Сущность и экономическая природа прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:00, реферат

Описание работы

Получение прибыли — непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль — главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.
Таким образом, прибыль обрела важнейшую, ведущую роль в новом хозяйственном и финансовом механизме управления социально-экономическим развитием. Это — база финансовой устойчивости и обеспечения доходов предприятий, государства, населения.
Целью выполнения данной работы является теоретическое и практическое изучение формирования и использования прибыли предприятия и выработка мероприятий по совершенствованию данного процесса.

Содержание работы

Введение 2-3
Экономическая сущность прибыли 3-9
Современные теории прибыли 9-10
Основные пути увеличения прибыли 10-14
Максимизация прибыли 14-16
Заключение 17-18
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

это.docx

— 41.75 Кб (Скачать файл)
  • Производство нового товара или товара, отличающегося повышенным качеством по сравнению с ныне производящимися изделиями.
  • Освоение нового рынка
  • Внедрение нового метода производства или освоение нового источника сырья и материалов.
  • Организационно-управленческие новшества.

Выпуск новых  товаров и товаров повышенного  качества с развитием науки и  техники значительно участился, что усложняет проблему рынка, на котором побеждают те, кто постоянно осуществляет нововведения. Поэтому каждое предприятие должно иметь свою программу разработки новых товаров. С этой целью оно может купить патент или лицензию на производство чужого товара, но может создать у себя свой отдел исследований и разработок. При этом следует иметь в виду, что новаторство в выпуске новой продукции является делом весьма рискованным, требующим глубокой разработки товара-новинки.

В качестве инноваций  выступает и завоевание новых  рынков, а также более четкое их сегментирование. Все это сказывается  на увеличении числа покупателей, росте продаж и повышении нормы прибыли. Если же последняя и понизится, то масса прибыли при этом увеличиться в связи с ростом общего объема продаж.

Инновации могут  быть представлены также внедрением новых методов в организацию производства или же освоением новых источников сырья и материалов. Изменения в организации производства должны привести к повышению производительности труда и к сокращению на этой основе численности работников. Открытие новых источников сырья, как правило, сопровождается сокращением транспортных расходов и снижении закупочных цен, что сказывается на снижении себестоимости продукции и повышении ее прибыльности. При таких нововведениях предприниматель определяет свою стратегию.

Инновации возможны и в организационно-управленческой сфере. Они связаны с научной  организацией труда, с улучшением обеспечения  рабочих мест необходимыми материалами и деталями, с более совершенным управлением запасами и так далее. Важное значение при этом имеет улучшение работы административно-технических служб на всех уровнях управления предприятием, что достигается более совершенной координацией их деятельности. Инновации в управленческой сфере относятся к числу факторов, которые оказывают влияние на рост производительности труда и снижение постоянных и переменных расходов.

Для инновации  характерна их непрерывность, так как  потребитель всегда ждет новых товаров  и усовершенствованных изделий. К тому же и конкуренты приложат максимум усилий, чтобы обеспечить покупателя новинками. Поэтому предприятие не должно сдерживать процесс нововведений, чтобы не потерять прибыль.

Все вышеназванные  инновации имеют одну способность- их влияние на прибыль поддается количественному измерению.

Когда говорят  о главной цели предпринимательской  деятельности, то имеют в виду чистую прибыль, ведь ее рост является залогом  успеха предпринимательской деятельности.

Чистая прибыль  должна позволять предприятию реализовать  его цели и задачи. Поэтому у него возникает прямая заинтересованность в росте валовой прибыли, чтобы на этой основе увеличить и ту ее часть, которая образует чистую прибыль, что важно и для государства, которое с этой целью оптимизирует свои налоги и льготы.

В условиях  частной  собственности распределение чистой прибыли не может осуществляться по единой модели, так как у каждого предприятия свои задачи, связанные с текущим и перспективным развитием. Вместе с этим у них можно выделить два общих направления в распределении чистой прибыли. Одно из них связано с ее использованием для увеличения имущества предприятия, а другое- с расходованием на потребление. Пропорции, в которых распределяется чистая прибыль между этими направлениями, постоянно меняются, так как они устанавливаются с учетом внутренних и внешних условий развития предприятия, подверженных частым изменениям.

Прибыль, используемая для увеличения имущества, еще называют капитализируемой прибылью. Он отражает инвестиционные возможности предприятия и используется для финансирования прироста основных производственных фондов и нематериальных активов, пополнения собственных оборотных средств, увеличения резервного фонда и на другие цели.

Высокорентабельные  предприятия часть чистой прибыли  могут направлять для развития других предприятий, что представляет собой  вид коммерческих инвестиций, имеющих целью получение дополнительной прибыли. Возможны также долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, передача прибыли вышестоящей организации, союзу, ассоциации и другие.

