Современное состояние и динамика рынка труда в Омской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда.

Содержание работы

Введение ____________________________________________________ 2
1. Современное состояние и динамика рынка труда в Омской области или в конкретном крупном предприятии ____ 4
1.1. Понятие рынка труда и службы занятости __________________ 4
1.2. Государственная система занятости _______________________ 8
1.3. Функции бирж труда ___________________________________ 10
2. Статистика уровня занятости населения и трудовых ресурсов ______ 12
2.1. Статистика занятости населения по Омской области _________ 12
2.2. Статистика безработицы населения по Омской области ______ 14
3. Система регулирования занятости населения ___________________ 17
3.1. Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения _____________ 17
3.2. Актуальные проблемы организации профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения ____________________________________ 24
Заключение ___________________________________________________ 28
Библиографический список ___________________________________ 29

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 56.30 Кб (Скачать файл)

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

выдача заключений о целесообразности привлечения  и использования иностранной  рабочей силы.

Федеральная служба по труду и занятости руководствуется  в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми  актами Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением [12,13].

 

3.2. Актуальные проблемы организации  профессиональной

 

Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), сертификация продукции  на соответствие международным стандартам серии ISO 9000, как и переход к  рыночной экономике, выдвигают принципиально  новые требования к работникам - руководителям, специалистам, рабочим, к организации и содержанию их профессиональной подготовки и переподготовки.

   Предприятия  переходят на новую технологию, выпускают новую продукцию, меняют  производственный профиль деятельности. Многие работники высвобождаются  со своих рабочих мест по  этим причинам либо в связи  с ликвидацией организаций, сокращением  численности или штата в них.  Каждое из этих обстоятельств  серьезно влияет на структуру потребностей в кадрах в зависимости от их профессиональной подготовленности к работе, которую они могут или смогут выполнить.

    Кроме  того, как показывает практика, многие  организации в условиях ужесточающейся  конкуренции испытывают недостаток  в кадрах высокой квалификации (особенно рабочих), в молодежи, которая  бы приходила на производство  для приобретения профессии, ее  последующего освоения, дальнейшего  совершенствования, повышения квалификации.

   Сложившаяся  за многие годы система подготовки  и переподготовки кадров на  производстве оказалась, по существу, вне государственного регулирования.  Разрушилась или утратила прежнюю  стройность и последовательность  система повышения квалификации  руководящих кадров и специалистов.

 Актуальной  задачей становится подготовка, повышение квалификации, обучение  смежным и вторым профессиям  рабочих, формирование предпринимательского  корпуса с учетом новых экономических  условий, российских традиций  и мирового опыта.

 Целый  ряд международных документов  в той или иной степени регламентируют  организацию и проведение профессионального  обучения и предъявляют соответствующие  требования к ее организаторам.

 Конвенция  Международной организации труда  (МОТ) N 142 1975 г. "О профессиональной  ориентации и профессиональной  подготовке в области развития  людских ресурсов" предусматривает,  что каждый член Организации  принимает и развивает всесторонне  скоординированные политику и  программы профессиональной ориентации  и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности через государственные  службы занятости (п. 1 ст. 1).

Эта политика и программы должным образом  учитывают:

а) потребности, возможности и проблемы занятости как на региональном, так и на национальном уровне;

б) стадию и  уровень экономического, социального  и культурного развития;

в) взаимосвязь  между развитием людских ресурсов и другими экономическими, социальными  и культурными целями (п. 2 той  же статьи).

 Эта политика  и программы осуществляются при  помощи методов, соответствующих  национальным условиям, и предназначены  для повышения способности отдельного  лица создавать и индивидуально или коллективно оказывать влияние на производственную и социальную среду (пп. 3 и 4 той же статьи).

 Эта политика  и программы стимулируют и  позволяют всем лицам, на основе  равенства и без какой-либо  дискриминации, развивать и применять  свои способности к труду в  своих собственных интересах  и в соответствии со своими  стремлениями, учитывая потребности  общества (п. 5 той же статьи).

Сроки обязательного  прохождения стажировки, повышения  квалификации предусмотрены для  медицинских, педагогических и ряда других категорий работников.

Для рабочих  определенных профессий предусмотрена  сдача квалификационных экзаменов, по результатам которых решается вопрос о выполнении ими определенных видов работ.

