Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:16, курсовая работа
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.
Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.
1 Теоретическое обоснование качества продукции в современных условиях функционирования организации
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.
Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.
Экономическое содержание качества продукции обусловлено ее полезностью, конкретная мера которой делает каждую вещь потребительной стоимостью.
Экономическое содержание понятия «качество продукции» образуется путем соединения философского понятия качества как характеристики отличия одного предмета от всех остальных и экономического как овеществленного результата производственной деятельности людей.
Качество продукции выражает меру учета совокупных требований к продукции как к средству производства или предмету потребления в отношениях изготовителей и потребителей при ее разработке, производстве и использовании в соответствии с потребностями каждого конкретного общества. Поэтому качество продукции следует определять как меру ее совершенства, проявляющегося в полезных свойствах, совокупность и значение которых отражают сложившиеся на данном этапе требования общества к ней как средству удовлетворения определенных потребностей.
Таким образом, качество продукции — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением [4, с. 68-70].
Международной
организацией по стандартизации (ИСО)
качество определяется как «совокупность
свойств и характеристик
Потребности представляют собой ту реальность, которая предопределяет многие процессы физической, экономической и социальной жизнедеятельности человека. Удовлетворение же потребностей обеспечивает эти процессы и является естественной составляющей человеческой деятельности.
Поэтому управление
качеством основывается на изучении
потребностей народного хозяйства
в средствах производства, а населения
— в товарах народного
По этой причине все, кто планирует, создает и изготавливает продукцию, должны самым тщательным образом изучать запросы заказчика, запросы потребителя. Это важный принцип эффективной организации работ по решению проблемы качества. Потребности стимулируют деятельность человека по поиску средств их удовлетворения. Возникновение и существование потребностей является естественным состоянием жизни человека и общества. Потребности обладают колоссальной движущей силой, побуждающей человека к действию. Люди постоянно ищут средства и способы удовлетворения своих потребностей.
В начальный период своего исторического развития человек имел ограниченные потребности и удовлетворял их предметами, которые находил в окружающей природе. Однако по мере развития человека рождались новые потребности, удовлетворять которые предметами окружающей его природы он уже не мог. Это побуждало к поиску и постепенно привело человека к производственной деятельности, в результате которой он начал создавать такие предметы, которые удовлетворяли его новые потребности.
В силу динамического характера совокупностей потребностей, постоянно меняется их состав и структура, а поэтому изучение их в системах управления качеством продукции трудная задача. Соответствие создаваемых материальных благ характеру потребностей имеет ключевое значение для решения широкого круга вопросов в управлении качеством продукции.
В политической экономии используется
категория потребительной стоимости,
которая тесно связана с
Действующая на
отечественных предприятиях Республики
Беларусь комплексная система управления качеством продукции,
охватывающая обеспечение оптимального
уровня качества на
всех стадиях при ее разработке, производстве,
эксплуатации (или
потреблении), не оказала серьезного влияния
на качество продук-
ции. Нередко зарубежные фирмы готовы
закупать у предприятия
большие партии товара, который их устраивает
по качеству, а
предприятие — по цене, но сделка, тем
не менее, откладывается.
Основная причина состоит как в неуверенности,
что и в дальней
шем предприятие обеспечит стабильный
выпуск продукции тех
же достоинств, что и при заключении договора,
так и в отсутст-
вии систем качества, сертифицированных
на соответствие стан
дартам Международной организации по
стандартизации (ИСО).
