Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 14:26, курсовая работа
Описание работы
Стратегический маркетинг будет нормально функционировать только тогда, когда будет существовать устойчивый и стабильный рынок. В настоящее время это условие у нас в России отсутствует. В общих чертах это выглядит следующим образом: рынок как таковой не развит, отсутствует развитая и отлаженная нормативно-правовая база, слабо развита внешне экономическая деятельность. Проблема стратегического маркетинга в том, что для его нормального функционирования нет надлежащей базы, как то – устойчивая и развитая рыночная система, наличие достаточного количества квалифицированных специалистов в данной области, способных действовать в рамках новой управленческой парадигмы.
Содержание работы
1. Организационная среда и планирование 4 2. Определение стратегического планирования 6 3. Эволюция стратегического планирования 8 4. Стратегическое планирование: типичные стадии 10 5. Управление преобразованиями 17 Заключение 18 Список литературы 20
Стейкхолдеров можно определить
как людей, и внешних, и внутренних для
организации, чьи интересы находятся под
влиянием или могут повлиять на процесс
стратегического планирования. В число
городских стейкхолдеров могут входить
избиратели, работники, жители города,
специальные группы по интересам и политики.
Список стейкхолдеров определяется обстановкой
– он специфичен и зависит от функции
и миссии организации. Первая стадия заканчивается
соглашением всех тех, кто принимает решения
по вопросам разработки стратегического
плана (чиновников и стейкхолдеров) о модели
стратегического планирования, процессе
работы над планом, распределении ролей
и ответственности.
Вторая стадия –
исследование (сканирование) внешней среды
Исследование (сканирование)
среды – решающая стадия стратегического
планирования. Внешняя среда организации
исследуется с целью выявить обстоятельства
(или тенденции), которые могут повлиять
на способность организации выполнять
свои функции. Для бизнеса внешней средой
является рынок, государственное регулирование
и поведение конкурентов. Для муниципальных
властей внешняя среда может включать
законодательную бузу, тенденции в экономике
и прочие факторы. Типичные сферы анализа
включают экономику, демографию, социо-культурный
аспект, политико-институциональную и
технологическую сферу. Уже на этой стадии
исследование должно иметь стратегический
характер, необходимо определить Угрозы
и Возможности, очевидно затрагивающие
главное направление развития и действия
организации. Различные проблемы имеют
различные циклы эволюции от возникновения
проблем до нарастания и окончательного
решения. Тот, кто занимается сканированием
внешней среды, должен быть хорошо знаком
со стадиями цикла данной проблемы и интерпретировать
ее соответственно.
Третья стадия –
исследование (сканирование) внутренней
среды
Зафиксировав состояние внешней
среды как контекст развития, организация
затем учитывает свои внутренние ресурсы,
возможности и ограничения (Сильные и
Слабые стороны). Ключевым на этой стадии
является соотнесение внутренних ресурсов
с внешними угрозами и возможностями.
Сильные стороны организации должны быть
еще более усилены, слабые стороны исправлены.
Типичные вопросы, возникающие на этой
стадии: достаточны ли существующий персонал
или финансовые ресурсы, чтобы справиться
с вызовами, выявленными при внешнем сканировании.
Организации также необходимо
учитывать свои внутренние юридические,
профессиональные или политические ресурсы.
Изменения могут требоваться в подготовке
кадров, структуре организации и разработке
программ, как и во многих других аспектах.
Вторая и третья стадии являются подготовительными,
они позволяют определить условия (контекст),
необходимый для разработки (или уточнения)
миссии организации, ее целей, задач и
стратегий. Рекомендуемый временной горизонт
для сканирования – 5 лет.
Четвертая стадия
– формулировка миссии, целей, задач и
плана действий
Существует иерархия элементов
плана, которая проясняет и облегчает
установление необходимой связи между
желаемым конечным состоянием и средствами,
с помощью которых оно может быть достигнуто.
Как показано на рис. 3, формулировка миссии
расположена на вершине иерархии. Формулировка
миссии позволяет донести до внутренней
и внешней аудитории информацию о цели
существования организации.
