Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 17:56, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретического материала, учебной литературы, технико-экономических характеристик внутреннего водного (речного) транспорта. В ходе проделанной работы были выделены следующие задачи:
1) изучить технико-экономические характеристики внутреннего водного (речного) транспорта;
2) изучить экономические вопросы работы внутреннего водного транспорта, прогнозы и тенденции развития, статистические показатели работы внутреннего водного (речного) транспорта;
3) рассчитать и проанализировать основные технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава на маршруте;
Введение …………………………………………………………стр.3
Часть 1. Теоретическая…………………………………………. стр. 4
1. Внутренний водный (речной) транспорт…………………… стр.4-5
1.1. Перевозки, осуществляемые речным транспортом……… стр.5
1.2. Статистические показатели речного транспорта………… стр.5-7
1.3. Технико-экономическая характеристика внутреннего водного (речного) транспорта…………………………………………… стр.7-8
1.4. Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства речного транспорта……………………………………………. . стр.8
1.5. Относительные недостатки речного транспорта………… стр.8-9
1.6. Технология работы речного транспорта…………………. стр.9
1.7. Научные проблемы речного транспорта………………….. стр.9-10
1.8. Проблемы и тенденции развития речного транспорта……стр.10-11
Часть 2. Расчётная……………………………………………… стр.12
2.1. Основные технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава на маршруте……………………………………………. стр.13-23
2.2. Средние значения технико-эксплуатационных показателей на автотранспортном предприятии в целом……………………… стр.24-26
2.3. Показатели производительности подвижного состава…... стр.27-28
Заключение………………………………………………………. стр.29
Список используемой литературы……………………………...
4
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
(СибАДИ)»
Курсовая работа
по дисциплине «Экономика транспорта»
на тему: «Технико-экономическая характеристика внутреннего водного (речного) транспорта».
Омск,2010 г.
Содержание.
Введение …………………………………………………………стр.3
Часть 1. Теоретическая…………………………………………. стр. 4
1. Внутренний водный (речной) транспорт…………………… стр.4-5
1.1. Перевозки, осуществляемые речным транспортом……… стр.5
1.2. Статистические показатели речного транспорта………… стр.5-7
1.3. Технико-экономическая характеристика внутреннего водного (речного) транспорта…………………………………………… стр.7-8
1.4. Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства речного транспорта……………………………………………. . стр.8
1.5. Относительные недостатки речного транспорта………… стр.8-9
1.6. Технология работы речного транспорта…………………. стр.9
1.7. Научные проблемы речного транспорта………………….. стр.9-10
1.8. Проблемы и тенденции развития речного транспорта……стр.10-11
Часть 2. Расчётная……………………………………………… стр.12
2.1. Основные технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава на маршруте……………………………………………. стр.13-23
2.2. Средние значения технико-эксплуатационных показателей на автотранспортном предприятии в целом……………………… стр.24-26
2.3. Показатели производительности подвижного состава…... стр.27-28
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………... стр.30
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение.
Транспорт представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающей основные отрасли экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Транспорт как отрасль производства представляет собой совокупность средств и путей сообщения. На всех этапах развития экономики транспорт обеспечивает потребности её отраслей и населения в оперативном перемещении грузов и пассажиров. Транспорт одновременно выступает и в роли потребителя, и в роли работодателя, так как использует транспортные средства, топливо и другую продукцию различных отраслей экономики, а также трудовые ресурсы.
Целью данной работы является изучение теоретического материала, учебной литературы, технико-экономических характеристик внутреннего водного (речного) транспорта. В ходе проделанной работы были выделены следующие задачи:
1) изучить технико-экономические характеристики внутреннего водного (речного) транспорта;
2) изучить экономические вопросы работы внутреннего водного транспорта, прогнозы и тенденции развития, статистические показатели работы внутреннего водного (речного) транспорта;
3) рассчитать и проанализировать основные технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава на маршруте;
1. Внутренний водный (речной) транспорт.
