Социально-психологического климата в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.
Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.

Файлы: 1 файл

5. Глава 1.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Качество продукции оценивается  на основе количественного измерения  определяющих ее свойств. Современная  наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества. Широко распространена классификация свойств предметов (товаров) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:

- показатели назначения – характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения готовой продукции. К группе показателей назначения относят следующие подгруппы: классификационные (мощность, емкость и т.п.), функциональной и технической эффективности (производительность, точность и быстрота срабатывания и др.), конструктивные (размеры, наличие дополнительных устройств и др.), а также состава и структуры (массовая доля вещества, концентрация примесей и др.).

- показатели надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность и долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все 4, так и часть из названных показателей.

 - показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, трудовых ресурсов и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

- показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя, так и для потребителя.

- эргономические показатели – отражают взаимодействие человека с изделием и комплексом гигиенических, антропометрических, физиологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.

- эстетические показатели – характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

- показатели транспортабельности – выражают приспособленность продукции к транспортировке.

- патентно-правовые показатели – характеризуют патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.

- экологические показатели могут вообще отсутствовать в продукции когда производство данной продукции не может быть экологически опасным в принципе, например, при производстве телевизоров, компакт-дисков. Это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции.

- показатели безопасности – характеризуют особенности для безопасности покупателя и обслуживающего персонала то есть обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке, потреблении продукции.

Показатели  качества помимо классификации по характеризуемым  свойствам классифицируются также  по количеству характеризуемых свойств  продукции:

- единичные показатель – показатель, относящийся только к одному из свойств продукции (вес, мощность и т.п.).

- относительный показатель – отношение единичного показателя к показателю базовому, выражается в относительных единицах или процентах(%).

- базовый показатель – показатель, принятый за исходную (эталонную) единицу при сравнительных оценках качества.

- комплексный показатель – показатель, относящийся к нескольким свойствам продукции, характеризует изделие в целом (коэффициент готовности = коэффициент безотказности, коэффициент ремонтопригодности).

- интегральный показатель – комплексный показатель, отражающий соотношение суммарного полезного эффекта в натуральных единицах от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление, т.е. эффект, приходящийся на рубль затрат: рост интегрального показателя может обеспечиваться за счет как увеличения полезного эффекта от использования продукции, так и снижения издержек на ее создание и эксплуатацию.

- групповой показатель – показатель, относящийся к определенной группе свойств.

- обобщенный показатель – показатель, на основе которого принято решение оценивать ее качество. Обобщенный показатель может быть интегральным или каким-либо комплексным показателем (например, средневзвешенные арифметический или геометрический показатели). Кроме того, решение оценивать качество может быть принято на базе единичного показателя, если он признан главным среди других.

Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции. Однако помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ней связан вопрос экономически оптимального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена набор свойств, которыми оно обладает. Если при улучшении качества цена будет слишком высокой, то тогда эффективности повышения качества не будет [3, с. 70-72].

 

 

    1. Методы оценки уровня качества продукции (оценка                   технического уровня продукции)

 

Уровнем качества продукции называется относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. Базовые значения показателей качества продукции - это показатели качества эталонного или базового образца. Отсюда ясно, что выбор базовых образцов - важнейший элемент оценки уровня качества продукции. Базовым называется образец продукции, соответствующий передовым научно-техническим достижениям в установленном периоде, как в нашей стране, так и в других странах.

Установлению  базовых образцов предшествует определение  цели оценки, в зависимости от которой применяются разные группы базовых образцов.

При оценке уровня качества разрабатываемой продукции  за базовые принимают перспективные  образцы, характеризующиеся прогнозируемой совокупностью реально достижимых показателей качества в будущем  периоде. Это может быть гипотетическое изделие, в котором при его разработке получили бы техническое воплощение на современном этапе развития все известные достижения науки и техники. Таким образом, результат сравнения параметров гипотетического и разрабатываемого изделий характеризует степень реализованности параметров гипотетического образца в разрабатываемом изделии.

При оценке выпускаемой  продукции за базовый образец  принимают продукцию, показатели качества которой соответствуют мировому уровню или лучшим отечественным образцам.

Выбор базовых  образцов производится соответствующими отраслевыми НИИ, центральными и  головными КБ, головными и базовыми организациями по стандартизации.

Уровень качества продукции, оцениваемый по совокупности показателей, в которую не входят экономические, называется техническим уровнем качества продукции. Когда учитываются и экономические показатели, то говорят о технико-экономическом уровне качества продукции.

Для оценки технического уровня качества продукции используются следующие методы: дифференциальный, комплексный и смешанный.

