Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:06, реферат
Из проведенного исследования, можно сделать вывод, что поставленная цель исследование темы «Структура отраслевого рынка, основные экономические субъекты и их стратегии»,а также анализ и оценка рынка стального проката с использованием различных методов достигнута. В ходе исследования была подведена широкая теоретическая база под заданную тему, а также сделана четкие и ясные выводы.
В практической части мы рассматривали российский рынок стального проката: его состояние на 2002 и 2011 годы используя индексы концентрации, Херфиндаля-Хиршмана, дисперсии, Линда и Холла-Тайдмана. Каждый из этих индексов отобразил реальную ситуацию с концентрацией рынка стали.
Глава 2. Практическая сторона рынка стального проката в России
2.1.Основные действующие компании и их подразделения.
«Объединённая металлургическая компания» (ОМК) — российская металлургическая компания. Полное наименование головной компании — Закрытое акционерное общество «Объединённая металлургическая компания». Штаб-квартира — в Москве. Основана в 1992 году. В настоящее время на предприятиях компании работает более 18 тысяч человек. Компании принадлежат следующие предприятия:
На 2010 год ОМК выпустила 1,09 млн т труб и 806 291 колёс, консолидированная выручка компании выросла на 45 % до $2 млрд. В 2011 производство труб возросло до 1,8 млн. тонн, выпуск железнодорожных колёс — 820 тыс.
ОАО «Северста́ль» — российская вертикально-интегрированная сталелитейная и горнодобывающая компания, владеющая Череповецким металлургическим комбинатом (Вологодская область), вторым по величине сталелитейным комбинатом России. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Северсталь». Компания отсчитывает свою историю с 1955 года. В феврале 1959 года в Череповце был выпущен первый стальной прокат, что ознаменовало окончание строительства интегрированного металлургического производства. В 1993 году предприятие было акционировано и позже приватизировано. С ноября 2006 года акции «Северстали» торгуются на Лондонской фондовой бирже. Компания выпускает горячекатаный и холоднокатаный стальной прокат, гнутые профили и трубы, сортовой прокат и т. п. Основные металлургические предприятия, принадлежащие компании:
Горнорудный сегмент компании представлен в России двумя горнообогатительными комбинатами (ГОК): «Карельский окатыш» и «Олкон», ежегодно выпускающими 15 млн т железорудного концентрата.
«Ме́чел» — одна из ведущих российских компаний в горнодобывающей и металлургической отраслях. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Мечел». Головной офис находится в Москве. Основана в 2003 году. Ведет деятельность в четырех бизнес-сегментах: горнодобывающем, металлургическом, ферросплавном и энергетическом. Компания объединяет предприятия, производящие уголь, железорудный концентрат, сталь, прокат, ферросплавы, продукцию высоких переделов, тепловую и электрическую энергию, образующие вертикально интегрированный производственный комплекс. В состав металлургического сегмента компании входят
Магнитого́рский металлурги́ческий комбина́т (ММК, «Магнитка») — металлургический комбинат в городе Магнитогорске Челябинской области. Один из крупнейших металлургических комбинатов СНГ, крупнейший — в России.
Полное фирменное наименование
юридического лица — оператора предприятия
— Открытое акционерное общество
«Магнитогорский
Сырьевая база обеспечивается рудником в городе Бакале, а также (в перспективе) разработкой Приоскольского железорудного месторождения. По сравнению с основными российскими конкурентами («Евраз», «Северсталь», НЛМК, «Мечел»), ММК слабо обеспечен основным сырьём собственного производства: железорудное сырьё покупается в основном в Казахстане, коксующиеся угли — в том числе у группы «Мечел».
Новоли́пецкий металлурги́ческий комбина́т - российская металлургическая компания, в состав которой входит третий по величине металлургический комбинат в стране. Полное наименование — открытое акционерное общество «Новолипецкий металлургический комбинат». Расположен в Липецке (Левобережный район). В 350 км находится Курская магнитная аномалия — главный поставщик сырья для предприятия, а в 500 км расположен Донецкий угольный бассейн. НЛМК производит чугун, слябы, холоднокатаную, горячекатаную, оцинкованную, динамную, трансформаторную сталь и сталь с полимерным покрытием.
