Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 17:18, реферат
Успешная деятельность любого предприятия зависит не только от квалификации персонала, но и от умелого использования кадров, эффективности управления ими.
Управление персоналом - отнюдь не новая наука, но вместе с тем в нашей стране ей долгое время не уделялось должного внимания. К сожалению, российский бизнес с самого начала своего существования взял ориентацию на краткосрочную прибыль при минимуме затрат.
Введение 2
1.Экономическая безопасность предприятия 4
2. Социально-психологический аспект управления персоналом для обеспечения экономической безопасности. …………………………………….8
Заключение. 12
По основным психологическим характеристикам любого человека можно отнести к экстравертам или интровертам. Экстравертов, которые большинство своих интересов сосредоточивают на восприятии внешнего мира, внешних объектов, характеризуют общительность в поведении, активность в действиях, социальная адаптированность, открытость, инициативность и др. Интровертов, которые уделяют повышенное внимание своим собственным интересам, своему внутреннему миру, характеризуют замкнутость, необщительность, социальная пассивность, склонность к самоанализу и переживаниям.
В психологии для характеристики трудовой деятельности человека, индивидуальных особенностей личности, трудового поведения и эмоциональной стабильности обычно применяются четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик [4].
В зависимости от темперамента человек изначально предрасположен к доминированию определенных эмоций: в частности, одни склонны к интересу, радости, удивлению (сангвиник), другие — к гневу, отвращению, враждебности (холерик), третьи — к грусти (меланхолик).
Характер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности[8].
У некоторых людей черты характера столь выражены, чрезмерно развиты в ущерб другим качествам, что происходит своеобразный «перекос» характера, в результате чего ухудшается взаимодействие с другими людьми, появляются однотипные затруднения и конфликты. Выраженность характера может быть различной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до тяжелой, когда приходится задуматься, не психопатия ли это. Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми; психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.
Однако в отличие от психопатии «перекосы» характера не проявляются у них постоянно, а с годами могут совершенно сгладиться, приблизиться к норме.
Следует отметить полярность характерологических черт: принципиальность— беспринципность, трудолюбие — леность, аккуратность — неряшливость, щедрость — жадность, расточительность — бережливость и т.д. Черты характера формируются под воздействием конкретных условий, социальной жизненной среды и работы личности и во многом определяются ее природными данными, темпераментом.
У человека с раннего детства уже свой характер - свой темперамент, обусловленный врожденными динамическими свойствами нервной системы, которые определяют скорость реагирования, степень эмоциональной возбудимости, особенности приспособления индивида к внешнему миру. Темпераменты как врожденные стили приспособления неразрывно связаны с инстинктами человека. Инстинкты — это фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим. Инстинкты как генетическая программа приспособления имеются и у животных, но человеческие инстинкты — качественно иная, чем у животных, программа адаптации. Специфические человеческие инстинкты — исследовательский инстинкт и инстинкт свободы — обеспечивают первичную специализацию человека, а инстинкт доминирования и сохранения достоинства обеспечивают самоутверждение, самосохранение человека в психосоциальном аспекте. Инстинкт альтруизма социализирует приспособительную сущность всех других инстинктов. Обычно у каждого человека одни или несколько инстинктов преобладают, а остальные выражены слабее.
В системе управления персоналом следует
полнее учитывать психологические характеристики
и особенности работников с целью совершенствования
социально-психологического взаимодействия
персонала в экономической деятельности.
Социально-психологическое взаимодействие
персонала на предприятии необходимо
рассматривать и наиболее полно использовать
с различных позиций: социально-экономических,
производственно-
В практическом отношении наиболее важными выступают внутригрупповые взаимодействия работников, которые могут проявляться как в форме сотрудничества, взаимопомощи и поддержки, так и в форме соперничества, состязательности и конкуренции. В личных взаимоотношениях групповое взаимодействие персонала может представлять собой либо динамическое состояние совместимости людей, либо состояние напряженности и несовместимости членов группы по какому-то существенному признаку или производственному фактору, либо смешанное состояние.
Взаимодействие руководителей предприятия и его подразделений со своими работниками также происходит в сложном сплетении личностно-контактных и безличных форм отношений и соединяет в себе как формальные, так и неформальные взаимоотношения на различных уровнях управления. Социально-психологическое взаимодействие работников предприятия между собой и со своими работодателями является надежной основой эффективного существования всей системы управления персоналом и производством[5].
В процессе трудового взаимодействия персонала могут возникать конфликты, которые обладают как негативными, так и конструктивными свойствами.
Позитивные стороны проявляются, когда конфликт используется для улучшения дел на предприятии. Конфликтная ситуация возникает при нарушении баланса интересов сторон.
В мировой практике выделяют три основных типа конфликтов: «конфликт целей», когда его участники по-разному видят состояние объекта в будущем; «конфликт познания», когда расходятся взгляды, концепции по обсуждаемой проблеме. Такие конфликты относятся к категории сложных; «эмоциональный конфликт», когда люди вызывают друг у друга антипатию, раздражение и т. п.
По признаку сферы действия различают четыре типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, межличностный и группой, межгрупповой конфликт. Они могут быть взаимосвязанными. Наиболее частые причины конфликтов: дефицит ресурсов, разный вклад в общее дело, несбывшиеся ожидания, плохие условия и организация труда, некачественно сформированная команда исполнителей, отсутствие учета человеческого фактора и др.
Обязательным элементом разрешения споров или разногласий являются переговоры между конфликтующими сторонами.