Сущность прибыли, ее источники и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 09:28, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть экономическую природу прибыли.
Задачи исследования:
- дать определение экономической сущности прибыли, ее формирование;
- рассмотреть теории прибыли, сформированные экономистами теоретиками;
- проанализировать получение прибыли на различных рынках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ПРИБЫЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. 4
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ, ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ. 4
1.2 ФУНКЦИИ ПРИБЫЛИ. 8
2 ТЕОРИИ ПРИБЫЛИ. 11
2.1. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ТЕОРИИ. 11
2.2. ТЕОРИИ ПРИБЫЛЬ И ИННОВАЦИИ Й.А. ШУМПЕТЕРА 14
2.3. ПРИБЫЛЬ И РИСК В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. 17
3. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ. 20
3.1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ. 20
3.2. ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. 23
3.3. ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 31

Файлы: 1 файл

Сущность прибыли.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Ф. Найт (вслед за Г. фон Тюненом, жившим столетием раньше) строго разграничивал два вида риска: 1) риск, вероятность которого может быть статистически просчитана и от которого, следовательно, можно застраховаться, например риск пожара на складе готовой продукции или риск стихийного бедствия; 2) риск (неопределенность), принципиально не страхуемый, например риск, связанный с отсутствием спроса на новый товар, в разработку и производство которого были вложены значительные средства. Риски первого рода не так страшны предпринимателю - страхуясь от них, он включает страховые взносы в свои производственные затраты. Однако все риски второго рода предприниматель берет на себя, принимая решения о выпуске той или иной продукции, установлении той или иной цены на нее, выбирая ту или иную конкурентную стратегию при продвижении продукции на рынок. Прибыль (убыток) у Найта выступает, таким образом, как выигрыш (проигрыш) в игре с непредсказуемым результатом.

Согласно Найту, вся прибыль  есть следствие различия между ожидаемыми и фактическими затратами и доходами предпринимателя. А несовпадение "плана" и "факта" объяснимо лишь существованием принципиальной, не поддающейся измерению неопределенности будущих состояний рынка. Если же тем или иным образом можно было достоверно узнать, например, величину платежеспособного спроса на товар в определенный момент будущего, экономика не выходила бы из состояния равновесия, предприниматели не несли бы убытков и не получали бы прибыли. В этом концепция Найта близка к "конъюнктурному" объяснению происхождения прибыли, приведенному ранее.

Понимаемую таким образом прибыль  следовало бы отнести не к доходу предпринимателя, а, скорее, к доходам владельцев других факторов. Когда предприниматель слишком оптимистично оценивает будущее и предсказывает высокую цену своего товара, он, в случае несбывшегося прогноза, понесет убытки, а владельцы факторов получат доход, больший ценности их реального предельного продукта. И наоборот, если предприниматель ожидает падения цен, а оно не происходит, владельцы факторов получат доход, меньший, чем если бы они его получили при более точном прогнозе, и прибыль предпринимателя образуется из-за "недоплаты" владельцам факторов. Подобно этому, советские абитуриенты, "рискнувшие" в начале-середине 1980-х гг. поступить на малопрестижные бухгалтерские или банковские специализации, по окончании учебы обнаружили, что обладают значительными конкурентными преимуществами при поиске высокооплачиваемой работы.

 

3. Максимизация прибыли.

3.1 Общие принципы  максимизации прибыли.

 Итак, мы предполагаем, что поведение  фирмы рационально, и цель ее - максимизация получаемой прибыли  (разности между выручкой и затратами фирмы). Однако под затратами здесь понимаются затратами в экономическом смысле, т.е. альтернативные затратами, включая и неявные затратами (оплату труда собственника фирмы, нормальную прибыль и т.д.). Следовательно (как и в случае с затратами), нужно различать два подхода к понятию прибыли.

бухгалтерский - прибыль есть разница  между выручкой от реализации и денежными, реально оплаченными затратами;

экономический - прибыль есть разница  между выручкой от реализации и альтернативными затратами; эта прибыль меньше бухгалтерской на величину неявных затрат.

В гипотезе о максимизации прибыли  имеется в виду второй (экономический) подход.

Мы уже достаточно подробно ознакомились с одной из определяющих прибыль  величин - затратами (лекция 3, раздел 2), теперь необходимо вкратце остановиться на проблеме выручки фирмы.

Под общей выручкой фирмы (TR) понимается полная сумма выручки от реализации всех Q, произведенных единиц товара:

TR = РQ, (1)

где P - цена реализации.

Средняя выручка (AR) - это средняя  выручка от реализации одной единицы  товара:

AR = TR/Q = PQ/Q = Р. (2)

Средняя выручка равна цене единицы  товара.

Предельная выручка (MR) - это приращение общей выручки, соответствующее приращению количества выпускаемой фирмой продукции на одну единицу.

