Сущность экономической эффективности производства (на примере ОАО Усть-Илимский ЛПК)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование методов расчетов показателей эффективности производства предприятия. Здесь, даются характеристики показателей эффективности производства, которые необходимо применять при оценке эффективности производства предприятия. На основании расчетов данных показателей управление предприятием должно корректировать процессы производства, совершенствовать управление производством предприятия в целях повышения эффективности производства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 4
1. СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
1.1 Значение и сущность экономической эффективности производства, ее виды…………………………………………………………………. ….. 5-7
1.2 Классификация затрат и результатов при оценке экономической эффективности…...................................................................................... 7-9
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ОАО УСТЬ- ИЛИМСКИЙ ЛПК
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………........ 10
2.2 Оценка производственных показателей ОАО Усть-Илимский ЛПК……………………………………………………………………… 10-23
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УРОВНЯ ПРОИЗВОДСТВА ОАО УСТЬ- ИЛИМСКИЙ ЛПК
3.1 Пути повышения производственной эффективности ОАО Усть- Илимский ЛПК
3.2 Разработка плана повышения эффективности производства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

экономика фирмы.docx

— 82.97 Кб (Скачать файл)

Год от года значительно  снижается поставка беленой целлюлозы  в страны Европы. Это связано из-за нестабильной работы последних лет  Усть-Илимская, целлюлоза потеряла свой сегмент рынка во Франции  и Великобритании. Если в 2007 году поставка составляла 4,16% от общей поставки и 4,6% от поставки на экспорт, то в 2008 году она составила соответственно 1,1% и 1,2%.

По обзору состояния российского  рынка беленой целлюлозы можно  сказать следующее. С каждым годом  наблюдается тенденция уменьшения объемов ее продаж на внутренний рынок, хотя общий объем продаж целлюлозы  увеличивается год от года.

Таблица 2.5

Объем продаж беленой  целлюлозы

Наименование продукции

Объём, тонн

2007 год

2008 год

Белёная целлюлоза экспорт 

417 092

337 869

в т ч.: Словакия

5 039

1 672

Китай

390 930

244 406

Венгрия

128

1 418

Корея

6 860

 

Италия 

3 150

 

Польша 

10 985

 

Кыргызстан 

 

120

Германия 

 

678

Украина

 

369

Иран 

 

3 066

Ирландия 

 

83 861

Ливан

 

186

Турция 

 

2 093

Внутренний рынок:

47 061

43 794

Итого белёная целлюлоза:

464 153

381 663


 

 

Рис. 2.2 Экспорт  беленой целлюлозы

Из рисунка 2.2 видно, что  Китай характеризуется большой  емкостью рынка, чем все остальные.

С февраля 2008 года ОАО «ПО  УИ ЛПК» выпускает новый вид продукции  – небеленую листовую целлюлозу, которая пользуется спросом в  странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности в Китае. Процент  продаж небеленой листовой целлюлозы  в 2008 году составил 19% от всего объема реализованной целлюлозы (табл. 2.6).

 

 

 

 

Таблица 2.6

Объем продаж небеленой  листовой целлюлозы

Наименование продукции

Объём, тонн

2007 год.

2008 год.

Небеленая листовая экспорт

 

105 590

Китай

 

95 175

Ирландия 

 

10 415

Внутренний рынок 

 

62


 

 

 

 

Рис. 2.4 Экспорт  небеленой листовой целлюлозы

Главными покупателями небеленой  листовой целлюлозы является Китай  и Ирландия, но лидирующее место  занимает Китай (рис. 2.4).

По анализу поставки небеленой  целлюлозы из опилок и отходов  сортирования в 2008 году можно сказать  следующее. Поставка небеленой целлюлозы  производится в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности в Китай, Корею. По сравнению с 2007 годом наблюдается, увеличение продажи целлюлозы небеленой на экспорт 3,4% от объем продаж в 2008 году составил 97,5%, а в 2007 году 93,6%. Увеличение поставки целлюлозы на экспорт произошло за счет резкого снижения поставки на российский рынок. В 2,5 раза по сравнению с 2007 годом снизился объем продаж целлюлозы предприятиям России при увеличении продажи ее в 2008 году. Если в 2007 году поставка небеленой целлюлозы российским предприятиям составляла 6,4% от общей поставки, то в 2008 году она уже составила 2,5% (табл. 2.7).

