развития нашей страны, пережившей драматическую трансформацию политико-экономического устройства, является согласие в обществе. Причем социальный консенсус по поводу развития возникающих противоречий и конфликтов необходимо находить в процессе диалога, цивилизованных переговоров.

По сути, речь идет об изменении мышления людей о том, чтобы рассматривать каждого  человека, находящегося в зоне сотрудничества не как пассивный объект благодеятельности  со стороны государства и общества, а в качестве стратегического ресурса, потенциала, который нужно достаточно реализовать. Этому призваны способствовать совместные действия органов исполнительной власти регионов, местных объединений работодателей.

Утверждение самоуправления, развития самодеятельности населения и т.п., позволяют перейти к реализации принципа «социального участия», суть которого в делегировании государством части своих полномочий администрациям муниципальным, объединениям организаций, хозяйствующим субъектам.

Действующим механизмом предотвращения негативных явлений в социально-трудовой сфере является социальное партнерство как элемент интегрального стратегического достижения согласия в обществе.

Цель моего реферата: показать значение социального партнерства  в развитии общества и рассмотреть особенности его становления в России.

Исходя из цели, я поставила  перед собой в работе следующие  задачи:

  • проследить историю развития социального партнерства;
  • рассмотреть подходы к определению социального партнерства;
  • выявить особенности становления социального партнерства в РФ;

С тех пор, как система  социального партнерства в нашей  стране стала последовательно и  целенаправленно формироваться, проблемы его развития широко освещаются. Этой теме посвящены многие книги и  публикации. Я в своей работе в основном использовала также статьи представителей профсоюзов и государственных органов.

Демография  – это наука о закономерностях  воспроизводства населения в  общественно-исторической и социальной обусловленности этого процесса. На протяжении всей истории существования  России, власти скрывали от собственного народа демографическую правду. До 1985 года сведения о численности населения, о количестве родившихся и умерших  приводились лишь в специальных  изданиях, однако данные о продолжительности  жизни, детской смертности и числе  абортов не публиковались никогда  и нигде. И понятно почему: ведь именно эти данные как ничто иное отражают суть – состояние государства.

В настоящее время Россия переживает демографический кризис, обусловленный  падением уровня рождаемости и высокой  смертностью населения. Для предотвращения депопуляции населения Правительство  РФ в 2006 перешло на активную демографическую  политику. Президентом страны была предложена программа стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки  молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и  поднять на ноги ребенка.

Демографические проблемы теперь всё чаще обсуждаются  на заседаниях различных представительных комиссий. К сожалению, научный уровень  обсуждения демографических вопросов на этих весьма важных заседаниях не всегда достаточно высок. Между тем сегодня  назрела острая необходимость общественного  управления демографическими процессами. Актуальность этой проблемы резко возрастает, т.к. демография в нашей стране достигла критического уровня и требует тщательных исследований и принятия мер по выходу из этого положения. Поэтому целью  моей работы является анализ современной  демографической ситуации в России. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 МЕХАНИЗМ  РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА, ЗНАЧЕНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ ЕГО ПРАВОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

В основе успешного  развития любого государства лежит  стабильность его политической системы. В этой связи одним из важных способов достижения стабильности социально-политической жизни страны должен стать конструктивный диалог в рамках социального партнерства.

Первый опыт социально-экономических преобразований в Республике Казахстан показал  необходимость обновления существующей системы социально-трудовых отношений, потому что успех проведения реформ в большинстве развитых стран зависел от функционирования государственно-частных механизмов регулирования экономики, основывающихся на социальном партнерстве. [1, c. 2]

Социальное  партнерство в РК направлено на создание эффективного механизма регулирования социально-трудовых отношений, содействие обеспечению социальной стабильности и общественного согласия, а также выработку предложений по реализации государственной политики в области социально-трудовых отношений. [1, c. 4]

Система принципов  социального партнерства призвана регламентировать процедуру участия сторон в системе социального партнерства и коллективных переговоров. Принципы социального партнерства – объективные, правовые, научно обоснованные положения, отражающие действие экономических законов и выражающих сущность и основной смысл социально-партнерских отношений.

