Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:21, курсовая работа
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда.
Введение ____________________________________________________ 2
1. Современное состояние и динамика рынка труда в Омской области или в конкретном крупном предприятии ____ 4
1.1. Понятие рынка труда и службы занятости __________________ 4
1.2. Государственная система занятости _______________________ 8
1.3. Функции бирж труда ___________________________________ 10
2. Статистика уровня занятости населения и трудовых ресурсов ______ 12
2.1. Статистика занятости населения по Омской области _________ 12
2.2. Статистика безработицы населения по Омской области ______ 14
3. Система регулирования занятости населения ___________________ 17
3.1. Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения _____________ 17
3.2. Актуальные проблемы организации профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения ____________________________________ 24
Заключение ___________________________________________________ 28
Библиографический список ___________________________________ 29
Возрастной состава безработных отражает проблемы трудоустройства молодежи. Средний возраст безработных в 2008г. – 34 года. Доля молодежи до 30 лет составила в 2007г. 44,5% и в 2008г. – 44% общей численности безработных. Доля же безработных старших возрастов (старше 50 лет) составила всего лишь 8,7% в 2007г. и 12,7% в 2008г.
Таблица 4.
Состав безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости
Всего человек |
В % от общей численности безработных | |||
2007 |
2008 |
2007 |
2008 | |
Численность безработных – всего из них: |
19412 |
23712 |
100,0 |
100,0 |
уволившиеся по собственному желанию |
6707 |
8708 |
34,6 |
36,7 |
уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников |
3337 |
3435 |
17,2 |
14,5 |
выпускники высших и средних профессиональных учебных заведений |
618 |
666 |
3,2 |
2,8 |
выпускники начальных профессио- нальных учебных заведений |
149 |
182 |
0,8 |
0,8 |
Из числа безработных имеют образование: |
||||
Высшее профессиональное |
2567 |
3625 |
13,2 |
15,3 |
Среднее профессиональное |
5180 |
6024 |
26,7 |
25,4 |
Начальное профессиональное |
5319 |
6372 |
27,4 |
26,9 |
Среднее (полное) |
4076 |
4960 |
21,0 |
20,9 |
Основное общее |
1818 |
2242 |
9,4 |
9,5 |
Не имеют основного общего образования |
452 |
489 |
2,3 |
2,1 |
Среди зарегистрированных безработных основную долю составляют лица, уволившиеся по собственному желанию (36,7% в 2008г.). По уровню образования на первом месте находятся безработные имеющие начальное и среднее профессиональное образование (26,9% и 25,2%), на втором – со средним образованием(20,9%), на третьем – с высшим образованием (15,3%) [10,11].
3. Система регулирования
3.1. Специфические особенности
В основе государственной
системы занятости лежит сеть
служб и фондов занятости различных
уровней. На федеральном уровне - это
Федеральная служба занятости населения,
в каждом из субъектов Федерации
существуют региональные или республиканские
службы занятости, а в городах
и населенных пунктах, а также
в крупных сельских пунктах существую
местные службы занятости. Структурные
подразделения федеральной
Органы службы
занятости на безвозмездной основе
предоставляют органам
Органы служб
занятости на основе прогнозов экономического
развития с участием работодателей
и представителей трудящихся разрабатывают
программы занятости, которые после
согласования утверждаются представителями
соответствующих органов
Взаимодействие
служб занятости с
Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:
Все услуги
федеральной государственной
Особенности
занятости и функционирования рынка
труда в промышленном регионе
обусловлены спецификой формирования
экономически активного населения,
сложившимся уровнем и
Федеральная
и региональные службы занятости
населения, аккумулируя в фондах
занятости большую часть
Федеральная
служба занятости России использует
арифметический подход и группирует
регионы по уровню безработицы в
соответствии со следующими критериями:
1) ниже среднего уровня по стране; 2) в
пределах двукратного превышения среднего
уровня; 3) более двукратного превышения.
Всесторонняя
оценка эффективности функционирования
государственной службы занятости
может быть дана на основе использования
системы взаимосвязанных
По мнению экспертов, критериями эффективности работы органов службы занятости следует считать повышение их роли в организации рынков труда - общероссийского, регионального, местного - и степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей.
В Институте
экономики РАН разработана
Система показателей оценки службы занятости, предложенная в упомянутой методике, включает следующие относительные показатели:
Кроме основных показателей, предлагаются и дополнительные: полнота сборов страховых взносов, своевременность представления в вышестоящий орган отчетов и других материалов информационного характера, отсутствие обоснованных жалоб.
Оценка деятельности
региональных служб занятости по
показателю «уровень безработицы»
и ряду других применяемых на практике
частных показателей (содействие в
трудоустройстве граждан, в том
числе временном
Наименование показателей:
Правительством РФ Постановлением N 156 от 6 апреля 2004 г.
"Вопросы федеральной службы по труду" указано
1. Установить, что Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
2. Федеральная
служба по труду и занятости
находится в ведении
3. Федеральная
служба по труду и занятости
осуществляет свою
4. Основными функциями Федеральной службы по труду и занятости являются:
а) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
б) деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) организация альтернативной гражданской службы;
г) организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в том числе:
содействие гражданам в поиске подходящей работы;
подбор работодателям необходимых работников;
бесплатная консультация, бесплатное предоставление информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;
профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая поддержка;
обеспечение социальной поддержки;
направление граждан на общественные работы, а также их временное трудоустройство;
Информация о работе Современное состояние и динамика рынка труда в Омской области