Сущность и экономическая природа прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:00, реферат

Описание работы

Получение прибыли — непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль — главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.
Таким образом, прибыль обрела важнейшую, ведущую роль в новом хозяйственном и финансовом механизме управления социально-экономическим развитием. Это — база финансовой устойчивости и обеспечения доходов предприятий, государства, населения.
Целью выполнения данной работы является теоретическое и практическое изучение формирования и использования прибыли предприятия и выработка мероприятий по совершенствованию данного процесса.

Содержание работы

Введение 2-3
Экономическая сущность прибыли 3-9
Современные теории прибыли 9-10
Основные пути увеличения прибыли 10-14
Максимизация прибыли 14-16
Заключение 17-18
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

это.docx

— 41.75 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                 2-3

Экономическая сущность прибыли                                                      3-9

Современные теории прибыли                                                       9-10

Основные пути увеличения прибыли                  10-14

Максимизация прибыли                                                                        14-16

Заключение                                                                                              17-18

Список использованных источников        19 

Введение

     В рыночной  экономике прибыль занимает главное место, выражая разносторонние экономические связи в воспроизводственном процессе и выступая в качестве цели предпринимательской деятельности. Стремление к увеличению прибыли превращает ее в главную движущую силу и основной источник экономического и социального развития не только отдельных мероприятий , но и страны в целом.

     С переходом  экономики государства на основы  рыночного хозяйства усиливается  многоаспектное значение прибыли.  Акционерное, арендное, частное или  другой формы собственности предприятие,  получив финансовую самостоятельность  и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких  размерах направлять прибыль,  оставшуюся после уплаты налогов  в бюджет и других обязательных  платежей и отчислений.

     Получение  прибыли — непременное условие  и цель предпринимательства любой  хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность  хозяйствования, прибыль — главный  источник финансирования экономического  и социального развития; прибыльность  служит основным критерием выбора  инвестиционных проектов и программ  оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.

    Таким образом,  прибыль обрела важнейшую, ведущую роль в новом хозяйственном и финансовом механизме управления социально-экономическим развитием. Это — база финансовой устойчивости и обеспечения доходов предприятий, государства, населения.

     Целью выполнения  данной работы является теоретическое  и практическое изучение формирования  и использования прибыли предприятия и выработка мероприятий по совершенствованию данного процесса.

 

Экономическая сущность прибыли

Прибыль образуется  в  итоге осуществления продукции.  Ее  величина определяется различием  между доходом, полученным от реализации  продукции,  и затратами  на  ее  производство  и  реализацию.  Она является результатом соединения различных факторов производства: труда, природных ресурсов, капитала, предпринимательской  способности. В комплексе они  приносят тот эффект, который именуется  прибылью.

Прибыль как экономическая  категория отображает доход, созданный  в сфере материального производства в ходе предпринимательской деятельности.

В процессе этой деятельности, в результате объединения  факторов производства: труда, капитала, предметов труда создается продукция, которая становится товаром при обстоятельстве ее реализации потребителю.

Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой — от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

объем продаж —  зависит от эффективности осуществления  коммерческой работы: от умения создавать  выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.

уровень издержек производства — зависит от эффективности  организации производства и труда, выбранной технологии, технической  оснащенности предприятия.

Вместе с тем  прибыль на предприятии зависит  не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Она состоит из прибыли от реализации продукции, плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.), минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Прибыль до налогообложения  – это прибыль от продаж с учетом других доходов и расходов, разделяющихся  на операционные и внереализационные.

В число  операционных доходов включают поступления, которые связаны с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, рождающихся из патентов на изобретения, промышленные примеры и других видов интеллектуального имущества; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Операционные  расходы – это расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

К внереализационными расходами относят штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением вне оборотных активов).

В результате на предприятии остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль и налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой.

Из чистой прибыли  предприятие выплачивает дивиденды  и различные социальные налоги, и  образуют фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

В условиях рыночных отношений имеется два основных источника получения прибыли.

Первый — это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Величина прибыли в данном случае зависит:

  • от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
  • от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);
  •   от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);
  • от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

 

Однако получение  прибыли в условиях рынка всегда связано с риском — над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Предприятие всегда ставит перед собой цель получение прибыли, но не всегда ее извлекает. В случае если выручка равноправна себестоимости, то предприятию удалось только возместить затраты на реализацию и производство продукции. При этом реализация продукции состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник научно-технического, производственного и социального развития. Если затраты, превосходят выручку, предприятие обретает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в довольно трудное финансовое положение, не исключающее и разорение.

