Сущность прибыли, ее источники и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 09:28, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть экономическую природу прибыли.
Задачи исследования:
- дать определение экономической сущности прибыли, ее формирование;
- рассмотреть теории прибыли, сформированные экономистами теоретиками;
- проанализировать получение прибыли на различных рынках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ПРИБЫЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. 4
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ, ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ. 4
1.2 ФУНКЦИИ ПРИБЫЛИ. 8
2 ТЕОРИИ ПРИБЫЛИ. 11
2.1. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ТЕОРИИ. 11
2.2. ТЕОРИИ ПРИБЫЛЬ И ИННОВАЦИИ Й.А. ШУМПЕТЕРА 14
2.3. ПРИБЫЛЬ И РИСК В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. 17
3. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ. 20
3.1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ. 20
3.2. ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. 23
3.3. ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 31

Файлы: 1 файл

Сущность прибыли.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Прибыль является очень важной категорией в рыночной экономике. В настоящее время, когда Россия вышла на путь экономических реформ условием существования фирм является их рентабельность (получение прибыли).

Эффективность функционирования предприятия, независимо от организационно-правовой формы и видов его деятельности в условиях рынка определяется способностью предприятия приносить достаточный доход или прибыль. Прибыль — это конечный результат работы предприятия, стимулирующий дальнейшую производственную деятельность и создающий основу для её расширения. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние.

Экономическая сущность прибыли является сложной и дискуссионной проблемой  в современной экономической  теории, так как прибыль — наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Её простота определяется тем, что она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей в этой экономике, определённым гарантом прогресса экономической системы, а отсутствие прибыли — яркое доказательство регресса и социальной напряжённости.

Прибыль - одна из самых распространенных категорий современной экономики. Каждый человек имеет слово "прибыль" в своем активном словарном запасе. Мы с вами уже знаем, что целевая функция фирмы - это максимизация именно прибыли.

Прибыль - это и одна из самых  неоднозначных категорий в экономической  науке. Четкой, принимаемой всеми  экономистами трактовки прибыли  сегодня нет. Причем экономисты спорят не об определении прибыли как таковой - с этим как раз вроде бы уже все ясно. Прибыль - это "нечто", остающееся в выручке предприятия после вычета из нее всех затрат. Различные толкования вызывает другой вопрос - о происхождении прибыли. Откуда берется этот остаток, эта разница между выручкой и затратами? Современные взгляды на происхождение прибыли, к великому сожалению, для студентов не представляют собой единой строгой концепции, но являются, скорее, конгломератом невзаимоисключающих объяснений. Слово "невзаимоисключающих" может служить некоторым облегчением - нет необходимости вставать на какую-то определенную позицию, а напротив, есть возможность просто перечислить эти объяснения.

Цель курсовой работы состоит в  том, чтобы рассмотреть экономическую природу прибыли.

Задачи исследования:

- дать определение экономической  сущности прибыли, ее формирование;

- рассмотреть теории прибыли,  сформированные экономистами теоретиками;

- проанализировать получение прибыли  на различных рынках.

 

 

1. Прибыль как экономическая категория.

1.1 Экономическая  сущность прибыли, ее формирование.

В учебниках и научных статьях  категория "прибыль" неразрывно связывается  с категорией дохода, капитала, процента, воздержания, ожидания и многими  другими. В практическом же плане прибыль не представляет никакого секрета и во всех странах с рыночной экономикой ее количественная величина определяется как разница между общей выручкой от реализации товаров и услуг и совокупными издержками. В теоретическом плане мы снова вынуждены рассмотреть два подхода к оценке экономической природы прибыли.

К. Маркс в "Капитале" определил  прибыль как превращенную форму  прибавочной стоимости. Последняя  по Марксу представляет собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность. На поверхности буржуазного общества присвоение чужого труда затушевывается и прибыль выступает как порождение движения всего авансированного капитала, как результат издержек производства. Таким образом, в марксистской трактовке прибыль есть результат эксплуатации наемного труда капиталом и отношение "капиталист - наемный рабочий" составляет основное отношение капиталистического общества.

С такой трактовкой прибыли Маркса согласиться невозможно по ряду причин. Если под эксплуатацией понимать присвоение продукта неоплаченного  труда и атрибут капитализма, то капитализм охватывает всю историю человеческой цивилизации. Важно видеть не только сам факт отчуждения продукта неоплаченного труда, но и то, в чьих интересах используется отчужденный продукт.