В настоящее  время в мире существуют различные  модели социального партнерства. Сложившиеся  модели являются итогом длительного  развития и определяются экономическими, культурными и социопсихологическими особенностями каждой страны. Так, в западном обществе наблюдаются три конкретные модели (согласительная, плюралистическая, модель сфокусированная на снижении роли профсоюзного движения) каждая из которых опирается на различные варианты социального партнерства.

Интернациональными  элементами являются триады субъектов  социального партнерства. МОТ применяет  в собственной структуре и  активно рекомендует трипартизм, т.е. постоянное участие в социальном партнерстве трех главных сил: профсоюзов, предпринимателей, государства. Причем в зависимости от национальной специфики государство может участвовать как непосредственно (через своих представителей), так и опосредованно – через арбитражные органы и законодательные акты.

Трипартизм  как система регулирования социально-трудовых и производственных отношений (коллективные договоры и соглашения, трехсторонние консультации и переговоры, привлечение трудящихся к принятию решений на предприятии, трудовые конфликты и их урегулирование) за минувшие десятилетия нашел широкое признание и вошел в практику многих стран с рыночной экономикой.

В Республике Казахстан  трипартизм воплотился в многоуровневую систему соглашений и договоров, регулирующую систему трудовых отношений, включая вопросы оплаты труда. Важной составляющей системы социального партнерства, как с правовой стороны, так и с практической, являются договорные отношения на всех уровнях социального партнерства: республика-отрасль-регион.

Оценивая первые итоги казахстанского опыта социального  партнерства, следует обратить внимание на следующие аспекты. Во-первых, становление системы социального партнерства, как и во всех странах постсоветского пространства, успешнее всего идет в институциональном и нормативно-правовом плане. Во-вторых, важный момент, который требует внимания, обусловлен тем, что становление социального партнерства взаимосвязано напрямую с уровнем культуры общества. В-третьих, социальное партнерство является одним их критериев демократизации общества. Оно направлено на то, чтобы обеспечить на основе равноправного сотрудничества реальное участие работников, работодателей и государства в разработке и принятии социально-экономической и трудовой политики, основанной на оптимальном балансе реализации интересов сторон. Притом, чтобы обеспечить этот баланс, безусловно, необходимо наличие правового государства, в котором все отношения регулируются демократическими законами. Система социального партнерства будет реально выполнять свои функции, если будут соблюдаться демократические принципы, то есть будет дана возможность различным социальным группам в рамках закона защищать свои интересы. Становление партнерских отношений должно основываться на гражданской ответственности представителей работников наемного труда и работодателей, их активного участия в поддержании стабильности и общественного согласия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СОВРЕМЕННАЯ  ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ,ЕЕ  ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ  РЕСУРСОВ

2.1 Демографическая  ситуация в России

Нынешний  кризис уже четвертый в стране с начала ХХ века. Однако следует  понимать, что его причины качественно  отличаются от тех, которые привели  к трем предыдущим. Ведь два самых  тяжелых демографических провала  в России пришлись на периоды Первой и Второй мировых войн - то есть на время колоссальных и безвозвратных  людских потерь на поле боя.

Сегодня наша страна ни с кем не воюет. И  главная причина нынешнего демографического кризиса состоит в том, что  в стране на протяжении последних 15 лет проводится социально-экономический  и политический курс, абсолютно чуждый национально-государственным интересам  страны и интересам российского  народа.

А это  означает, что решить проблемы демографии можно, только решив в комплексе  основные социально-экономические  проблемы страны. Иными словами - создав максимально благоприятные условия  для жизни людей в России.

В чем  же выражаются нынешние демографические  проблемы в России?