Дифференциальный  метод оценки уровня качества состоит  в сравнении единичных показателей  качества оцениваемой продукции (изделия) с соответствующими единичными показателями качества базового образца. При этом для каждого из показателей рассчитываются относительные показатели качества:

 

                                                 (1.1)

 

или

 

 ,                                              (1.2)

 

       где Pi - значение i-го показателя качества оцениваемой продукции; Pib - значение i-го показателя качества базового образца.

Формула 1.1 используется, когда увеличение абсолютного значения показателя качества соответствует улучшению качества продукции (например, производительность, чувствительность, точность, срок службы, коэффициент полезного действия и др.).

Формула 1.2 используется тогда, когда улучшению качества продукции соответствует уменьшение абсолютного значения показателя качества (например, масса, расход топлива, потребляемая электрическая мощность, содержание вредных примесей, трудоемкость обслуживания и др.).

Если оцениваемая  продукция имеет все относительные  показатели качества Ki >=1, то ее уровень  качества выше или равен базовому; если все Ki <1, то ниже.

Возможны случаи, когда часть значений Ki >=1, часть Ki <1. При этом необходимо все показатели разделить на две группы. В первую группу должны войти показатели, отражающие наиболее существенные свойства продукции, во вторую - второстепенные показатели.

Если относительные  показатели первой группы и большая часть относительных показателей второй группы больше или равны единице, то уровень качества оцениваемой продукции не ниже базового.

Если для  первой группы часть значений Ki ><1, то необходимо провести комплексную  оценку уровня качества.

Ограничение для применения дифференциального метода оценки уровня качества состоит в трудности принятия решения по значениям многих единичных показателей качества.

Комплексный метод  оценки уровня качества предусматривает  использование комплексного (обобщенного) показателя качества.

При этом методе уровень качества определяется отношением обобщенного показателя качества оцениваемой  продукции Qоц к обобщенному показателю качества базового образца Qбаз, т.е.

 

                                             (2.1)

 

       Вся сложность комплексной оценки заключается в объективном нахождении обобщенного показателя.

Существуют различные варианты метода.

Когда можно выделить главный показатель, характеризующий основное назначение изделия или продукта, и установить функциональную зависимость этого главного показателя от остальных единичных показателей:

 

,                                      (2.2)

      

где n-число единичных  показателей; Pi - i-й единичный показатель; Yi-коэффициент при i-м единичном показателе.

 Вид зависимости может определяться любым из возможных методов, в т.ч. и экспертным.

Главным показателем  может быть, например, производительность машин, ресурс, удельная себестоимость  и др.

В качестве обобщенного может использоваться интегральный показатель качества, показывающий величину полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции, приходящегося на каждый рубль суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию или потребление.

 В тех  случаях, когда невозможно построить функциональную зависимость, исходя из основного назначения продукции, применяют взвешенные среднеарифметические показатели. При этом обобщенный показатель вычисляется по формуле:

 

,                                          (2.3)

      

где mi-коэффициент  весомости i-го показателя.

При этом должно соблюдаться условие:

 

                                                    (2.4)

 

Коэффициенты  весомости mi устанавливаются отраслевыми  НИИ на определенный период времени  экспертным методом путем опроса определенного числа экспертов, которыми, исходя из условий эксплуатации изделия, назначаются баллы значимости каждого параметра Pi. На основании балльной оценки значимости параметров определяются коэффициенты mi.

Дифференциальный  и комплексный методы оценки уровня качества продукции не всегда решают поставленные задачи. При оценке сложной продукции, имеющей широкую номенклатуру показателей качества, с помощью дифференциального метода практически невозможно сделать обобщающий вывод, а использование только одного комплексного метода не позволяет объективно учесть все значимые свойства оцениваемой продукции.

В этих случаях оценку уровня качества производят смешанным методом, использующим единичные и комплексные  показатели качества. При этом методе единичные показатели качества объединяются в группы (например, показатели назначения, эргономические, эстетические) и для каждой группы определяют комплексный показатель. При этом отдельные, наиболее важные показатели не объединяют в группы, а используют как единичные. С помощью полученной совокупности комплексных и единичных показателей оценивают уровень качества продукции дифференциальным методом [9, с. 48-53].

Таким образом, в современных условиях функционирования рынка высокий уровень качества продукции является важнейшим условием для ее конкурентоспособности, наряду с таким очень важным показателем для потребителя, как цена продукции. Поэтому для управления качеством необходимы конкретные показатели, основываясь на которых, можно было бы планировать деятельность предприятия в области качества и соответственно повышать качество продукции.

Показатели в свою очередь  классифицируются по группам. Распределение показателей качества на отдельные группы упрощает произведение расчетов показателей качества и тем самым позволяет предприятиям функционировать более эффективно.

 


Информация о работе Социально-психологического климата в коллективе