Создание и использование интеллектуальной собственности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование создания и использования интеллектуальной собственности на предприятии.
Объект работы - ЧТУП «Аксвил».
Предметом курсовой работы является интеллектуальная собственность предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику понятию и формам интеллектуальной собственности;
провести исследование существующей практики создания и использования объектов интеллектуальной собственности;
выявить пути совершенствования использования интеллектуальной собственности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……………………3
1 ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…….5
1.1 Понятие интеллектуальной собственности……………………………..5
1.2 Формы интеллектуальной собственности……………………….............6
2 ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…………………………………………………….……….12
2.1 Краткая характеристика ЧТУП «Аксвил»……………………………..12
2.2 Использование объектов интеллектуальной собственности.................17
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29

Файлы: 1 файл

Создание и использование интеллектуальной собственности на предприятии 253.docx

— 84.02 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……………………3

1 ПОНЯТИЕ  И ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…….5

1.1 Понятие интеллектуальной собственности……………………………..5

1.2 Формы интеллектуальной собственности……………………….............6

2 ИССЛЕДОВАНИЕ  СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ СОЗДАНИЯ  И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ…………………………………………………….……….12

2.1 Краткая характеристика ЧТУП  «Аксвил»……………………………..12

2.2 Использование объектов интеллектуальной  собственности.................17

3 ПУТИ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, в условиях непрерывного развития права интеллектуальной собственности возникает необходимость совершенствования системы правового регулирования отношений по созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности.

В настоящее время можно отметить отсутствие эффективной правовой охраны вновь появляющихся объектов интеллектуальной собственности, что зачастую приводит к невозможности создателей таких  объектов надлежащим образом защитить свои права. Также недостаточно решены вопросы о местонахождении некоторых  объектов в рамках институтов права  интеллектуальной собственности. Это  связано с тем, что исторически  регулирование отношений, связанных  с созданием и использованием отдельных объектов интеллектуальной собственности, осуществлялось специальными законами. В литературе такой способ охраны еще называется принципом  пообъектного регулирования. Для обеспечения эффективного правового регулирования необходимо провести анализ правовой сущности объектов интеллектуальной собственности. Поэтому в статье рассмотрены признаки объектов интеллектуальной собственности, их отличие от нематериальных благ и вещей, вопрос о месте недобросовестной конкуренции в системе права интеллектуальной собственности, а также о правовой охране сложных объектов.

Следует также отметить, что сегодня картина еще более осложнилась: страны СНГ не в состоянии выделять из своих скудных национальных бюджетов достаточных средств для сохранения интеллектуального потенциала нации, для поддержания и дальнейшего развития науки, культуры, образования, духовности. Проблема охраны, сохранения, поддержки, наращивания, грамотного использования и умелой коммерциализации интеллектуального потенциала представляет собой одну из важнейших стратегических и тактических задач всех цивилизованных государств.

В настоящее время эти  соотношения еще больше выросли  в пользу чисто интеллектуальной деятельности, поскольку в большинстве  стран за последние годы произошел  бурный рост информационных технологий и инфраструктуры.

Таким образом, во всем мире идет процесс формирования новой  отрасли общественного производства – индустрии объектов интеллектуальной собственности, включая, в частности, авторские и смежные права.

Цель данной курсовой работы – исследование создания и использования  интеллектуальной собственности на предприятии.

Объект работы - ЧТУП «Аксвил».

Предметом курсовой работы является интеллектуальная собственность предприятия.

Для достижения поставленной цели в  работе необходимо решить следующие  задачи:

  • дать характеристику понятию и формам интеллектуальной собственности;
  • провести исследование существующей практики создания и использования объектов интеллектуальной собственности;
  • выявить пути совершенствования использования интеллектуальной собственности.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, вывода и списка использованных источников.

При выпoлнeнии иccлeдoвaний курсовой paбoты иcпoльзoвaлиcь cтaтиcтичecкиe и aнaлитичecкиe мeтoды иccлeдoвaния, cpaвнeния, coпocтaвлeния  и aнaлизa дoкумeнтoв.

 

 

1 ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ

 

1.1 Понятие интеллектуальной  собственности

Интеллектуальная собственность  — это исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Результатом интеллектуальной деятельности человека является интеллектуальный продукт (ИП). Он может быть представлен в виде научного отчета, нового сорта растений, полезной модели, рационализаторского предложения и т.д. Использование ИП на предприятии, то есть введение его в экономический (хозяйственный) оборот, предполагает оформление отношений собственности. Документ о принадлежности ИП юридическому или физическому лицу выдается в соответствии с действующим законодательством.

Систематизация результатов  интеллектуальной деятельности и перечень правовых документов представлены на рис. 1.1. Интеллектуальный продукт включает объекты интеллектуальной собственности (ОИС), франшизу, гудвилл и прочие результаты творческой деятельности.

 

Рисунок 1.1 - Систематизация результатов интеллектуальной деятельности

Примечание – Источник: [4, c. 91]

 

Интеллектуальный капитал  можно охарактеризовать как совокупность знаний и опыта всех работников предприятия, созданные и приобретенные ОИС, обеспечивающие конкурентоспособность продукции (работы, услуги). Одной из частей интеллектуального капитала является гудвилл — ценность фирмы или показатель деловой репутации, который охватывает широкий круг рыночных понятий о прибыльности и престижности, выгодном месте расположения, деловых связях, опыте работы. Ценность фирмы определяется в момент продажи предприятия как разность между его рыночной и бухгалтерской стоимостью. Гудвилл может иметь положительное (рыночная стоимость выше бухгалтерской) и отрицательное значение (рыночная стоимость ниже бухгалтерской).

