Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:06, реферат
Из проведенного исследования, можно сделать вывод, что поставленная цель исследование темы «Структура отраслевого рынка, основные экономические субъекты и их стратегии»,а также анализ и оценка рынка стального проката с использованием различных методов достигнута. В ходе исследования была подведена широкая теоретическая база под заданную тему, а также сделана четкие и ясные выводы.
В практической части мы рассматривали российский рынок стального проката: его состояние на 2002 и 2011 годы используя индексы концентрации, Херфиндаля-Хиршмана, дисперсии, Линда и Холла-Тайдмана. Каждый из этих индексов отобразил реальную ситуацию с концентрацией рынка стали.
После успешного расчета HHI следует перейти к расчету дисперсии рыночных долей, (обозначим как σ2):
Показатель дисперсии
измеряется в абсолютных значениях
и может принимать любые
Для начала необходимо рассчитать идеальную долю для всех фирм рынка:
100%/6% = 16,6% это идеальная часть рынка, которую имели бы все компании вместе, при чистой конкуренции.
Найдем показатель дисперсии на рынке стального проката компаний 2002 года.
σ2 = 1/5 ((17,62-16,6)2+
(18,47-16,6)2 +(15,46-16,6)2+(14,89-16,6)2+(
σ2=0,009591
Так же можно посчитать показатель дисперсии при помощи HHI, который был найден ранее.
σ2 = где N- количество компаний.
σ2 = (0,21757411 - 0,16)/6 = 0,009591
Аналогичные расчеты необходимо провести для расчета дисперсии рыночных долей рынка экспорта нефтепродуктов в 2011 году.
σ2 = 1/5 ((12,09-16,6)2+(14,85-16,6)2 +(24,17-16,6)2 +(19,17-16,6)2+( 11,8-16,6)2+(17,93-16,6)2)=
σ2 = 1/5 (1,2769+ 1,8769+1,2996+0,01+0,0676)= 1/5*(4,531)= 0,00298488
Так же можно посчитать показатель дисперсии при помощи HHI, который был найден ранее.
σ2 = где N- количество компаний.
σ2=(0,1779093- 0,16)/6=0,00298488
Благодаря нахождению дисперсии рыночных долей, мы можем предположить дальнейшую обстановку между компаниями, так как из года в год, дисперсия снижается, это значит, что компании выравниваются, что рынок становится более равномерным, следовательно, менее концентрированным, отсюда следует, что конкуренция становится сильнее.
Для более детального рассмотрения положения дел на рынке экспорта нефтепродуктов, нам необходимо рассчитать индекс Линда. Однако в отличие от индекса концентрации он ориентирован на учет различий в "ядре" рынка. Можно определить какие фирмы могут оказать влияние на рынок.
Для расчета индекса Линда существует формула:
L= 1/k(k-1) *I в свою очередь Qi =
Qi=
В общем, этот индекс способен показать воздействие на рынок ведущих фирм рынка по сравнению с другими крупными и мелкими фирмами.
Qi - отношение между средней долей i ведущих продавцов и долей k-тых крупных продавцов.
i - Число ведущих продавцов, среди k крупных
Ai - Общая доля рынка, приходящаяся на i ведущих продавцов.
Ak - Доля рынка, приходящаяся на k крупных продавцов.
Таблица 2 – Значения индекса Линда
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
L |
k | ||||||
2 |
1,76 |
0,88 | ||||
3 |
0,46 |
1,66 |
0,44 | |||
4 |
1,14 |
1,07 |
1,07 |
1,71 | ||
5 |
1,22 |
1,13 |
1,14 |
1,26 |
0,35 |
Рассчитаем при k=2 ; i=1
Qi= 32,61/1*((32,61+18,47)-32,61)/
L= 1/2(2-1)*1,76=0,88
Рассчитаем при k=3 ; i=1
Qi= 32,61/1*((32,61+18,47+17,62)-
Рассчитаем при k=3 ; i=2
Qi= 32,61+18,47/2*((32,61+18,47+
L= 1/3(23-1)*(1,07+1,09)=0.44
Рассчитаем при k=4 ; i=2
Qi= 32,61+18,47/2*((32,61+18,47+
Рассчитаем при k=4 ; i=1
Qi= 32,61/1*((32,61+18,47+17,62+
Рассчитаем при k=4 ; i=3
Qi= 32,61+18,47+17,62/2*((32,61+
L= 1/4(4-1)*(1,07+1,14+1,07)=1,71
Рассчитаем при k=5 ; i=1
Qi= 31,61/1*((31,61+18,47+17,62+
Рассчитаем при k=5 ; i=2
Qi= 31,61+21,08/1*((31,61+18,47+
Рассчитаем при k=5 ; i=3
Qi= 31,61+21,08+19,75/3*((31,61+
Рассчитаем при k=5 ; i=4
Qi= 31,61+18,47+19,75+19,59/4*((
L= 1/5(5-1)*(1.22+1,13+1,14+1,26)
Полученные данные заносим в таблицу 2
Из таблицы 2 мы можем видеть, что 3 и 4 фирмы образуют границы «олигополии» в данном случае.
