Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 16:02, реферат
Закрытое акционерное общество "Брянский центральный универмаг" образовано в результате преобразования товарищества с ограниченной ответственностью "Брянский центральный универмаг" в закрытое акционерное общество на основании решения общего собрания учредителей (протокол №1 от 12 апреля 1998 г.) согласно Федерального закона РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и является правопреемником прав и обязанностей ТОО "Брянский центральный универмаг".
1. Исследование социально-психологического климата в коллективе
1.1. Общая характеристика ЗАО «Брянский ЦУМ»
2.2. Анализ трудовых ресурсов предприятия
2.3. Социально-психологический климат в коллективе
Заключение
Список литературы
Общая численность работников в 2006
г. выросла на 14 человек по сравнению
с предыдущим годом и составила
617 человек, а по сравнению с 2004 г.
- выросла на 46 человек. Эти изменения
произошли за счет того, что на предприятии
происходило постепенное
Неукомплектованность
В ходе анализа следует проверить обеспеченность предприятия рабочими определенных профессий, сопоставив для этого фактическую и плановую численность рабочих по всем используемым профессиям. В случае выявления значительных отклонений по каким-либо профессиям необходимо установить конкретные причины и наметить мероприятия по их устранению. Значительная нехватка рабочих по какой-либо профессии затрудняет работу предприятия.
Следует проанализировать соответствие квалификации рабочих требованиям технологии путем сравнения степени сложности работ с уровнем квалификации рабочих.
Общая квалификация рабочих характеризуется средним тарифным разрядом, определяемым как средневзвешенная величина. Степень сложности работ определяется как средневзвешенная величина разряда работ и трудоемкости их выполнения. Средний разряд выполняемых работ должен быть несколько выше разряда рабочих для повышения их заинтересованности в повышении квалификации.
Обеспеченность кадрами, особенно рабочими, зависит от их движения в течение анализируемого периода. Интенсивность движения рабочих кадров характеризуется коэффициентами:
оборота по приему;
оборота по выбытию;
общего оборота;
сменяемости кадров;
текучести кадров;
постоянства кадров;
стабильности кадров.
Таблица 3 - Динамика показателей движения трудовых ресурсов
Виды |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Относительное отклонение 2006 г. от | |
2004 г. |
2005 г. | ||||
Среднесписочная численность рабочих, чел. |
571 |
603 |
617 |
108,06 |
102,32 |
Принято рабочих - всего |
24 |
40 |
3 |
12,50 |
7,50 |
Выбыло рабочих - всего |
5 |
6 |
9 |
180,00 |
150,00 |
в том числе: |
|||||
в связи с сокращением |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
по собственному желанию |
5 |
6 |
7 |
140,00 |
116,67 |
уволено за прогул и др. нарушения труд. дисциплины |
0 |
0 |
2 |
- |
- |
Коэффициенты: |
|||||
оборота по приему |
0,0420 |
0,0663 |
0,0049 |
11,67 |
7,39 |
оборота по выбытию |
0,0088 |
0,0100 |
0,0146 |
165,91 |
146,00 |
общего оборота |
0,0511 |
0,0785 |
0,0194 |
37,88 |
24,66 |
сменяемости кадров |
0,0088 |
0,0100 |
0,0049 |
55,68 |
49,00 |
текучести кадров |
0,0088 |
0,0100 |
0,0146 |
165,91 |
146,00 |
Коэффициенты движения кадров не планируются, поэтому их анализ производится сравнением показателей отчетного года с показателями предыдущих трех лет.
Текучесть рабочих играет незначительную роль в деятельности предприятия, т. к. составляет всего 0,0088, 0,0100 и 0,0146 в 2004-2006 гг. соответственно. Постоянные кадры, длительное время работающие на предприятии, совершенствуют свою квалификацию, осваивают смежные профессии, быстро ориентируются в любой нетипичной обстановке, создают определенную деловую атмосферу в коллективе и активно влияют поэтому на уровень производительности труда.
Для оценки социальных результатов изучаются также коэффициенты постоянства и стабильности кадров.
Коэффициент постоянства кадров определяется
как отношение численности
Коэффициенты постоянства и стабильности кадров отражают уровень оплаты труда и удовлетворенность работников условиями труда, трудовыми и социальными льготами.
1.3. Социально-психологический климат в коллективе
Наиболее частой причиной внезапного
падения производственных и коммерческих
показателей предприятия
Изменения социально-психологического
климата могут быть не так кардинальны.