Так, квалификационные элементы предусмотрены для работников транспорта, непосредственно связанных  с движением. Для водителей утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (постановление Правительства  РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 с последующими изменениями и дополнениями).

   Переход  к рыночной экономике выдвигает  принципиально новые требования  к работникам (руководителям, специалистам, рабочим), к организации и содержанию  их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Организации переходят на новую технологию, выпуск новой продукции, меняют профиль  деятельности, в связи с чем многие работники высвобождаются со своих рабочих мест.

Эти обстоятельства серьезно влияют на структуру потребностей в кадрах в зависимости от их профессиональной подготовленности к работе, которую они могут или смогут выполнять. Многие организации испытывают недостаток в кадрах высокой квалификации (особенно рабочих), в молодежи, которая приходила бы на производство для приобретения профессии, ее последующего освоения, дальнейшего совершенствования, повышения квалификации  [14].

        В ТК РФ впервые в истории  трудового законодательства включен  раздел II, содержащий основные нормы,  регламентирующие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, включая ученический договор (см. ст. 196—208). 416

    Права  и обязанности работодателя по  подготовке и переподготовке кадров, В соответствии со ст. 196 ТК РФ работодатель имеет право:

1) определять  потребность в кадрах определенных  профессий квалификационного условия для собственных нужд;

2) определять  необходимость профессиональной  подготовки и переподготовки  кадров для собственных нужд;

3) проводить  профессиональную подготовку, переподготовку  и повышение квалификации работников, обучение их вторым. профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;

4) определять  с учетом мнения представительного  органа работников:

формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

перечень  необходимых профессий и специальностей;

5) заключать ученический договор . В обязанности работодателя, входит:

1) проведение  повышения квалификации работников  в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности;

2) создание  необходимых условий для совмещения  работы с обучением работникам, проходящим профессиональную подготовку, предоставление гарантий, установленных ТК РФ, иными нормативными правовыми актами[].

  Право  работников на профессиональную  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации. Право на профессиональную  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации названо среди основных  прав работника (см. ст. 21 ТК РФ). Далее в Кодексе право на повышение квалификации конкретизируется. В него включено право на обучение новым профессиям [15].

 

Заключение

 

В заключении я хочу сказать, что рынок труда  это не только отношения между  наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном  сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

В политике занятости Российской Федерации  сегодня превалируют меры, направленные как на прямое субсидирование создания новых рабочих мест, так и на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики особенно это важно в период экономического (финансового) кризиса. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям современной России и соответствует возможностям службы занятости.

Библиографический список

 

  1. http://coolreferat.com/Рынок_труда,_служба_занятости,_их_современное_состояние
  2. http://referat.yabotanik.ru/jekonomika/rynok-truda-sluzhba-zanyatosti-ih-sovremennoe/89812.html
  3. http://www.referatbar.ru/referats/4439E-1.html
  4. http://www.bestreferat.ru/referat-68366.html
  5.     Комментарии к трудовому кодексу РФ, М.: ИНФРА-М, 2006.
  6. Капелюшников Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика   // Вопросы экономики. – 2006, – № 10
  7. Кибанов А.Я. «Экономика и социология труда: Учебник». – М.: ИНФРА-М, 2006
  8.    Мамедова О.Ю. Современная экономика, Лекционный курс, Ростов на/Д, Феникс,2008.
  9.    Нуреев Р.М..Курс микроэкономики. Учебник для Вузов. М:, ИНФРА-М 2006.
  10. Остапенко Ю.М. «Экономика труда: Учеб. пособие». – М.: ИНФРА-М, 2006
  11.     Павленков В.А. Рынок труда. М., ЮНИТИ-ДАНА 2007.
  12. Сидорина Т.Ю. Новый взгляд на социологию труда // ЭКО. – 2007
  13.     Трудовой кодекс Российской Федерации, М.: Познавательная книга, 2007.
  14. Тощенко Ж.Т. Социология труда: генезис идей в контексте мировых и российских реалий (опыт нового прочтения) // Мир России. – 2008.
  15.     Шуркалин А.К. Основы экономической теории. М:, ИНФРА-М 2007.

 

 

 


Информация о работе Современное состояние и динамика рынка труда в Омской области