Определение миссии формирует
основу для целей, задач и стратегий, которые
являются средствами для достижения желаемого
конечного состояния (миссии) организации.
Формулировка миссии должна быть тщательно
продумана, так как ее роль – обеспечивать
устойчивость, стабильность и ясность
конечной, главной цели организации. В
общественном секторе миссии организаций
изменяются редко.
Рис. 3. Иерархия элементов стратегического
плана
Цели находятся на втором уровне
иерархии. Цели – это широкие заявления
о намерениях, они интерпретируют формулировку
миссии организации и служат важным мостом
между миссией и задачами. Обычно, организация
имеет ограниченное число целей, которые
кратко (четко) сформулированы в качественных
терминах. В контексте местных властей,
цели относятся к их ключевым сферам деятельности
– например, инфраструктура, жилищное
строительство, здравоохранение или образование.
На третьем уровне иерархии
расположены задачи. Задачи конкретизируют
широко сформулированные цели и сигнализируют
о переходе от стратегического направления
к действиям. В то время как число целей
ограничено, для реализации каждой цели
разрабатывается обычно несколько задач,
которые, как правило, имеют количественную
и временную определенность и рассчитаны
на реализацию в течение 1-2 лет. Они измеримы
и, следовательно, степень их достижения
может быть оценена посредством постоянного
мониторинга.
Многие из тех, кто составляют
планы, согласились бы, что «хорошие планы
нуждаются в хорошем применении». Аналогично,
даже самое буквальное применение плохо
продуманного плана не приведет к успеху.
Планы действий помогают обеспечить правильное
внедрение хороших планов. План действий
(или стратегия внедрения) разрабатывается
после того как определены цели и задачи.
План действий операционализирует
цели и задачи, преобразуя задачи в наборы
конкретных действий, называемые стратегиями.
Стратегии разнообразны и могут
включать все: от дальнейших исследований
до программ и реальных проектов. При выборе
стратегий план действий учитывает ограниченность
ресурсов и сильные стороны, и затем определяет
роли, ответственность, распределение
ресурсов, приоритеты и конкретные шаги.
Должен быть обеспечен высокий уровень
поддержки со стороны стейкхолдеров, так
как успешная реализация без этого невозможна.
Эта стадия предполагает постоянное взаимодействие
со стейкхолдерами по вопросам выбора
проектов и распределения ответственности.
Пятая стадия – реализация
плана
План может считаться готовым
к реализации, после того как он был одобрен
составителями и поддержан стейкхолдерами.
После этого дается старт выполнению плана
действий (стратегии реализации). Теперь
ответственность за реализацию стратегического
плана несут исполнительные подразделения
организации, но разработчики плана не
должны снимать с себя обязанности по
наблюдению за его реализацией. Отдельные
стратегии стратегического плана отражаются
в частях бюджета, программах, политике,
проектах, организационной структуре
и программах подготовки персонала. Может
потребоваться создание новых инструментов
внедрения. В идеале, все действия должны
быть направлены на достижение миссии,
как указано в плане действий. Эта стадия
предполагает постоянное взаимодействие
между разработчиками плана и теми, кто
его реализует, обсуждения успехов или
неудач в процессе реализации.
Шестая стадия –
мониторинг и оценка плана
Стратегический план – гибкий,
живой документ, он развивается, реагируя
на изменения во внешней и внутренней
среде. Предполагается, что стратегии
будут требовать обновления и пересмотра
по ходу реализации. Регулярный мониторинг
исполнения плана необходим, также как
и мониторинг среды принятия решений.
Мониторинг исполнения плана требует
фиксации индикаторов, которые показывают
направление (прогресс или задержка) в
реализации стратегий. Индикаторы должны
относиться к миссии организации, целям
и задачам, и должны быть легки для понимания
стейкхолдеров. Общие индикаторы включают
экономическую, социальную информацию
и информацию об окружающей среде.