Однако кадровик-профессионал всегда
помнит о необходимости периодического
мониторинга социально-
Социально-психологический
Межличностные отношения - это система
установок, ориентаций и ожиданий членов
группы относительно друг друга. Межличностные
отношения обусловлены
Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность. Кратко рассмотрим сущность этих показателей.
Сплоченность - один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя основными переменными - уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для ее членов.
Ответственность - контроль над деятельностью
с точки зрения выполнения принятых
в организации правил и норм. В
подразделениях с положительным
социально-психологическим
Контактность и открытость - определяют степень развития личных взаимоотношений сотрудников, уровень психологической близости между ними.
Социально-психологический
Особенности психологического климата
в подразделениях влияют на производственные,
социальные и социально-психологические
процессы в конкретном подразделении
и во всей организации. С уверенностью
можно утверждать, что социально-психологический
климат в отдельных подразделениях
во многом определяет производственные
успехи организации и ее положение
на рынке. Поэтому диагностика и
формирование позитивного социально-
Методика оценки социально-психологического
климата в трудовом коллективе позволяет
делать периодические «срезы» с
целью диагностики состояния
психологического климата в коллективе,
прослеживать эффективность тех
или иных мероприятий и их влияние
на психологический климат. Такие
измерения полезны при изучении
степени адаптации новых
Методика позволяет
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм: анализируются различные стороны отношений к коллективу для каждого сотрудника в отдельности. Каждый компонент трактуется тремя вопросами, причем ответ на них принимает одну из трех возможных форм: +1; 0; -1. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого сотрудника на вопросы по данному компоненту должны быть обобщены следующим образом:
Положительная оценка (+1). К этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы (4, 5 - на ответы-утверждения; 7, 8, 9 - на ответы по шкале «1-9») даны на все три вопроса, относящиеся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий может иметь другой знак;
Отрицательная оценка (-1). Сюда входят сочетания, содержащие три отрицательных ответа (1, 2 - на ответы-утверждения; 1, 2, 3 - на ответы по шкале «1-9») или два ответа отрицательные, а третий может иметь другой знак;
Неопределенная (противоречивая) оценка (0). Эта категория включает такие случаи:
на все три вопроса дан неопределенный ответ (3 - на ответы-утверждения; 4, 5, 6 - на ответы по шкале «1-9»);
ответы на два вопроса - неопределенные, а третий может иметь другой знак;
один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки.
На опросном листе вопросы 1-й, 4-й, и 7-й относятся к эмоциональному компоненту; 2-й, 5-й, 8-й - к поведенческому компоненту; 3-й, 6-й - к когнитивному (причем вопрос 3 содержит две позиции).
По группе ответов строится таблица.
Таблица 4 - Исследование социально-психологического климата
Сотрудники |
Эмоциональный компонент |
Когнитивный компонент |
Поведенческий компонент |
Администратор |
0 |
0 |
+1 |
Буфетчик |
+1 |
0 |
+1 |
Бухгалтер |
+1 |
+1 |
0 |
Водитель-экспедитор |
0 |
-1 |
-1 |
Главный бухгалтер |
0 |
0 |
0 |
Гладильщик |
+1 |
0 |
+1 |
Грузчик |
-1 |
+1 |
-1 |
Директор |
0 |
0 |
0 |
Зав. магазином |
0 |
+1 |
0 |
Зав. секцией |
+1 |
+1 |
+1 |
Зам. директора |
-1 |
0 |
0 |
Зам. зав. магазином |
0 |
0 |
+1 |
Кассир |
0 |
+1 |
+1 |
Кладовщик |
+1 |
-1 |
0 |
Комплектовальщик |
0 |
0 |
0 |
Маркетолог |
+1 |
+1 |
+1 |
Менеджер |
+1 |
-1 |
-1 |
Охранник |
0 |
0 |
0 |
Повар |
0 |
0 |
0 |
Помощник администратора |
+1 |
+1 |
+1 |
Продавец |
-1 |
0 |
-1 |
Продавец-консультант |
0 |
+1 |
0 |
Рабочий |
0 |
+1 |
0 |
Рабочий-бригадир |
+1 |
0 |
+1 |
Столяр |
-1 |
0 |
0 |
Товаровед |
0 |
+1 |
+1 |
Уборщик |
0 |
-1 |
+1 |
Фасовщик |
+1 |
0 |
0 |
Экономист |
0 |
0 |
0 |
Юрист |
-1 |
+1 |
+1 |
Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от +1 до -1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние данные.
В соответствии с проведенным исследованием психологический климат по каждому сотруднику признается противоречивым, неопределенным и нестабильным. В соответствии с полученными результатами должны строиться мероприятия по улучшению психологического климата.