НЛМК выпускает около 14 % от всего российского производства стали, 21 % — проката, 55 % проката с полимерным покрытием. НЛМК потребляет ежегодно порядка 14 млн тонн железорудного сырья. 80 % поставок обеспечивает Стойленский ГОК — третий по величине производитель ЖРС в России. Также НЛМК ежегодно потребляет порядка 5,5 млн тонн коксующегося угля.
«Ура́льская Сталь» (ОАО, до 1992 года — Орско-Халиловский металлургический комбинат) — металлургический комбинат в городе Новотроицк Оренбургской области. Является одним из ведущих российских производителей в отрасли чёрной металлургии, входит в холдинг «Металлоинвест». Основан в июне 1931 года решением правительства СССР, о строительстве крупного металлургического комбината на базе Халиловского месторождения. В этот период в посёлок Ново-Троицк стали приезжать первые строители. Так началось строительство будущего Орско-Халиловского металлургического комбината (ОХМК) и города Новотроицк. В настоящее время Уралсталь является крупным производителем чугуна, англомерата, литых заготовок, кокса, крупносортного прокатного стана и т.д.
2.2.Показатели компаний и их анализ за прошедшие несколько лет.
На основании статистических данных взятых с ресурсов rbk.ru и ru.wikipedia.org создаем сводную таблицу выручки компаний, их долей и рангов за 2002 и 2011 годы.
Таблица 1 – Выпуск стального поката российскими металлургическими компаниями
2002 |
2011 | |||||
Продажи млн.долл США |
Доля рынка % |
Ранг |
Продажи млн.долл США |
Доля рынка % |
Ранг | |
ОМК |
9,35 |
17,62 |
3 |
7,91 |
12,09 |
5 |
Уралсталь |
9,8 |
18,47 |
2 |
9,7 |
14,85 |
4 |
Северсталь |
8,2 |
15,46 |
5 |
15,81 |
24,17 |
1 |
МЕЧЕЛ |
0,5 |
0,94 |
6 |
12,54 |
19,17 |
2 |
Магнитка |
7,9 |
14,89 |
4 |
7,72 |
11,8 |
6 |
НМК |
17,3 |
32,61 |
1 |
11,73 |
17,93 |
3 |
Всего |
53,05 |
100 |
65,41 |
100 |
1 Рассчитать долю рынка каждой компании за 2002 год.
Объем продаж компании 1 года, делим на общий объем продаж всех компаний вместе взятых и умножаем на 100%, получается доля рынка, которую занимает фирма, при определенном объеме продаж.
ϓ= * 100%
ОМК
ϓ= * 100% = 17,62%
Уралсталь
ϓ= * 100% = 18,47%
Северсталь
ϓ= * 100% = 15,46%
МЕЧЕЛ
ϓ= * 100% = 0,94%
Магнитка
ϓ= * 100% = 14,89%
НМК
ϓ= * 100% = 32,61%
Полученные данные заносим в таблицу №1.
На основании полученных данных, можно сделать следующие выводы: НМК занимает лидирующие позиции на российском рынке стального проката в 2002 году. Своему лидерству компания обязана относительно легким контрактам на поставку кокса и первичного сырья из Западной Сибири. Также стоит отметить значительно более веский опыт и долгую историю предприятия на данном рынке.
Что касаемо относительно близких к друг другу показателей пар компаний ОМК-Уралсталь и Северсталь-Магнитка, то анализируя данный рынок можно заявить, чтопри выделившемся лидере все остальные компании заняли некую нишу в которой можно наблюдать ситуацию совершенной конкуренции. Компания МЕЧЕЛ на данной стадии своего существования была аутсайдером рынка. Это можно обьяснить сравнительно недавным входом на данный рынок.
2. Рассчитать долю рынка каждой компании за 2011 год
Объем продаж компании 2 года, делим на общий объем продаж всех компаний, вместе взятых, и умножаем на 100%, получается доля рынка, которую занимает фирма, при определенном объеме продаж.
ОМК ϓ= * 100% =12,09%
Уралсталь ϓ= * 100%=14,85%
Северсталь ϓ= * 100%=24,17%
МЕЧЕЛ ϓ= * 100%=19,17%
Магнитка ϓ= * 100%=11,8%
НМК ϓ= * 100%=17,93%
Полученные данные заносим в таблицу№1.
