Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 11:21, курсовая работа
Финансы предприятия составляют основу финансовой системы. Как хозяйствующий субъект, предприятие взаимодействует с поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, с банком, бюджетом и т.д. Однако финансовые отношения возникают только тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия, его доходов, привлечение наемных источников, распределение доходов, их использование на развитие самого предприятия.
Введение………………………………………………………………...3
Теоритическая часть
1.Источники финансирования имущества организации……………………5
1.1 Общая характеристика собственные источники финансирования имущества организации………………………………………………………5
1.2 Общая характеристика заемных источников…………………................8
1.3.Лизинг, франчайзинг и др. как современные источники финансирования……………………………………………………………..11
1.4.Оценка целесообразности использования различных источников в настоящее время. Влияние различных источников на финансовое состояние предприятия……………………………………………………...14
Практическая часть
2.1.Краткая характеристика предприятия………………………………….19
2.2.Анализ используемых на предприятии источников финансирования…………………………………………………………….20
2.3.Основные направления по финансированию деятельности предприятия в будущем……………………………………………………..27
Заключение …………………………………………………………………..29
Литература……………………………………
Банковские кредиты предоставляются в форме инвестиционных (долгосрочных) кредитов или краткосрочных ссуд. Назначение банковских кредитов – это финансирование расходов, связанных с приобретением основных и текущих активов. А также финансирование сезонных потребностей предприятия, временного роста товарно-материальных запасов, временного роста дебиторской задолженности, налоговых платежей, экстра неординарных расходов.
Краткосрочные ссуды могут предоставляться правительственными учреждениями, финансовыми компаниями, коммерческими банками, факторинговыми компаниями.
Инвестиционные кредиты могут предоставляться: правительственными учреждениями, страховыми компаниями, коммерческими банками, андеррайтерами, индивидуальными инвесторами.
Наряду с банковскими кредитами источниками финансирования оборотных средств являются также коммерческие кредиты других предприятии и организации, оформление в виде займов, векселей, товарного кредита и авансового платежа.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется предприятиям органами государственной власти. Он представляет собой временную отсрочку налоговых платежей предприятия.
Для получения инвестиционного налогового кредита предприятие заключает кредитное соглашение с налоговым органом по месту регистрации предприятия.
Инвестиционный взнос (вклад) работников – это денежный взнос работника в развитие экономического субъекта под определенный процент. Интересы сторон оформляются договором или положением об инвестиционном вкладе. Потребности предприятия в оборотных средствах могут покрываться также за счет выпуска в обращение ценных долговых бумаг или облигаций. Облигация удостоверяет отношения займа между держателем облигации и лицом, эмитировавшим документ.
1.3.Лизинг, франчайзинг и др.как современные источники финансирования.
В качестве нетрадиционных источников финансирования предприятия, как правило, рассматривают инвестиционный налоговый кредит, лизинг, франчайзинг, форвардные и фьючерсные контракты, варранты и опционы и т.д.
Лизинг- одна из форм долгосрочного финансирования основного капитала предприятия (технологического оборудования, машин, зданий и сооружений). Различают оперативный и финансовый лизинг. При оперативном лизинге срок аренды основных средств значительно меньше их амортизационного периода. При этом по окончание срока аренды имущество подлежит возврату лизинговой компании. При финансовом лизинге срок аренды близок к величине амортизационного периода и по окончании этого срока имущество выкупается предприятием по остаточной стоимости.
Инвестиционный налоговый кредит – специфичный вид кредитования, при котором предприятие получает отсрочку налоговых платежей с последующей поэтапной оплатой суммы предоставленного кредита и начисленных на него процентов в течение от одного года до пяти лет. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется предприятию при проведении НИОКР или технического перевооружения собственного производства, при осуществлении предприятием инновационной деятельности и при выполнении особо важного государственного заказа. Проценты по инвестиционному налоговому кредиту устанавливаются в пределах 1/2-2/3 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Франчайзинг – система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. При этом фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает неизвестной потребителям фирме(франчайзи) право, т.е. лицензию (франшизу), на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает за это определенный доход(компенсацию).
Форвардный контракт предполагает продажу предприятием в будущем продукцию или ценных бумаг по фиксированным в настоящий момент ценам. Он заключается напрямую между продавцом и покупателем. Если контракт заключается через товарную или фондовую биржу, то он называется фьючерсным. Различают товарные и финансовые фьючерсы. Товарный фьючерс представляет собой краткосрочный контракт на покупку и продажу определенного товара по определенной цене в течение обусловленного сторонами срока, а финансовый фьючерс является краткосрочным контрактом на покупку и продажу определенных ценных бумаг по определнной цене в течение обусловленного сторонами срока.