В настоящее время в Республике в качестве государственных внедряются международные стандарты серии ИСО 14000. Политика в области качества продукции во многом определяется положениями Межгосударственного стандарта «ГОСТ 10-92», принятым Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 7 октября 1992 года. Основной целью межгосударственной стандартизации является: защита интересов потребителей и каждого государства-участника Соглашения в вопросах качества продукции, обеспечивающих безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды; содействие экономии всех видов ресурсов и улучшению экономических показателей производства; содействие повышению конкурентоспособности продукции на мировых товарных рынках. И межгосударственные стандарты включены: требования к качеству продукции, технике безопасности и производственной санитарии, упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации продукции; методы контроля и правила обеспечения качества продукции. Причем стандарт распространяется не только на продукцию, но и на технологические процессы, методы испытаний, измерений и анализа. Требования межгосударственных стандартов нашли отражение в Республиканских, отраслевых стандартах и стандартах предприятия и законодательно закреплены в Законе РБ «О техническом нормировании и стандартизации», принятом в 2004 г.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» с 1994 г. введена обязательная сертификация производимой в республике и ввозимой продукции, на которую законодательством либо нормативно-технической документацией установлены требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья или имущества потребителей, охраны окружающей среды. Закон РБ «О техническом нормировании и стандартизации», принятый в 2004 г., определил Национальную систему сертификации, разработанную Республиканским органом по стандартизации, метрологии и сертификации. В Национальной системе сертификации проводится как обязательная, так и добровольная сертификация. Обязательной подлежит продукция, включенная в перечень, разработанный Белстандартом. Это бытовые электрические приборы и радиоэлектронная аппаратура, электродвигатели малой и средней мощности, мебель, фанера, товары легкой промышленности, игрушки, моющие средства, готовые пищевые продукты и другие товары. По результатам сертификации выдается сертификат или свидетельство, знак соответствия, подтверждающий соответствие продукции принятой системе стандартов. Продукция, прошедшая добровольную сертификацию, маркируется знаком соответствия той системы, в которой она сертифицировалась.
К настоящему времени в Республике создана развитая инфраструктура, включающая сеть органов по сертификации однородных групп продукции, испытательных центров и лабораторий. Всего в Беларуси для проведения сертифицированных испытаний аккредитовано 500 испытательных центров и лабораторий. В 1996 г. выдано 12 тысяч сертификатов.
Стандартизация и сертификация оказывают большое влияние на изменение системы качества на всех стадиях жизненного цикла изделия: поиск и изучение рынка товара, разработку технических требований к проектируемой продукции; материально-техническое обеспечение производства; разработку технологического процесса и обеспечение оснасткой; стадии производства продукции, проведение испытаний; упаковку, хранение и сбыт продукции; техническую помощь в обслуживании, монтаже и эксплуатации товаров; утилизацию после испытания. Конкретные направления по обеспечению качества и проведению работ по его улучшению регламентируется системой технических, организационных, экономических, правовых, идеологических и других форм воздействия на качество продукции и качество труда непосредственных исполнителей. Положительную роль в решении этой проблемы играют предупредительные методы контроля, организация групп качества [1, c.12-13].
Для управления качеством продукции и его повышением необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции. Для оценки уровня качества продукции используют показатели качества.
Целью оценки является определение того, какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами, и с какой точностью определяют их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме следует представить результаты оценки.
При определении целесообразности повышения качества продукции важное значение имеет учет показателей качества. От повышения качества по его отдельным показателям зависит объем затрат предприятия, поэтому необходимо учитывать финансовые и производственные возможности предприятия при планировании повышения качества. Одни и те же показатели могут иметь разную степень значимости для предприятия в зависимости от выпускаемой продукции.
По способу выражения показатели качества могут быть в натуральных единицах (килограммы, метры, баллы, безразмерные), а также в стоимостных единицах.
По оценке уровня качества — базовые, относительные показатели.
По стадии определения — прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные показатели.
По характеризуемым свойствам они могут быть единичными и комплексными (групповыми, обобщенными, интегральными).
Единичные и комплексные показатели качества, могут объединяться в различные группы в зависимости от того, какие отношения объекта (системы) с внешней средой рассматриваются (таблица 1.1):
Таблица 1.1 – Отношения объектов качества с внешней средой
№ п/п |
Среда развертывания функции качества |
Группы показателей качества |
1 |
предметная среда |
показатели функционального назначения |
2 |
предметная среда во времени |
показатели надежности |
3 |
предметная среда в пространстве |
показатели транспортабельности |
4 |
производственно- |
показатели технологического и организационного уровня производства |
5 |
среда экономических отношений |
экономические показатели |
6 |
среда экологических отношений |
экологические показатели |
7 |
среда отношений безопасности |
показатели безопасности |
8 |
среда эргономических отношений |
эргономические показатели |
9 |
среда эстетических отношений |
эстетические показатели |
10 |
среда патентно-правовых отношений |
патентно-правовые показатели |
11 |
нормативная среда |
показатели стандартизации |
12 |
среда рыночных отношений |
показатели конкурентоспособности |
При анализе групп показателей можно заметить определенную корреляцию между ними. Например, такой показатель уровня технологичности производства, как энергоемкость продукции, тесно связан с группами экономических и экологических показателей.
Информация о работе Социально-психологического климата в коллективе