Для успешного мониторинга
и оценки необходимо выделить достаточные
человеческие и финансовые ресурсы и четко
определить ответственность. Регулярные
отчеты по исполнению плана должны быть
готовиться для тех, кто принимает решения
в организации. Полученные данные должны
быть переданы стейкхолдерам как средство
для усиления и поощрения соответствующего
поведения, отмечания успехов и определения
сфер для улучшения.
Всесторонний пересмотр стратегического
плана должен делаться каждые пять лет,
в то время как отельные обновления могут
появляться чаще – по крайней мере, ежегодно,
или даже чаще, если того требует окружающая
обстановка. Изменчивая окружающая среда
служит оправданием частой оценки предыдущих
предположений и решений.
5. Управление преобразованиями
Стратегическое планирование
функционирует лучше всего в организациях,
которые строго придерживаются процесса
и которые действуют на основе ориентиров,
предложенных в стратегическом плане.
В этом случае стратегическое планирование
может быть важным средством для достижения
стратегического мышления – творческой
и предпринимательской культуры, которая
отличает успешные организации. Стратегическое
планирование повышает шансы более информированного
принятия решений.
Стратегическое планирование
в своей классической формулировке, предполагающей
линейный, формальный процесс планирования,
наилучшим образом работает в стабильной
среде принятия решений. В нестабильной
и бурной среде, однако, процесс формального
планирования должен быть дополнен более
гибкими подходами, с большим акцентом
на самообучении организации. При самообучении
организации стратегии постоянно пересматриваются,
как только приходит новое понимание в
результате экспериментов (проб и ошибок).
Сильное, решительное руководство при
гибком изменчивом поведении - важные
условия успеха стратегического планирования.
Стратегическое планирование
вряд ли будет успешным в организациях,
где решения традиционно принимаются
"в пожарном порядке", где превалирует
краткосрочное и ориентированное на ближайший
результат мышление, и где существуют
внутренние разногласия, которые мешают
перспективам корпорации. Успеху стратегического
планирования могут помешать слабая или
неточная оценка возможностей организации,
низкая групповая динамика и избыточная
информацию. В конце концов, сопротивление
изменениям и инерция – общие препятствия
для любой новой системы, включая стратегическое
планирование.
Таким образом, подводя итоги
можно констатировать, что стратегическое
планирование позволяет организации:
· идентифицировать и анализировать
среду принятия решений;
· позиционировать организацию
в данной среде;
· выявить внешне угрозы и возможности
для организации;
· определить сравнительные
слабые и сильные стороны организации;
· прояснить и четко сформулировать
миссию организации;
· обеспечить достаточную информацию
для стратегических решений о ресурсах.
Для успеха стратегического
планирования необходимы:
· убедительное логическое
обоснование его использования;
· постоянная и значительная
поддержка лидера организации;
· внутренние и внешние стейкхолдеры,
которые видят смысл в стратегическом
планировании;
· организация, которая эффективно
функционирует как единое целое;
· четкое понимание ролей и
ответственности;
· достаточные ресурсы: финансовые,
профессиональные и материальные;
· выборочное использование
квази-рационального, интуитивного принятия
решений.
Заключение
Стратегическое планирование
является неотъемлемой составляющей эффективного
функционирования любого предприятия.
С его помощью происходит переориентация
деятельности на потребителя и его нужды.
Главной идеей становится тезис: «Производить
то, что нужно потребителю, а не пытаться
продать ему то, что вам удалось произвести»,
чем в последнее время все еще продолжают
заниматься наши предприятия из-за чего
и терпят убытки и не выдерживают конкуренции
с западными аналогами.
Отсутствие стратегических
маркетинговых подразделений на наших
крупных предприятиях как раз и является
проблемой, камнем преткновения в их развитии
и продвижении на рынках. Это связано с
недостатком на них достаточного количества
квалифицированных и компетентных в своей
области специалистов, не боящихся внедрять
инновационные технологии.
Выходом из сложившейся ситуации
может стать переориентация деятельности
предприятия на всех ее этапах и направлениях
на Потребителя. С помощью товара они должны
решать проблемы и удовлетворять потребности
покупателей (Агенты по продажам приобретают
не сверло в четверть дюйма, а отверстие
в стене того же диаметра.)