Прибыль, являясь  формой дохода, играет большую роль в развитии рыночной экономики. Роль эта конкретно реализуется через  функции прибыли, которые она  выполняет при формировании, распределении и использовании. Прибыль, являясь превышением доходов над расходами, выполняет функцию обобщающего показателя работы предприятия, служит мерой его эффективности или успеха. По динамике прибыли можно судить о качестве управления предприятием.

Однако для  принятия многих управленческих решений  и оценки хозяйственной деятельности предприятия необходимо знать не только абсолютную сумму прибыли, но и степень доходности или меру эффективности. С этой целью исчисляется показатель рентабельности, в котором абсолютная величина прибыли соизмеряется с теми факторами, которые способствовали ее образованию. Поскольку таких факторов много, то на практике исчисляется несколько показателей рентабельности: общая рентабельность предприятия, чистая рентабельность предприятия, чистая рентабельность собственного капитала, рентабельность реализованной продукции. В показатели общей рентабельности балансовая прибыль соизмеряется со всем капиталом предприятия независимо от источников его привлечения. В показатели чистой рентабельности предприятия соизмеряется чистая прибыль, которая остается у предприятия после уплаты налога на прибыль. Если уровень общей рентабельности отражает эффективность предприятия с позиций народного хозяйства, то уровень чистой рентабельности определяет его финансовый потенциал или способность самофинансирования. Чистая рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования собственного капитала. В показателе рентабельности реализованной продукции  находят свое отражение политика цен предприятия, его успех на рынке и способность контролировать себестоимость продукции.

Каждый из показателей  рентабельности отражает меру эффективности  работы предприятия с определенной стороны, вместе, дополняя друг друга, она обеспечивают многостороннюю оценку хозяйственной деятельности. Анализ динамики показателей рентабельности позволяет выявить тенденции в развитии предприятий, а сравнение показателей определяет место каждого предприятия в экономическом развитии отдельных регионов и страны в целом.

 

Современные теории прибыли

Все теории прибыли можно  разделить на 2 группы:

- субъективные;

- объективные

Субъективные теории прибыли — объясняют ее наличием тем фактором, что эта прибыль является своего рода платой предпринимателю за риск.

Объективные теории прибыли. Здесь выделяют следующие направления:

- классическое, где прибыль является воплощением прибавочной стоимости, которая создается в процессе эксплуатации наемных работников

- оно дает структурное объяснение прибыли (связанное с различными типами рыночных структур). Эта теория объясняет наличие и существование прибыли тем фактом, что существуют различные рыночные структуры на рынке несовершенной конкуренции;

- конъюнктурное объяснение  прибыли, то есть прибыль связывают с объективной ситуацией на рынке.

Функции прибыли:

распределительная — создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ и стратегий, поддержание оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банкротства;

Стимулирующая — снижение издержек производства, внедрение инноваций и технических усовершенствований;

Оценочная — прибыль служит для оценки производственной и коммерческой деятельности предприятия, при этом используется показатель уровня рентабельности конкретного вида продукции, который находится как отношение прибыли к затратам на производство этой продукции (исчисляется в процентах).

 

Источники прибыли.

Прибыль создается в сфере производства, но свою специфическую экономическую форму она приобретает в сфере обращения. Существует ряд факторов, которые определяют размер прибыли. К этим факторам относят:

- уровень производительности  труда — если растет производительность труда, то увеличивается количество продукции и увеличивается общая масса прибыли;

- снижение издержек  производства — экономия материальных и трудовых затрат;

- изменение структуры  производства и ассортимента производимой продукции в сторону повышения высоко прибыльных видов продукции

уровень цен (повышение);

- скорость общего  оборота авансируемого капитала — ускорение оборачиваемости капитала фирмы ведет к экономии основных и оборотных средств, а отсюда к росту объемов производимой продукции;

- распределение  валовой прибыли на чистую прибыль и размер всех прочих отчислений (налогов и платежей).

 

Основные  пути увеличения прибыли

Успех на рынке- это итог большой и многогранной предпринимательской деятельности, для которой характерны инновации, или нововведения, обеспечивающие получение высокой прибыли. Все многообразие инноваций можно объединить в следующие группы:

Информация о работе Сущность и экономическая природа прибыли