Пусть при увеличении выпуска фирмы  на DQ единиц товара общая выручка  увеличится на DTR денежных единиц, тогда 

MR = DTR/DQ (3)

Заметим, что, если зависимость общей  выручки от объема выпуска для данной фирмы может быть представлена в виде непрерывной дифференцируемой функции TR = f(Q), то предельная выручка есть не что иное, как первая производная этой функции:

MR =dTR/dQ (4)

Рассмотрим теперь, как соотносятся  между собой величины средней и предельной выручки. Если все выпускаемые фирмой единицы товара реализуются по одной и той же цене (а мы пока имеем дело только с такими ситуациями), то выручка от реализации дополнительной единицы товара представляет собой среднюю выручку, равную цене товара. Если цена товара не зависит от объема выпуска фирмы (как это должно быть при совершенной конкуренции, см. лекцию 4, раздел 1), при изменении объема выпуска цена остается неизменной, то предельная выручка равна выручке от реализации дополнительной единицы товара (цене реализации):

MR = AR = P. (5)

Но если только изменение объема выпуска данной фирмы приводит к  изменению цены товара, (что имеет  место при несовершенной конкуренции), то равенство (5) не соблюдается. Представим себе фирму, сталкивающуюся с обычной отрицательно наклоненной кривой спроса. Чем больше объем выпуска такой фирмы, тем меньше цена единицы товара. При увеличении объема выпуска на одну единицу не только эта последняя, но и все остальные единицы товара могут быть реализованы лишь по меньшей цене. На какую величину изменится в этом случае общая выручка фирмы? Очевидно, общая выручка увеличится на величину выручки от реализации дополнительной единицы товара (равную цене единицы товара), но вместе с тем уменьшится на величину снижения цены реализации всех остальных единиц товара. Таким образом, предельная выручка (как мы называем приращение общей выручки фирмы) будет в этом случае меньше выручки от реализации дополнительной единицы товара на величину суммарного снижения цены реализации всех остальных единиц товара, вызванного выпуском этой дополнительной единицы, т.е.

MR < AR = P. (6)

Попробуем теперь с помощью известных  нам концепций выручки и затрат определить условия максимизации прибыли. Очевидно, фирма стремится максимизировать разность между общим доходом и общими затратами. Производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает общие затраты на величину предельных издержек (MC), но одновременно повышает и общую выручку на величину предельной выручки (MR). Пока предельная выручка больше предельных затрат, общая прибыль повышается и фирма увеличивает объем производства. Как только предельные затраты превышают предельную выручку, общая прибыль снижается. Следовательно, величина прибыли достигнет своего максимума при таком выпуске продукции Q, при котором

MR = MC.

Этот вывод легко доказать более  строго. Найдем значение выпуска продукции Q, максимизирующее чистую прибыль  Р. В соответствии с определением

П = TR - ТС. (7)

Необходимое условие максимума  функции есть равенство ее первой производной нулю:

dП/dQ = dTR/dQ - dTC/Dq = 0 (8)

dП/dQ = MR - MC = 0

Отсюда:

MR = MC. (9)

3.2. Поведение  предприятия в условиях совершенной  конкуренции.

Основной целью настоящего раздела  является сравнение поведения фирм, максимизирующих прибыль в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии. Отметим сразу, что условие (9) соблюдается в обоих случаях. Чем же тогда вызвана совершенно очевидная разница в поведении этих фирм (даже при условии одинаковых функций затрат)? Внимательный читатель уже догадался, что она связана с совершенно различным характером функции спроса (а следовательно, и дохода) в обоих случаях.

1. Фирма в условиях совершенной  конкуренции. В этом случае  цена спроса, как известно из  раздела 1 настоящей лекции, предстает для фирмы в качестве заданной величины. Причем фирма сможет (или считает, что сможет) продать по этой цене любое количество единиц товара. Кривая спроса с точки зрения фирмы представлена на рис. 1.

Рис. 1. Кривая спроса в условиях совершенной  конкуренции.

Любое количество товара может быть продано по одной и той же цене. Величина средней выручки также  будет неизменна и равна этой же цене. Более того, каждая последующая единица товара будет продана по той же цене, что и предыдущие. В этом случае (см.равенство (5)): цена равна средней выручке и предельной выручке (рис. 2).

Рис. 2. Выручка и затраты при  совершенной конкуренции.

Совместим теперь на одном графике  кривые выручки и затрат (рис. 3) (и  те и другие выражены в одинаковых денежных единицах).

Рис. 3. Максимизация прибыли.

Фирма максимизирует прибыль в  точке пересечения Е кривых предельной выручки (MR) и предельных затрат (МС). Естественно, речь идет о пересечении  кривой предельного дохода с восходящей ветвью кривой предельных затрат. Рассмотрим рис. 4. Кривая МR пересекает кривую МС два раза (в точках K и Е), но в точке K предельные затраты снижаются (значит, прибыль возрастает), следовательно, фирма увеличивает свой выпуск до точки Е. Это условие максимизации прибыли называется условием второго порядка. Понятно, что максимальная прибыль должна быть неотрицательной величиной. В противном случае (когда цена меньше средних переменных затрат) фирма вообще не будет выпускать данный товар (рис. 5,а).

Рис. 4. Фирма максимизирует прибыль в точке Е.

