Сущность инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Содержание работы

1.Инновации: сущность, виды, содержание в организации……………………………..…3
2.Инновационная деятельность организации. Характеристика инновационного процесса, содержание его этапов………………………………………………………..….....7
3.Задача………………………………………………………………………………...….….13
4. Список используемой литературы…………………………………………………….....15

Файлы: 1 файл

Экономика организ кр инновации.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

 

Заочный факультет

Кафедра экономики и управления

 

                               

 

 

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Тема: Сущность инноваций

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

Вариант № 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2011

 

 

 

Содержание:

1.Инновации:  сущность, виды, содержание в организации……………………………..…3

2.Инновационная  деятельность организации. Характеристика  инновационного процесса, содержание  его этапов………………………………………………………..….....7

3.Задача………………………………………………………………………………...….….13

4. Список используемой  литературы…………………………………………………….....15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Инновации:  сущность, виды, содержание в организации

Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Таким образом, необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации. Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:

    • используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или
    • обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
    • обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;
    • достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта

Инновацию — результат — нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

Современные компании воспринимают инновации как средство увеличения прибыли и завоевания более широкого сегмента рынка. Правительства считают их панацеей с точки зрения ускорения экономического роста посредством повышения конкурентоспособности в мире.

Инновации создают  стоимость и материальные богатства, опираясь на некую форму изменений (в любой области - технологии, материалов, цен, услуг, демографии или даже геополитики), формируя новый спрос или прибегая к новым способам замещения основного капитала и использованию “зрелых рынков”. Инновации содействуют перемещению ресурсов в сферу более высокой производительности и прибыли.

Производственные  организации, в свою очередь, также  пришли к пониманию необходимости  осуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций все больше рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций

Именно инновации  объясняют причину, по которой уровень  отдачи от инвестиций в США, странах  Западной Европы и Японии был значительно  выше во второй, а не первой половине XX в. Тенденция к росту прибыли  тесно связана с развитием  интеллектуальноемких производств, в которых важны ресурсы человеческого капитала, навыки, дорогостоящие информационные секреты и ноу-хау.

Для успешного  управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на :

- продуктовые  инновации, они включают применение  новых материалов, новых полуфабрикатов  и комплектующих; получение принципиально  новых продуктов. 

- процессные  инновации означают новые методы  организации произ-водства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

  • базисные (радикальные) инновации, реализующие крупные изобретения и научные открытия и открывающие новые направления в технике, технологии, продукции; на их основе создаются новые отрасли; они требуют больших затрат времени и ресурсов, но обеспечивают большой эффект в масштабе экономии;
  • крупные (улучшающие), реализующие изобретения и создающие новые поколения техники, технологии, продукции в рамках существующего направления, значительно изменяющие характеристики техники, технологии и продукции;
  • средние (микроинновации), использующие мелкие изобретения и создающие новые виды техники, технологии, продукции в рамках существующего поколения;
  • мелкие (псевдоинновации), улучшающие отдельные характеристики существующих техники и технологии и потребительские свойства продукции. К ним условно можно отнести также обычные организационно-технические мероприятия.

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

- инновации  на входе предприятия (изменения  в выборе и использовании сырья,  материалов, машин и оборудования, информации и др.);

- инновации  на выходе предприятия (изделия,  ус-луги, технологии, информация и др.);

- инновации  системной структуры предприятия  (управленческой, производственной, технологической).

 

В зависимости  от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

- радикальные  (базовые);

- улучшающие;

- модификационные  (частные).

 

Так же инновации классифицируются на :

- технологические;

- производственные;

- экономические;

- торговые;

- социальные;

- в области  управления.      

 Рассматривая различные подходы к классификации инноваций, необходимо учитывать, что обобщение и систематизация классификационных признаков и создание на этой почве научно обоснованной классификации инноваций имеют достаточно весомую практическую значимость, поскольку обладают потенциальной способностью дать детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного новшества. А это в свою очередь необходимо для осуществления реальной, ощутимой поддержки со стороны государственных органов по внедрению инноваций на предприятиях страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Инновационная  деятельность организации. Характеристика  инновационного процесса, содержание его этапов

Инновационная деятельность- это деятельность по освоению результатов исследований и разработок, повышающих эффективность  способов и средств осуществления  конкретных процессов, в том числе  освоение в производстве новой продукции и технологий.

Инновационная деятельность предприятия является важнейшим инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность выпускаемых товаров и  возможность увеличения прибыли, получаемой предприятием в результате хозяйственной деятельности.

Стадии инновационной  деятельности представлены на следующей схеме:

 

При обосновании решений по инновационному развитию предприятия необходимо учитывать, что инновационная деятельность характеризуется следующими отличительными чертами: повышенным риском, цикличностью развития, тесной взаимосвязью уровня новизны продукции и эффективности использования ресурсов, специальными моделями продвижения нового продукта на рынок.

Инновационная деятельность позволяет увязать интересы потребителей  и производителей продукции и улучшить технические, экономические и социальные результаты инноваций. Технический результат выражается в обновлении и расширении ассортиментов товаров, повышении технического уровня и качества продукцию Экономический - в повышении эффективности производства, экономии ресурсов, снижении издержек , росте рентабельности. Социальный направлен на удовлетворение общественных потребностей, улучшение условий труда и жизнедеятельности человека.

Инновационный процесс  представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.

Инновационный процесс  включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.

К этим элементам относятся:

      • инициация инновации;
      • маркетинг инновации;
      • выпуск (производство) инновации;
      • реализация инновации;
      • продвижение инновации;
      • оценка экономической эффективности инновации;
      • диффузия (распространение) инновации.             

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура инновационного процесса

 

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация — это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).

После обоснования  нового продукта проводятся маркетинговые  исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации  представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).

Результаты  реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.

Инновационный процесс заканчивается диффузией  инновации. Диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.

Внедряя инновации  в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс. Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса, приведены в следующей таблице. Прежде, чем приступить к внедрению инноваций на Вашем предприятии, рекомендуем внимательно ознакомиться с этими факторами, чтобы принять решение об оптимальном для Вас способе построения инновационного процесса.

Группа факторов

Факторы, препятствующие инновационной деятельности

Факторы, способствующие инновационной деятельности

Экономические, технологические 

Недостаток средств  для финансирования инновационных  проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства.

Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.

Политические, правовые

Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства.

Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную  деятельность, государственная поддержка  инноваций 

Социально-психологические, культурные

Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие  последствия как изменение статуса  сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой  работы, перестройка устоявшихся  способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу.

Моральное поощрение  участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение  возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе.

Организационно-управленческие

Устоявшаяся организационная  структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная  замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов.

Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп.

Информация о работе Сущность инноваций