 

 

 

Таблица 2.7

Объем продаж небеленой  целлюлозы

Наименование продукции

Объём, тонн

2007 год

2008 год

Небелёная целлюлоза экспорт 

60 699

65 686

в т.ч.: Китай

15 102

12 081

Корея

45 597

4 396

Словакия 

   

Ирландия 

 

49 209

Внутренний рынок 

4 143

1 658

Итого небелёная:

64 842

67 344

Итого небеленая листовая

 

10 5652


 

Поставка таловой канифоли осуществляется на экспорт и на внутренний рынок. Объемы продаж канифоли на экспорт  зависят от мировой конъюнктуры. В 2008 году продажа канифоли на экспорт  составила 38,8 % от всей поставки канифоли при увеличении общего объема продаж в 2008 году на 5% в сравнении с 2007 годом. В 2007 году поставка канифоли на экспорт  составляла 38,6%, на внутренний рынок 61,4%, а в 2008 году на внутренний рынок продажа составила-61,2%. Наиболее крупный покупатель канифоли – Нидерланды. Если в 2007 году объем поставки канифоли в эту страну составлял 23,33% от общей поставки и 60,47% от поставки на экспорт, то в 2008 году он соответственно составил 30,2% и 77,8% (табл. 2.8).

По поставкам лесохимической продукции, таким как, кислоты жирные таловые, масло таловое дистиллированное, скипидар сульфатный очищенный, можно  сказать следующее. Объемы продажи  этой продукции незначительно изменяются год от года. Продукция поставляется на российский рынок предприятиям лакокрасочной  промышленности, пользуются спросом, и  поставка осуществляется в полном объеме плана производства (табл.2.8).

 

 

Таблица 2.8

Объемы продаж другого вида продукции

Наименование продукции

Объём, тонн

2007 год.

2008 год.

Канифоль таловая экспорт 

5 636

5 964

в т.ч.: Финляндия

329

526

Франция

414

414

Германия 

414

375

Нидерланды 

3 408

46

Великобритания 

46

 

Португалия 

46

 

Индия

421

 

Польша 

513

283

Испания

46

 

Ирландия (поставка в Нидерланды)

 

4 596

Пакистан 

 

92

Внутренний рынок:

8970

9 395

итого канифоль таловая:

14 606

15 359

Кислоты жирные таловые экспорт 

63

 

Внутренний рынок 

4 673

4 575

Итого кислоты жирные таловые:

4 736

4 515

Масло таловое дистиллированное

   

Внутренний рынок 

4 861

4 879

Скипидар сульфатный очищенный 

   

Внутренний рынок 

2 618

2 370


 

 

Проанализировав весь объем  продаж можно сказать, что объектом особого интереса для ЛПК является рынок Китая, который характеризуется  большой емкостью.

Увеличение объемов продаж пиломатериалов в 2008 году на экспорт  достигнуто за счет заключения с ЛДЗ  договора на переработку лесоматериалов по давальческой схеме (услуги по распиловке). Одновременно сократились поставки пиловочника, в том числе на экспорт  за счет передачи круглых лесоматериалов в распиловку на ЛДЗ. С передачей  пиловочника на распиловку появилась  возможность выпускать продукцию  более глубокой переработки древесины, а именно 3 537 м3 строительных заготовок  и фрезерных деталей, из которых 2 915 м3 реализовано на экспорт в  Америку, Канаду, Япония.

В настоящее время существует достаточно емкий рынок на продукцию  деревообработки, поэтому необходимо расширять производство этих видов  продукции путем внедрения новых  технологий, закупки оборудования и  выпуска новых изделий из древесины  сосны и лиственницы.

Производство шпал нецелесообразно  по причине превышения себестоимости  над ценой, предлагаемой покупателями (ВСЖД) В 2008 году лесопиление на ИЛПБ было сориентировано на выпуск пиломатериалов естественной влажности из лиственницы. Цены на эту продукцию стабильно  высокие имеют тенденцию на увеличение (табл. 2.9).

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.9

Анализ выполнения объемов отгрузки основных видов  лесопродукции за 2007-2008 год, м3

Наименование

2007 год

2008 год

Результат

Пиломатериалы в т. ч на экспорт

16 057

356 343

332 837

+341 293

+332 757

Пиловочник 

239 904

9 360

-230 544

в т.ч на экспорт

6 191

4 663

-1 548

Шпалы

23 009

 

-23 009


Можно сказать, что пиломатериалы  являются наиболее выгодным лесоматериалом и его объемы необходимо наращивать.

Рентабельность – один из главных показателей, характеризующих  эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской  деятельности. Рассмотрим наиболее важные коэффициенты, определяющие рентабельность предприятия (табл. 2.10).