Опцион – право продать или купить ценную бумагу в определенное время по определенной цене. Различают право на покупку определенного количества ценных бумаг по определенной цене в определенное время, т.е.опцион «колл», и право на продажу определенного количества ценных бумаг по определенной цене в определенное время, т.е. опцион «пут».
Варрант – ценная бумага, содержащая льготное право на покупку акций эмитенте в течение определенного (обычно в течение нескольких лет) периода по определенной цене.
Факторинг (агент, посредник)- представляет собой переуступку банку неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации продукции (товаров, работ, услуг), и является разновидностью торгово-комиссионной операции. Цель факторинговых операций – своевременное инкассирование долгов для снижения потерь от отсрочки платежа и предотвращения появления безнадежных долгов. Использование факторинга ускоряет получение большей части платежей, гарантирует полное погашение задолженностей, снижает расходы, связанные с ведением счетов, и обеспечивает своевременность поступления платежей поставщикам при наличии временных финансовых трудностей у плательщиков. Для проведения таких операций в банках создается отделы или группы факторинга. Они являются обособленными структурными подразделениями банков и обладают оборотными фондами, источником формирования которых являются собственные средства банка (прибыль, фонды), привлеченные факторингом средства. Соотношение между ними устанавливается правлением банка.
1.4.Оценка целесообразности
использования различных
При выборе источников финансирования предприятие прежде ориентируется на использование внутренних источников финансирования.
Уставный капитал - это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации; уставный капитал определяет минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов. Предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость, но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.
Основное отличие между собственными и заемными финансовыми ресурсами заключается в том, что процентные платежи вычитаются до налогов, т.е. включаются в валовые издержки, в то время как дивиденды выплачиваются из прибыли. Это обстоятельство служит источником дополнительной выгоды для предприятия, которая носит название « налогового щита».
Таким образом, кредитное финансирование более выгодно для предприятия, чем финансирование с помощью собственных финансовых средств. В то же время, кредитное финансирование для предприятия является более рисковым, так как проценты за кредит и основную часть долга ему нужно возвращать в любых условиях, вне зависимости от успеха деятельности предприятия. Ясно, что для инвестора такая форма вложения денег является менее рисковой, поскольку он в соответствии с законодательством в крайнем случае может получить свои деньги через суд. Предприятие, стремясь уменьшить свой риск, выпускает финансовые инструменты собственности (акции).
Лизинг в условиях российской экономики весьма выгоден по сравнению с покупкой машин и оборудования в кредит еще и тем, что он значительно сокращает инвестиционные риски. Обстоятельство прежде всего связанно с тем, что оборудование, взятое с лизинг, гораздо труднее использовать не по назначению, чем кредит.
Что касается нестандартных источников финансирования, то при оценке лизингового договора нужно учитывать, что финансирование основных средств за счет лизинга позволят снизить налоговую нагрузку предприятия. В частности, платежи по лизинговым договорам уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Кроме этого, ускоренная амортизация (с коэффициентом 3) позволяет балансодержателю снижать базу для расчета налога на имущество и дополнительно снизить базу расчета налога на прибыль. Планирование потоков НДС при лизинге требует тщательного подхода в соответствии с действующими нормативными документами и , иногда, может обеспечить дополнительные выгоды при лизинге. Что касается франчайзинга, то для франчайзера, приоритетная выгода франчайзинга заключается в том, что он получает хоть и небольшой, но гарантированно-стабильный объем продаж своей продукции, так как франчайзи обязаны покупать у него определенные договором партии товара, расходных материалов или иной продукции/услуг. Если доход стабильный, то его можно с успехом планировать на будущее, а значит развивать новые направления. При всем при этом, франчайзер не обременен трудностями, связанными с расходами на содержание собственного магазина, которые есть у обычных игроков – поиск торговых площадей, аренда, обучение и подбор персонала, контроль финансовых потоков и т.д.
Влияние различных источников на финансовое состояние предприятия.
Структура стоимости имущества дает общее представление о финансовом состоянии предприятия. Она показывает долю каждого элемента в активах и соотношении заемных и собственных средств, покрывающих их в пассивах. Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы.
Влияние собственного капитала на финансовое состояние предприятия определяется с помощью такого показателя оценки как коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования. Собственные средства играют главную роль в организации кругооборота фондов, поскольку предприятия, работающие на началах коммерческого расчета, должны обладать определенной имущественной и оперативной самостоятельностью с тем, чтобы вести дело рентабельно и нести ответственность за принимаемые решения. Коэффициент показывает, какая часть оборотных средств предприятия была сформирована за счет собственного капитала. Если значение коэффициента больше или равно единице, предприятие за счет собственных оборотных средств полностью обеспечивает свои оборотные активы, и имеет абсолютную финансовую устойчивость. Чем ниже значения коэффициента, тем не устойчивее финансовое состояние предприятия. Предприятие достигает критического финансового состояния, когда коэффициент имеет значение 10% и ниже.