Второе направление  в распределении чистой прибыли  включает выплаты доходов собственникам предприятия и различных вознаграждений наемным работникам за достигнутые успехи, а также финансирование социальной программы предприятия.

 

Максимизация  прибыли 

Прибыль является ключевым критерием эффективного размещения ресурсов, показателем деятельности фирмы. Прибыль можно определить как разницу между доходами и  издержками. В экономической теории различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек. Экономическая прибыль - это разница между выручкой от реализации продукции и альтернативными издержками. Выпуск товаров и услуг имеет два ограничения- спрос и рыночные цены. Производители заинтересованы в производстве такого количества товара, который обеспечивает максимум прибыли. В этом проявляется критерий эффективности производителей, целью которых является получить максимум экономических выгод. Максимизация прибыли может быть достигнута при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Предельные издержки- издержки, которые дополнительно требуются для производства одной дополнительной, сверх определенного объема, единицы продукции. Предельный доход характеризует окупаемость каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции.

Фирмы стремятся  к максимизации прибыли, так как:

1. Прибыль выступает основным показателем результативности и эффективности бизнеса

2.  Стремление к максимизации позволяет объяснять и прогнозировать экономическое поведение действующих на рынке фирм-конкурентов (динамику цен, объем производства).

3.   В существующей конкурентной борьбе выжить в состоянии только те фирмы, которые являются конкурентоспособными, получают максимум прибыли при эффективном использовании ресурсов.

Цель максимизации прибыли ориентирует рынок на достижение определенного равновесия между спросом и предложением при оптимальном сочетании объема реализации и цены на продукцию.     Стремление к максимизации прибыли способствует экономическому росту, научно- техническому прогрессу. Максимизация прибыли становится важнейшим побудительным мотивом совершенствования технологии производства, оптимизации объема выпуска продукции, минимизации издержек.

Для характеристики цели максимизации прибыли и способов ее получения используют понятие  экономическая функция производства. Фирма увеличивает прибыль если она наращивает валовой доход и сокращает валовые издержки. Поэтому величина прибыли находится в прямой зависимости от объема реализованной продукции и рыночных цен и в обратной зависимости- от средних валовых издержек. Производитель должен выйти на такой объем выпуска продукции, при котором складывались бы минимальные средние валовые издержки и в связи с этим образовывалась бы максимальная прибыль.

Максимальная  прибыль достигается при взаимодействии внутренних (динамика издержек производства) и внешних (динамика дохода фирмы  после реализации продукции) факторов деятельности. Главное требование максимизации прибыли - окупаемость каждой единицы продукции. Фирма стремится максимизировать разность  между общим доходом и общими издержками. До тех пор, пока предельный доход выше предельных издержек, общая прибыль растет, критерий максимизации прибыли еще не достигнут, и фирма может увеличивать объем производства. Как только предельные издержки превышают предельный доход, рост общей прибыли замедляется, и увеличение выпуска становится убыточным.

Таким образом, прибыль  достигает своего максимума при  таком выпуске продукции, при  котором предельный доход равен  предельным издержкам. Поэтому фирма  расширяет свое производство до тех  пор, пока предельный доход и предельные издержки не сравняются

 

 

 

 

 

Заключение

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью предпринимательской  деятельности. Получить прибыль предприятие  может только в том случае, если оно производит продукцию или  услуги, которые реализуются, т. е. удовлетворяют  общественные потребности. Предприятию  необходимо произвести продукт, который  удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая соответствовала  бы платежеспособным потребностям. Приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает  определенный уровень издержек, когда  потребляемые ресурсы, затраты их меньше, чем полученная выручка, т. е. когда  оно работает с прибылью. Таким  образом, прибыль, являясь непосредственной целью производства, характеризует  одновременно результат его деятельности. Если предприятие не получает прибыли, оно вынуждено уйти из сферы производства, признать себя банкротом.

Как экономическая категория  прибыль отражает чистый доход, созданный  в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия. Получение прибыли означает, что  все расходы покрываются с  избытком доходами.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано  с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Предприятие  заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения 

производственной деятельности, научно-технического и социального  развития предприятия, материального  поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Расширение производства и процветание национальной экономики  требует максимизации прибыли и  устойчивого ее роста. Только так  предприятие может существовать в конкурентно-рыночной среде. Расширение производства может проявляться  в увеличении масштабов самого предприятия, укреплении его позиций на рынке, но оно может выражаться и в поглощении других предприятий, в привлечении новых рынков, наконец, оно может стать следствием простого слияния с другими предприятиями.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Казначевская Г.Б. Экономическая теория. Учебник для колледжей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. 2-е издание. Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2007.

3. Слагода В.Г. Основы экономической теории.  – М.: Форум – Инфра – М, 2007.

4.  Финансы. Учебное пособие. Под ред. Профессора А.М.Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001.

 


Информация о работе Сущность и экономическая природа прибыли