Таблица 2.10

Показатели рентабельности

Наименование статей

2007год

2008 год

Изменение

Рентабельность продаж

9,6

11,3

1,7

Рентабельность собственного капитала

6,3

3,7

-2,5

Рентабельность производственных активов

13,2

17,5

4,3


Рентабельность производственных активов по результатам от основной деятельности в начале анализируемого периода равнялась 13,2%, а на конец  периода составляла 17,5%. Данная величина показателя рентабельности складывается из рентабельности продаж (основной деятельности), которая в конце анализируемого периода составила 11,28%, и оборачиваемости  производственных активов, равной 1,552 оборота в год.

Рентабельность собственного капитала (фактического) Предприятия (определяющая эффективность вложений средств  собственников) на протяжении всего  анализируемого периода была положительной  и снизилась с 6,27% до 3,74%.

Анализ производственной деятельности Предприятия позволяет  говорить о незначительном запасе прочности, обусловленном низким уровнем собственного капитала (фактического), который на конец анализируемого периода составил 0,517 (при рекомендуемом значении не менее 0,6).

Таким образом, в конце  анализируемого периода у Предприятия  имелись ограниченные возможности  привлечения дополнительных заемных  средств без риска потери финансовой устойчивости. Платежеспособность и  финансовая устойчивость Предприятия  находятся, в целом, на приемлемом уровне. На конец анализируемого периода  ОАО «ПО «УИ ЛПК» имеет удовлетворительный уровень доходности, хотя отдельные  показатели находятся ниже рекомендуемых  значений. Дальнейшая деятельность предприятия  по нашему мнению должна быть более  эффективной.

Раздел 3. Пути повышения  производственной эффективности «ОАО Усть-Илимский ЛПК»

В настоящее время в  связи с увеличивающимися темпами  производства, а также расширением  ассортимента товарной продукции, возникла необходимость дополнительного  получения хозяйственной воды питьевого  качества для нужд всех предприятий, расположенных на Усть-Илимской промплощадки. Реализацию этого проекта, возможно, осуществить за счет реконструкции системы промышленного водоснабжения «ПО УИ ЛПК».

Существующая система  водоснабжения «ПОУИ ЛПК» ориентирована  на подачу воды с Карапчанского водозабора по существующим водоводам. Этот же водозабор производит подачу холодной воды в правобережную часть города, население которой составляет около 70 тыс. человек. Мощности водозабора также производят подпитку системы горячего водоснабжения ТЭЦ, которая осуществляет теплоснабжение города.

Реализация предложенных мероприятий по модернизации системы  водоснабжения предприятий, находящихся  на промышленной площадке УЛПК является инвестиционным проектом, ориентированным  на реконструкцию и техническое  перевооружение существующего производства. Его основная цель – это повышение  эффективности производства за счет снижения себестоимости производимой продукции.

Наряду с этим реализация инвестиционного проекта по реконструкции  ПромВОС имеет своей целью создание новой продукции – воды хоз. питьевого качества – для реализации населению правобережной части г. Усть-Илимска.

В связи с этим наряду с оценкой коммерческой эффективности  реализации инвестиционного проекта  необходимо проводить и оценку общественной значимости.

Сметная стоимость реконструкции  ПромВОС составляет 97 339 тыс. руб. Полная продолжительность строительства объектов реконструкции ПромВОС составит 19 месяцев.

Стоимость капитальных затрат на приобретение оборудования составит 8 868 тыс. руб.

По предварительной оценке общие затраты на реконструкцию  составят 106,2 млн. рублей.

Годовой расход электроэнергии (активной) – 1690000 кВт/час., но учитывая, что после установки новых  насосов Д – 25000, освобождается отдельная ячейка на ТП – ВОС и потребляемая эл. мощность насосов Д 2500 в два раза меньше, в целом, достигается значительная экономия электромощностей на ПромВОС. Таким образом, расход электроэнергии составит 845000 кВт/час, 1000 кВт – 360 рублей

Отопление насосной станции  принято согласно СНИП из расчета  температуры воздуха в помещении +16 С. Продолжительность отопительного  сезона 257 суток.

Общий расход тепла 33000 ккал/час, (33000ккал/час*24*257) = 203544000 ккал/час = 204 Гкал/час), 1 Гкал – 270 рублей

В помещение насосной станции  предусматривается естественная вентиляция. Приток свежего воздуха осуществляется через двери, ворота и фрамуги  окон. Вытяжка дефлекторами, установленными на кровле.

Информация о работе Сущность экономической эффективности производства (на примере ОАО Усть-Илимский ЛПК)