Современная экономическая мысль  рассматривает прибыль как доход  от использования всех факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Но и в таком понимании нет единства и четкости. В одних случаях прибыль рассматривается как плата за услуги предпринимательской деятельности, в других - как плата за новаторство и талант в управлении фирмой, в третьих - как плата за риск и т.д. Все эти определения расплывчаты и скорее выражают вознаграждение предпринимателю за его умение соединять факторы производства и эффективно их использовать. Однако доход в виде процента и ренты получают и те люди, которые передают право распоряжения своим капиталом в той или иной форме другим лицам и сами в экономической деятельности не участвуют. Речь идет о нетрудовых доходах, получаемых законным путем.

За каждым фактором производства стоят  конкретные люди и группы людей. За трудом - наемные рабочие, за капиталом - его владельцы, за землей - его собственники. И если мы признаем, что всякое экономическое благо есть результат взаимодействия факторов производства, то обязаны признать и то, что все группы населения, стоящие за этими факторами участвуют своим трудом в создании благ и новой стоимости. Разница лишь в том, что одни участвуют сегодняшним живым трудом, а другие прошлым, воплощенным в материальных элементах производства. Это их накопленный овеществленный труд. Он может быть результатом трудовых усилий целого ряда поколений. Всякое экономическое благо есть, в конечном счете, продукт труда всего общества. И эффект его усилий принимает форму доходов (прибыли) на всех уровнях хозяйственной деятельности.

Итак, рассмотрев взгляды в экономической  теории на определение прибыли, перейдем к рассмотрению ее формирования.

Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

Первое - объем продаж - зависит  от эффективности осуществления  коммерческой работы: от умения создавать  выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.

Второе - уровень издержек производства - зависит от эффективности организации  производства и труда, выбранной  технологии, технической оснащенности предприятия.

Вместе с тем прибыль на предприятии  зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому  на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

В результате на предприятии, как это  принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль и налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги, и образуют фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

В условиях рыночных отношений, как  свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.

Первый - это монопольное положение  предприятия по выпуску той или  иной продукции или уникальности продукта. Поддержания этого источника  на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

во-вторых, от создания конкурентоспособных  условий продажи своих товаров  и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);

в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем  больше масса прибыли);

в-четвертых, от ассортимента продукции  и снижения издержек производства.

Однако получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском - над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

По своему содержанию понятие «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска  используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.

Полностью избежать риска в предпринимательской  деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения  его отрицательных последствий. К ним относятся самострахование (создание резервных фондов), участие  в венчурных компаниях, хеджирование, заключение фьючерсных сделок и т.д.

1.2 Функции прибыли.

В народнохозяйственной практике и  экономической литературе денежными  накоплениями называют чистый доход  общества, реализуемый в денежной форме на предприятиях сферы материального  производства. Чистый доход – это категория производства, связанная с процессом деления труда на необходимый и прибавочный.  Прибавочный продукт -  это продукт, созданный трудом людей на предприятии, который выступает как  чистый доход общества.

В любом общественном производстве труд всегда делится на две части – необходимый и прибавочный труд, продукт которого всегда служит удовлетворению общих общественных потребностей.

Прибавочный продукт всегда выступает  в двух формах: натурально-вещественной (в виде определенной массы потребительской стоимости) и стоимости. В условиях товарно-денежных отношений стоимость прибавочного продукта (чистый доход общества) реализуется в денежной форме и обособляется в самостоятельную категорию -  денежные накопления.

Денежные накопления реализуются в виде прибыли, акцизов, налога на добавленную стоимость, отчислений на социальное и медицинское страхование и пр. Большая часть денежных накоплений реализуется в форме прибыли. По экономическому содержанию прибыль есть денежное выражение части стоимости прибавочного продукта.

Как финансовая категория прибыль  выполняет функции: воспроизводственную, стимулирующую и контрольную.

Воспроизводственная функция  -  один из источников финансирования расширенного воспроизводства.

Стимулирующая  -  источник образования поощрительных фондов и социального  развития коллектива.

Контрольная  -  один из основных показателей результативности хозяйственной  деятельности предприятия.

Прибыль  - важнейшая финансовая категория, призванная отражать финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе  государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия.  Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

Информация о работе Сущность прибыли, ее источники и виды