Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:55, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ рынка страховых услуг в туризме на примере страховой компании "РОСНО", выявление слабых мест в организации страхования туристических рисков и создание рекомендаций по совершенствованию этого вида услуг в российских компаниях.
Введение
Глава 1. Сущность страхования, его формы и роль
1.1 Экономическая сущность страхования
1.2 Основные этапы развития страхования в России
1.3 Страхование в дооктябрьской России
1.4 Страховое дело в Советской России
1.5 Правовые основы страхования
Глава 2. Риски в туризме
2.1 Классификация рисков в туризме
2.2 Анализ объема страхования рисков в туризме и его структуры в 2006 - 2008 гг. на примере страховой компании "РОСНО"
2.3 Современные проблемы и перспективы развития страхования рисков в туризме (на примере ОАО "РОСНО")
Глава 3. Организация страхования рисков в туризме
3.1 Организация медицинского страхования туристов
3.2 Страхование туристов от несчастного случая
3.3 Страхование гражданской ответственности в туризме
3.4 Страхование риска отмены поездки
Заключение
Список использованной литературы
Экологические риски связаны с загрязнениями окружающей среды, а транспортные - подразумевают страхование средств воздушного, наземного, железнодорожного и водного транспорта.
Политические, или репрессивные риски,
связаны с противоправными
Технический риск страховщика в
теоретическом плане
Все рыночные обстоятельства, взятые в единстве и взаимодействии, определяют состояние, которое называется ситуацией, или общей ставкой риска. Ситуация риска характеризует состояние объектов страхования и обстановку, в которой они находятся. Общая ставка риска определяется как сумма частных рисков.
Страховой интерес следует рассматривать
как имущественный, опосредованных
неким денежным эквивалентом, т.е. денежной
суммой, соответствующей этому
Важно иметь в виду наличие страхования риска, т.е. риск должен обладать характерными чертами, позволяющими страховым компаниям предлагать покрытие такого риска, а именно:
наличие большого количества единиц, подверженных риску;
случайный характер потерь;
некатастрофический характер потерь;
невысокая страховая премия.
С этих позиций следует рассматривать любые проекты, предусматривающие обеспечение страховой защиты каких-либо имущественных интересов.
Характерной особенностью рисковых видов страхования является их кратковременность и непредсказуемость величины ущерба. Например, при страховании туристов от несчастных случаев, болезни или смерти (гибели) трудно сказать заранее, что может произойти с туристом и каковы могут быть последствия страхового случая.
Особенности страхования в туризме - рисковость (вероятность происшествий), кратковременность поездок, неопределенность наступления страховых случаев. В туристическом бизнесе риск наступления нежелательных событий и их негативных последствий особенно велик: сам характер оказания услуг часто связан с пребыванием туристов в различных экзотических, экстремальных и непривычных для них местах, где часто бывает тяжело предусмотреть наличие неблагоприятных для самочувствия туристов факторов. Кроме того, при взаимодействии большого числа не зависящих друг от друга деловых партнеров (зарубежные туроператоры, консульские службы, администрации отелей, транспортные компании и др.) вероятность наступления страховых случаев повышается. В мире принято приобретать страховые полисы путешественника в офисе страховой компании или имеющей с ней договор турфирме. По договору со страховыми компаниями туроператоры и турагенты оказывают выезжающим за рубеж туристам содействие по страхованию различных страховых рисков:
от острых внезапных заболеваний;
от несчастных случаев;
от пропажи багажа или другого имущества;
от невозможности выезда в оплаченную поездку;
от отсутствия снега на горнолыжных курортах;
на случай задержки самолетов и другого транспорта при выезде-въезде;
на случай невыдачи визы:
на случай наступления личной гражданской ответственности горнолыжников;
на случай плохой погоды во время нахождения туриста на отдыхе;
на случай непредоставления или неполного предоставления туруслуг.
Таким образом, страховые компании помогают застрахованному туристу решить все проблемы и получить квалифицированную медицинскую, юридическую или административную помощь. Страховые компании в свою очередь могут предложить страхование рисков турфирмам:
финансового риска;
имущественного риска;
риска гражданской ответственности по договору с туристом и т.п.
Взаимоотношения между турфирмами
и страховыми компаниями строятся на
основании договоров
Страхование может быть добровольным, обязательным, индивидуальным и групповым.