Это прежде всего низкая рождаемость, которая  давно уже не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Более  того, за последние 15 лет она снизилась  почти на 30% .

Во-вторых - это крайне высокая смертность россиян. Ее уровень в 1,6 раза превышает  показатели развитых государств. Мужская  смертность в 4 раза превышает женскую. Крайне высокой в нашей стране остается и младенческая смертность - она более чем в 1,5 раза выше, чем в Европе.

В-третьих - это низкая продолжительность жизни  в нашей стране. По данному показателю Россия опустилась с 35-го места в  мире, которое она занимала в 1975 году, до 142-го места в настоящее время. Это - уровень Ирака и Гондураса, ниже только страны Африки и Океании.

Все вместе это ведет к общему сокращению численности населения в России. За последние 15 лет мы потеряли около 5 миллионов человек, или 3,2% населения. В настоящее время численность жителей страны ежегодно сокращается почти на 700 тысяч человек.

И даже официальные прогнозы в этом вопросе  отнюдь не утешительны - уже к 2050 году население России может сократиться  до 77 миллионов человек, что в 2 раза меньше нынешнего уровня.

Среди других острых демографических проблем  следует отметить следующие:

  • заметное  снижение доли детей и молодежи  в структуре населения;
  • рост  доли граждан пенсионного возраста;
  • более  чем двукратный рост числа  инвалидов за последние 13 лет;
  • нарастание  доли мигрантов, в том числе  нелегальных, отношения которых  с местным населением нередко  складываются как конфликтные,  а временами и откровенно враждебные.

Между тем, по различным оценкам, в России в настоящее время проживает  от 1,5 до 6 миллионов нелегальных  мигрантов, положение которых зачастую просто невыносимое. Их нерешенные проблемы несут прямую и реальную угрозу социальной и политической стабильности в нашей  стране.

В итоге  последствия демографического кризиса  для нашей страны выглядят весьма тревожными.

Первое. России принадлежит 13% мировой территории, а вот наша доля в населении  Земли может сократиться к 2050 году до 1%.

А ведь еще в начале ХХ века жители Российской империи составляли 8% мирового населения.

Второе. Три четверти территории нашей страны уже сегодня представляют собой  фактически незаселенные пространства.

В стране существует 13 тысяч населенных пунктов  без жителей и почти столько  же - где проживает менее 10 человек.

Такое положение имеет особую опасность  для приграничных регионов на востоке  страны, где плотность населения  в сопредельных регионах соседних государств в 100 и более раз превышает плотность российского населения. А значит, мы рискуем попросту утратить данные территории. К глубокому  сожалению, этот список можно продолжать и далее.

Однако  хотелось более подробно остановиться на тех шагах и действиях, которые  необходимо срочно предпринять для  немедленного исправления демографической  ситуации в стране.

Прежде  всего в России не существует какого-либо одного метода решения демографической  проблемы. Обеспечить рост численности  нации можно только в комплексе, поднимая и экономику, и социальную сферу, а также качественно развивая инфраструктуру в стране.

Иными словами, никто не может приказать  российским женщинам рожать в десять раз больше здоровых детей, а пожилым  гражданам - жить не менее 100 лет.

Но власть может, должна и обязана создать  для этого необходимые условия. 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Решение  проблем демографии в России

Первое. Поскольку ухудшение состояния  здоровья - одна из главных причин сверхсмертности  россиян всех возрастов, нужна качественная модернизация всей системы здравоохранения  в стране. И начинать здесь необходимо с остановки  проводимой реформы медицины и смены  ее направления на 180 градусов. Идущая с 1997 года реформа положительного результата, по сути, не дала. Напротив, за это время  многие показатели только ухудшились. Например, общая заболеваемость возросла на 16%.

Второе. Это незамедлительное решение жилищной проблемы в масштабах всей страны. Нельзя не замечать, что отсутствие нормального жилья напрямую тормозит рождаемость, особенно среди молодежи.

Информация о работе Социальное партнерство