Полученные данные свидетельствуют о том, что лидером теперь является компания Северсталь, оттеснив бывшего лидера НМК на 3 место. Это может быть связано как с грамотным управлением Северсталью новым советом директоров, с размещением акций компании на IBO, а также своевременным внедрением достижений научно-технического прогресса. Стагнация НМК связана с тем, что за прошедшие 9 лет развитие материально-технический базы было приостановлено и не проводилась модернизация оборудования и технических процессов. Однако компания все же смогла несколько наростить оборот средств в следствие грамотной кадровой политики.
За эти 9 лет большинство компаний сильно потеряли по своей выручке. Возможно, это связано с недавними колебаниями на биржах, как то финансовый кризис 2008 и 2009 годов. Устаревание технологий, моральный и физический износ оборудования оказывают сильное негативное влияние на отрасль в целом и данные предприятия в частности. Однако не смотря на это общая выручка выросла с 53 до 65 млн.долл США. Это обусловлено чередой слияний и приобретений компаний лидеров, каковыми сейчас являются Северсталь и МЕЧЕЛ. В особенность последняя компания, которая путем верного руководства и грамотной финансово-экономической политики смога пробиться из явных аутсайдеров в число лидеров отрасли. Отчасти данному скачку способствовало размещение акций этих компаний на международных биржах. В данный момент отраслевой рынок стального проката находится в относительном балансе и равновесии.
2.3. Анализ рынка
стального проката на
Начнем с расчета индекса концентрации(CR), который показывает концентрированный рынок или нет.
Для этого необходимо суммировать доли рынка 3х компаний лидеров, выбранных по рангу.
Расчет индекса концентрации(
но расчет по рыночным долям, дает более точную картину на рынке.
Если (CR) меньше 45% то рынок не концентрированный, то есть, рынок является конкурентным.
Если (CR) больше 45% но меньше 70% то такая концентрация считается умеренной.
Если (CR) больше 70% то рынок считается концентрированным, то есть рынок монопольный.
Рассчитаем (CR) за 2002 год, по первым трем компаниям, выбранным по ранжированию.
(CR)310= 32,61+18,47+17,62=68,2%
По показателям 2002 года на рынке проката стали из России наблюдается умерено-высокая концентрация, это возможно объяснить слабым контролем государства в этой сфере.
Благодаря низкой
концентрации рынка, возможно
вхождение на рынок новых
Рассчитаем (CR) за 2011 год, по первым трем компаниям, выбранным по ранжированию.
(CR)311= 24,17+19,17+17,93= 61,27%
Индекс концентрации по-прежнему находится в положении умеренной концентрации. Его постепенное снижение свидетельствует о том, что государство начало проводить более жесткую политику в отношении монополистов и высокой концентрированности отраслевых рынков.
Переходим к расчету индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI), который используется для оценки степени монополизации отрасли. Этот удобный индекс рассчитывается по формуле:
где S1, S2… — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли.
Чем ближе рынок к монополии, тем выше концентрация рынка (и более низкая конкуренции).
Если, например, существует только одна фирма в отрасли, что фирма будет иметь 100% доли рынка, а HHI будет равна 10000 (1002), что свидетельствует о монополии. Или, если существуют тысячи фирм, конкурирующих, каждый будет иметь почти 0% рыночной доли, а HHI будет близка к нулю, что свидетельствует почти совершенной конкуренции.
100%<HHI<10000%
Рассчитаем HHI для рынка стального проката в 2002 году
HHI2002= (17,62)2+(18,47)2+(15,46)2+(
Индекс в 2175,7411 свидетельствует о том, что на рынке установилась средняя концентрация, то есть намечаются предпосылки для конкуренции.
Рассчитаем HHI для рынка экспорта нефтепродуктов в 2011 году
HHI2011= (12,09)2+(14,85)2+(24,17)2+(
Индекс в 1779,093 свидетельствует о том, что на рынке установилась средняя концентрация. В сравнении с 2002 годом, концентрация уменьшилась, эта положительная динамика говорит о том, что рынок постепенно входит в состояние близкое к совершенной конкуренции, а это означает, что барьеры входа на рынок становятся меньше и незначительнее.
Информация о работе Структура отраслевого рынка, основные экономические субъекты и их стратегии