Добровольное страхование
Обязательное страхование
В настоящее время существуют две
формы туристского
Ассистанс - особый вид международного сервисного облуживания туристов на территории страхования в целях оказания им помощи на месте в рамках договора страхования (медицинской, медико-технической, юридической и др.). из-за непредсказуемости страховых случаев и обширной географии зарубежных поездок туристов страховые компании не в состоянии обеспечить экстренную помощь пострадавшим своими силами. Поэтому в период поездки туристов за границу страховые компании оказывают им весь комплекс страховых услуг с помощью зарубежных сервисных медицинских компаний ассистанс (Medical Assistance Company), с которыми они имеют договоры. Сервисное обслуживание с помощью высокопрофессиональных компаний ассистанс включает медицинскую, юридическую или административную помощь застрахованному туристу и не требует от него дополнительных денежных затрат. Несомненно, оно является удобным и современным видом страхового обслуживания. Все расходы при этом виде страхования путешественников несет страховщик.
Компенсационное страхование предусматривает оплату страховых случаев в стране временного пребывания самими туристами. Это, как правило, легкие случаи заболевания, лечение которых стоит недорого. Если при наступлении страхового случая турист самостоятельно купил необходимые лекарства и другие медицинские препараты, то для получения компенсации по страховому полису ему необходимо в течение 30 дней после возвращения из поездки предоставить в страховую компанию все оригинальные счета, справки, чеки на понесенные расходы. Любое возмещение понесенных расходов возможно лишь при условии, что турист имеет страховой полис путешественника. При отсутствии полиса все расходы по возмещению ущерба при наступлении страхового случая несут сами туристы.
Страховые случаи носят сезонный характер: максимальное их количество бывает обычно в летний - осенний сезон (простудные заболевания, различные травмы, желудочно-кишечные заболевания и др.). более спокойным считается зимний - весенний сезон (невысокий процент травматизма, в основном на горнолыжных курортах).
Страховые компании страхуют и повышенные
риски, предусмотренные туристским
страховым полисом, с наступлением
которых они обязаны
Второй важной группой риска для страхования в туризме являются детские группы. Сферы организованного детского отдыха, экскурсионные автобусные маршруты, обучение детей за рубежом имеют высокую вероятность возникновения страховых случаев. Поэтому страховой полис при поездках детских групп обязателен. При этом стоимость страховки для детей ниже, чем для взрослых. Если в путешествие отправляется семья с детьми, то застрахованными должны быть все члены семьи, включая детей. Нелишним окажутся взятые с собой лекарства, прежде всего таблетки "от живота", а также бактерицидный пластырь, бинт, чтобы оказывать первую помощь ребенку при получении незначительной царапины от кораллов или при переедании экзотических фруктов.
К третьей группе риска можно отнести туристов пожилого возраста (старше 60 лет), которые предпочитают путешествия по всему свету продолжительностью от одной - двух недель до трех месяцев и более в низкий сезон. Чаще всего в этот период можно увидеть путешествующими туристов Германии, Великобритании, Японии, социальная защита которых позволяем им, находясь на пенсии, выезжать на отдых в другие страны по весьма низким ценам. Нередко в их группах находятся пожилые люди, передвигающиеся в инвалидных колясках.
Российские туристы
Повышенное внимание и надежную страховую защиту страховые компании обеспечивают горнолыжникам, поскольку горные лыжи стали массовым видом туризма, связаны с повышенным риском. Если на Западе горнолыжные курорты издавна пользуются большим спросом, то у российских туристов этот вид зимнего отдыха особую популярность приобрел лишь в последние годы. Особенно большой спрос возникает в период новогодних праздников и зимних школьных каникул в марте. Рейтинг стран - лидеров горнолыжных направлений представлен в таблице № 2.1
Таблица № 2.1. Рейтинг стран-лидеров горнолыжного туризма.
№ |
Направление |
Прогноз на сезон зима-2006/07,% |
Итог сезона – 2005/06,% |
Прогноз на сезон зима- 2005/06,% |
1 |
Австрия |
26.9 |
28.4 |
25.6 |
2 |
Франция |
15.3 |
14.5 |
18.3 |
3 |
Италия |
13.4 |
15.2 |
12.3 |
4 |
Андорра |
12.4 |
11.6 |
11.7 |
5 |
Болгария |
8.2 |
7.2 |
6.1 |
6 |
Швейцария |
6.5 |
5.3 |
7.3 |
7 |
Турция |
3.2 |
6.0 |
5.0 |
8 |
Россия |
2.7 |
1.8 |
3.1 |
9 |
Финляндия |
2.4 |
1.5 |
2.4 |
10 |
Испания |
2.3 |
1.8 |
1.4 |