2010 |
2011 |
|||||||||
Продажи млн.доллСША |
Доля рынка % |
Ранг |
yi |
Продажи млн. тонн |
Доля рынка % |
Ранг |
yi |
|||
ОМК |
9,35 |
17,62 |
3 |
0,1762 |
0,5386 |
7,91 |
12,09 |
5 |
0,1209 |
0,6045 |
Уралсталь |
9,8 |
18,47 |
2 |
0,1847 |
0,3694 |
9,7 |
14,85 |
4 |
0,1485 |
0,594 |
Северсталь |
8,2 |
15,46 |
5 |
0,1546 |
0,773 |
15,81 |
24,17 |
1 |
0,2417 |
0,2417 |
МЕЧЕЛ |
0,5 |
0,94 |
6 |
0,0094 |
0,0564 |
12,54 |
19,17 |
2 |
0,1917 |
0,3834 |
Магнитка |
7,9 |
14,89 |
4 |
0,1489 |
0,5956 |
7,72 |
11,8 |
6 |
0,0772 |
0,4632 |
НМК |
17,3 |
32,61 |
1 |
0,3261 |
0,3261 |
11,73 |
17,93 |
3 |
0,1793 |
0,5379 |
Всего |
53,05 |
100 |
2,6591 |
65,41 |
100 |
2,8247 |
Таблица 3 – Выпуск стального поката российскими металлургическими компаниями
Индекс Холла-Тайдмана (Index Hall- Taidman) – показатель рыночной концентрации, рассчитываемый на основе сопоставления относительных рангов фирм на рынке. Дает возможность учитывать информацию о степени значимости отдельных фирм на рынке наряду с информацией об их количестве и долях на нем. Эта специфика делает оценки, полученные на основе использования HT- индекса, более комплексными по сравнению с оценками, получаемыми при задействовании других показателей.
где НТ – индекс Холла-Тайдмана; Ri – ранг фирмы на рынке (самая крупная фирма имеет ранг 1); yi – доля фирмы.
Максимальное значение индекса Холла-Тайдмана равно единице (в условиях монополии). Минимальное значение равно 1/N, N – число фирм в отрасли. По своему действию данный показатель сходен с индексом Херфиндаля-Хиршмана, однако к достоинствам индекса Холла-Тайдмана следует отнести возможность ранжировать фирмы по степени значимости, что способствует более глубокому анализу отрасли.
Min значение HT=0,125
Max значение HT=1
Рассчитаем индекс Холла-Тайдмана для 2010 года:
На рынке представлена умеренная концентрация, конкуренция существует, но еще слаба.
Рассчитаем индекс Холла-Тайдмана для 2011 года:
На рынке по-прежнему сохраняется умеренная концентрация, но ее незначительное снижение говорит об усилении конкуренции.
Проведя комплексное исследование ситуации на рынке стального проката в России с помощью 5 различных индексов и показателей концентрации, мы можем сделать вывод, что рынок стали развивается в правильном направлении, усиливая конкуренцию и устраняя лидеров.
Заключение
Из проведенного исследования, можно сделать вывод, что поставленная цель исследование темы «Структура отраслевого рынка, основные экономические субъекты и их стратегии»,а также анализ и оценка рынка стального проката с использованием различных методов достигнута. В ходе исследования была подведена широкая теоретическая база под заданную тему, а также сделана четкие и ясные выводы.
В практической части мы рассматривали российский рынок стального проката: его состояние на 2002 и 2011 годы используя индексы концентрации, Херфиндаля-Хиршмана, дисперсии, Линда и Холла-Тайдмана. Каждый из этих индексов отобразил реальную ситуацию с концентрацией рынка стали. Но при этом каждый из них дал некою определенную информацию о реальном состоянии вещей и возможных путях развития ситуации. Таким образом мы можем сделать следующие выводы:
Современный рынок в России испытывает серьезные проблемы с концентрацией и узкой спецификацией. Примерами таких рынков являются нефтяная, газовая и добывающая отрасли. Рынок стального проката был близок к олигополизации в начале 2000-х, но к нынешнему времени ситуация нормализуется под четким и сильным контролем государства.
Информация о работе Структура отраслевого рынка, основные экономические субъекты и их стратегии