Когда хозяйственная
При изменение структуры источников финансирования в сторону увеличения заемных средств происходит увеличение платежеспособности предприятия, коэффициента быстрой ликвидности; уменьшается коэффициента покрытия запасов. Из этого следует что предприятие увеличивает заемные средства в результате недостатка собственных оборотных (kf), тем более при снижении доли собственных оборотных средств в покрытии запасов (Cn3).
В следствии выше указанных причин финансовая зависимость предприятия от внешних источников возрастает, но т.к. она используется для покрытия запасов и затрат, это не ухудшает абсолютной ликвидности предприятия, что важно для поставщиков.
Изменение структуры источников средств влечет за собой увеличение рентабельности собственного капитала за счет внешних источников средств, т.е. каждый рубль собственных средств будет приносить прибыль на 10 копеек больше. Также сокращается период окупаемости собственного капитала, т.е. окупаемость его ускоряется.
Не всегда предприятию удается получить на улучшение финансового состояния долгосрочные кредиты, поэтому в случае нехватки основных средств оно прибегает к применению нестандартных источников финансирования, таких как лизинг, франчайзинг, факторинг и т.д. Все эти способы оказывают стабильное развитие и улучшение финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Они дают своим владельцам следующие преимущества: лизинг может открывать доступ к нужному имуществу как в случае каких-либо кредитных ограничений, так и в случае невозможности привлечения для этих целей заемных средств, стимулирует эффективное использование основных средств и полностью исключает наличие не установленного оборудования, его нерациональное использование, так как получаемый доход от эксплуатации предмета лизинга должен покрывать все расходы, включая арендную плату, и приносить прибыль. Использование франчайзинга облегчает доступ к кредитным ресурсам, поскольку франчайзер может выступать гарантом по кредитам; обеспечивает получение дополнительного дохода при низких рисках потери собственного капитала, поскольку франчайзи имеет свои источники финансирования; обеспечивает заинтересованность франчайзи как самостоятельного юридического лица в успехе и процветании, что определенным образом гарантирует франчайзеру стабильность получения дополнительного дохода.
Таким образом, финансовое состояние предприятия напрямую зависит от источников формирования имущества, главным образом от собственного капитала, в случае недостатка которого руководителю приходится прибегать к привлеченным источникам- кредитам и займам, а так же к нестандартным и более привлекательным источникам.
2.Практическая часть.
2.1.Краткая характеристика предприятия.
ОАО «Сарапульский ликеро-водочный завод» — одно из крупнейших российских предприятий по производству крепких алкогольных напитков. На нем работает свыше 700 человек, больше половины из них непосредственно заняты производством продукции. Торговую сеть завода представляют 33 фирменных отделов на территории республики и за ее пределами. Во многих городах работают официальные представители предприятия. Сегодня СЛВЗ производит 15 наименований водок,6 сладких настоек, 5 горьких настоек, бальзам. Объем производства составляет 1200.000 дал (24 млн. бутылок) в год. Высочайшее качество продукции СЛВЗ подтверждается наградами и дипломами, заработанными на общероссийских и международных конкурсах, а также международными сертификатами. До недавних пор основная масса производимой продукции предназначалась для нужд внутреннего рынка республики. В 2002 году за пределы Удмуртии было поставлено 1,5% продукции, в прошлом году этот показатель составил 15%. Производственный блок Сарапульского Ликеро-Водочного Завода состоит из четырех подразделений. Первый, основной, — это водочный цех, где готовится водка обыкновенная и особая, второй цех специализируется на ликерах и наливках. Отдельное место занимает экспериментальный цех, и цех по розливу продукции в емкости 0,1л, а также готовят элитную, зачастую, штучную продукцию для настоящих ценителей. Те, кому она достается, не только запоминают особенный вкус, но и долго хранят бутыль как дорогую и красивую память. Четвертый цех завода — его лаборатория. Правильнее будет сказать, что с нее начинается предприятие. Сотрудники лаборатории следят за тем, чтобы в производстве использовался только лучший спирт, а готовая продукция соответствовала самым высоким стандартам качества. Здесь же, в лаборатории, разрабатываются фирменные алкогольные напитки: Водка : «Граненыч», водка премиум класса «Русь Матушка», бальзам «Легенда Италмаса» и другие. Всего лабораторией на сегодняшний день разработано более 13 наименований водок и в разработке находится еще 4, выпущено 9 горьких и сладких фирменных настоек, 10 слабоалкогольных и слабоградусных напитков и бальзам. Рецепт изготовления всех фирменных напитков держится в секрете.
Информация о работе Современные источники финансирования имущества организации