Однако, если цена выше средних переменных затрат (AVC), хотя и ниже средних общих  затрат (АTС), фирма все же будет  выпускать товар (рис. 5,б). Это объясняется  тем, что фирма не может уменьшить  сумму своих постоянных затрат (в рассматриваемом непродолжительном периоде) и вынуждена вести производство, если выручка покрывает хотя бы переменные затраты и частично обеспечивает тем самым средства, необходимые для покрытия постоянных затрат.

 

Рис. 5. Максимизация убытков.

а - товар не производится (цена ниже средних переменных затрат);

б - товар производится (цена выше средних  переменных затрат, хотя и ниже средних  общих затрат).

В более продолжительном периоде  такое положение, конечно, невозможно и некоторые фирмы вынуждены будут покинуть отрасль, что приведет к повышению цены спроса для остальных фирм. Как долго будет продолжаться этот процесс? Очевидно, до тех пор пока цена не будет по крайней мере покрывать средние затраты, оставшихся в отрасли фирм, т.е. Р = AС. Что произойдет, если процесс выхода фирм из отрасли будет продолжаться дальше? Очевидно, дальнейший рост цены приведет к превышению для оставшихся в отрасли фирм цены над средними затратами и, следовательно, к получению этими фирмами некоторой экономической прибыли. Но эта прибыль послужит сигналом для входа в отрасль новых фирм, что приведет к увеличению предложения и снижению цены товара, после чего прибыль фирм в отрасли будет снижаться. Процесс входа новых фирм прекратится тогда, когда цена будет только покрывать средние затраты, т.е. Р = АС. Вообще говоря, в условиях совершенной конкуренции вход и выход фирм в отрасли определит в длительном периоде равенство цены величине средних затрат (гипотеза о нулевой чистой экономической прибыли), т.е.

P = MR = МС = АС. (10)

3.3. Поведение предприятия в условиях чистой монополии.

В этом случае цена не является заданной величиной. Производитель, сталкивающийся с совокупным рыночным спросом, осознает, что чем больше продукции он произведет, тем меньшей будет возможная цена реализации. Кривая спроса (и средней выручки) для монополиста имеет отрицательный наклон (рис. 6).

Рис. 6. Кривые спроса и предельной выручки в условиях чистой монополии.

В этом случае, как нам уже известно, предельная выручка будет все  время ниже средней. В условиях монополии  кривые средней и предельной выручки  не совпадают, причем MR < AR, т.е. монополист максимизирует свою прибыль при MR = МС, но в отличие от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции, MR < Р.

На рис. 7 кривые MR и МС пересекаются в точке Е, которой соответствует  выпуск монополистом Q1 единиц продукции. В свою очередь объему выпуска Q1 соответствует точка K на кривой спроса и цена спроса P1.

Рис. 7. Объем производства Q1 обеспечивает фирме максимальную прибыль.

Очевидно также, что гипотеза нулевой  прибыли, выдвинутая нами для отрасли  с совершенной конкуренцией, неприменима  для монополиста, который не только в коротком, но и в длительном периоде может получать положительную чистую прибыль (монопольную сверхприбыль) вследствие имеющихся барьеров для входа в отрасль новых фирм. За счет чего же возникает эта прибыль?

Главная причина ее образования - возможность  монопольного производителя ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовать товар по более высокой цене.

Таким образом, из изложенного выше следует:

фирма, максимизирующая прибыль  в условиях совершенной конкуренции, может контролировать лишь один параметр - объем выпуска продукции (фирма учитывает вид своей функции затрат и величину заданной рынком цены);

фирма, максимизирующая прибыль  в условиях чистой монополии, определяет одновременно значения двух параметров - объема выпуска и цены (фирма учитывает вид своей функции затрат и кривой спроса с отрицательным наклоном).

Наш вывод состоит в том, что  фирма монополист производит меньше продукции и продает ее по более  высокой цене.

Однако здесь возникают два  момента:

монополист может существенно  снизить затраты за счет увеличения масштаба производства и соответственно увеличить выпуск и снизить цену;

всегда ли (и с какой точки  зрения) меньший объем выпуска  товара - отрицательный результат  для общества в целом?

Эти и другие вопросы, связанные  со сравнительной эффективностью монополии  и конкуренции, требуют значительно  более серьезного и подробного изложения  и пока рассматриваться не будут.

В заключение хотелось бы отметить одно общее свойство проведенного анализа монополии и конкуренции.

В обоих случаях поведение фирмы  зависит от ее внутренних свойств (функции  затрат) и потребительского спроса, но не зависит от реакции на это  поведение других производителей (в  случае монополии - потому что их просто нет, а в случае конкуренции - потому что их очень много и ни один из них в отдельности не может влиять на рынок).

Необходимость учета поведения  всех производителей лежит в основе весьма интересных и разнообразных  моделей экономического поведения  предприятий в условиях олигополии и дуополии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что современная экономическая  мысль рассматривает прибыль  как доход от использования всех факторов производства, т.е. труда, земли  и капитала.

Прибыль выполняет ряд функций: воспроизводственную, стимулирующую и контрольную.

Информация о работе Сущность прибыли, ее источники и виды