Экономический смысл франшизы (франчайзинга) состоит в том, что собственник (франчайзингодатель) продает третьим лицам (франчайзингополучателям) право пользоваться опытом и товарным знаком. Франчайзингополучатель, не имеющий предварительного опыта в избранной области бизнеса, используя предоставленный технический, организационный и коммерческий опыт материнской фирмы, получает все шансы на успех в конкурентной среде. Франшиза имеет стоимость и приобретается франчайзингополучателем на различных условиях. Один из распространенных вариантов — купленная франшиза становится составной частью нематериальных активов франчайзингополучателя и финансовой недвижимостью франчайзингодателя. Средний размер платы за франшизу — 2-3 % от объема продаж, иногда ставка доходит до 10 %, или 25—30 % от чистой прибыли.

Система франчайзинговых  отношений развивается, если имеет  хорошую информационную поддержку. Информация о крупных фирмах-франчайзерах и о малых предприятиях, желающих вступить в партнерские отношения, публикуется в деловых журналах. Способствуют распространению франчайзинга региональные торговые палаты, общественные организации и органы государственной  власти, заинтересованные в расширении малого бизнеса и предпринимательства, создании рабочих мест и сокращении уровня безработицы.

 

1.2 Формы интеллектуальной  собственности 

Все разнообразие результатов  интеллектуальной деятельности можно  классифицировать по следующим признакам.

По правовой защите:

  • ОИС, охраняемый правом промышленной собственности;
  • ОИС, охраняемый авторским и смежным правом;
  • интеллектуальный продукт, имеющий другие формы правовой защиты.

По месту возникновения:

  • ИП, созданный на предприятии;
  • ОИС, приобретенный со стороны.

По отношению к капитальной или текущей стоимости:

  • ОИС в составе нематериальных активов со сроком использования более года;
  • ИП в составе оборотного капитала со сроком использования менее года;
  • выручка от уступки права на ОИС;
  • издержки лицензиата, выплаченные в виде роялти по лицензионному договору;
  • доход от роялти, полученных лицензиаром по лицензионному договору.

По степени готовности:

  • законченный ИП;
  • незавершенный ИП.

По методу оценки:

  • ИП, оцененный затратным методом;
  • ОИС, оцененный рыночным способом;
  • ОИС, оцененный при помощи доходного метода. По виду учета:
  • ОИС, включенный в бухгалтерский учет;
  • ИП, включенный в статистический учет;
  • ИП, не включенный в систему учета на предприятии.

По источникам финансирования:

  • ИП, созданный за счет себестоимости продукции;
  • ОИС, приобретенный за счет фонда накопления как части чистой прибыли;
  • ОИС, полученный в виде вклада в уставный капитал предприятия;
  • ОИС, полученный по лицензионному договору во временное пользование;
  • ИП, профинансированный сторонней организацией по договору подряда.

С точки зрения коммерциализации ИП подразделяются на:

  • включенные в хозяйственный оборот;
  • не включенные в хозяйственный оборот;
  • приносящие доход, зафиксированный в бухгалтерском учете;
  • обеспечивающие рост объема продаж и деловую репутацию;
  • обеспечивающие социальный или экологический результат;
  • потенциальные объекты коммерциализации;
  • бесперспективные.

С точки зрения стимулирования авторов выделяют следующие виды ИП:

  • вознаграждение за которые производится в соответствии с трудовым договором на создание научной продукции;
  • вознаграждение за которые производится из роялти или паушального платежа, полученного по лицензионному договору;
  • вознаграждение за которые производится по системе стимулирования, зафиксированной в законодательных или нормативных актах;
  • стимулирование авторов которых осуществляется в соответствии с практикой, принятой на предприятии [2, c. 123].

Один из важнейших элементов  национального богатства Беларуси - интеллектуальный продукт, созданный  и создаваемый, несмотря на все препятствия, её научно-технической интеллигенцией, деятелями культуры. К сожалению, те, от кого зависит поддержание  и развитие этой составляющей национального  богатства, либо вовсе не понимают её роли в судьбе нашей страны, либо не в состоянии преодолеть "сырьевые увлечения". Это следует объяснить  прежде всего недостатком культурного  уровня таких руководителей. Между  тем, именно интеллект белорусских  учёных, изобретателей, умноженный на поддержку тех руководителей  отечественного бизнеса, кто видит  приоритет ценностей культуры, способен вывести белорусскую экономику  из кризиса[5, c. 6].

Интеллектуальные права  порождают две группы интересов, казалось бы, часто противоборствующих. Это интересы творцов, создающих  интеллектуальный продукт, и интересы предпринимателей, осуществляющих его  коммерческую эксплуатацию. На самом  деле они не должны противоречить  друг другу: творцы кровно заинтересованы в использовании своих достижений (в Беларуси это вообще характерная  черта менталитета изобретателей, учёных), а предприниматели вынуждены  искать и реализовывать эти достижения, чтобы отвоевать или сохранить  рыночную нишу для своих товаров (к сожалению, в Беларуси пока преобладают  более лёгкие пути "делать деньги": финансовые спекуляции, стремление сделать  меньше и необязательно лучше, а "сорвать" подороже и т.п.; но это  когда-нибудь пройдёт). Их баланс, являющийся, как правило, результатом компромисса, представляет интересы общества.

Для реализации интеллектуального  продукта на отечественном и особенно зарубежном рынках недостаточно одного лишь технического решения. Необходимо доведение его до стадии, допускающей  практическое использование.

Информация о работе Создание и использование интеллектуальной собственности на предприятии