Речной транспорт (внутренний водный транспорт) - транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища). Речной транспорт исторически занимает одно из ведущих мест в обслуживании крупных промышленных центров приречных районов. Особенно велико значение речного транспорта для северных и восточных районов страны, где сеть железных дорог недостаточна, а густота сети внутренних водных путей в 2 раза превышает аналогичный показатель в среднем по Российской Федерации. Поэтому доля речного транспорта в общем грузообороте этих районов составляет от 65 до 90%, тогда как в целом по России этот показатель в 2001 г. составил всего 3,3 %. Помимо транспортного обслуживания районов Сибири и Дальнего Востока, включая Арктику, речной транспорт также выполняет сложные дорогостоящие перевозки по малым рекам в труднодоступных районах, а также высокорентабельные перевозки внешнеторговых грузов судами смешанного (река—море) плавания. В настоящее время примерно 5 тыс. судовладельцев различных форм собственности эксплуатируют внутренние водные пути, в том числе около 30 акционерных судоходных компаний (речных пароходств). Речной флот Российской Федерации обслуживает 68 республик, краев, областей и национальных округов. Протяженность внутренних водных судоходных путей составила в 2001г. 85,4 тыс. км, при этом на 50% их длины гарантируется определенная глубина в течение навигации. Протяженность единой глубоководной системы (ЕГС) составляет 6,5 тыс. км, гарантированная глубина практически на всей ее протяженности составляет 4 м. На долю ЕГС приходится более половины грузооборота внутреннего водного транспорта. Использование речного транспорта ограничивается рядом факторов:
Во-первых, в соответствии с географическими особенностями речной транспорт работает преимущественно в меридиональном направлении, обеспечивая грузообмен между северными и южными районами страны. В то же время основные грузопотоки проходят в широтном направлении. Это обстоятельство вызывает необходимость комбинировать виды транспорта, используя, например, смешанные железнодорожно-водные перевозки;
Во-вторых, речные перевозки носят сезонный характер и ограничены погодными условиями и иногда временем суток (так, например, скоростной пассажирский флот не эксплуатируется в ночное время). Продолжительность навигации на внутренних водных путях России по разным причинам колеблется от 145 сут. (на Востоке и Северо-востоке страны) до 240 сут. (на Юге и Юго-западе). Продление навигации благодаря применению ледокольного флота в некоторых случаях повышает эффективность речного транспорта. В межнавигационный период, когда прекращаются перевозки, многие порты продолжают работу в кооперации с железнодорожным и автомобильным транспортом. Кооперированные работы состоят в использовании складов, средств механизации перегрузочных работ, причалов, подъездных и внутрипортовых путей для перегрузки и хранения грузов, прибывающих в порт сухопутными видами транспорта.
1.1. Перевозки, осуществляемые речным транспортом.
Типичными грузами для перевозки по внутренним водным путям являются руда, минеральное сырье, цемент, зерно и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Возможности транспорта ограничены не только его привязкой к судоходным рекам и каналам, но и зависимостью от мощностей для погрузки-разгрузки и хранения таких насыпных грузов, а также растущей конкуренцией со стороны железных дорог, обслуживающих параллельные дороги. Так как скорость грузовых речных судов составляет 10-20 км/ч, по внутренним водным путям перевозят в основном грузы, не требующие быстрой доставки. Перевозят по рекам также нефть и нефтепродукты. Существуют также суда, перевозящие грузовые автомобили вместе с их грузом и речные суда-контейнеровозы. Для грузовых перевозок используют либо самоходные суда, либо толкаемые буксиром баржи (буксиры-тягачи для проводки барж уже практически не используются). Баржи используются в основном для насыпных грузов.
1.2.Статистические показатели речного транспорта.
Роль внутреннего водного транспорта определяется географическим расположением внутренних водных путей и сезонностью их использования. Особенно велико значение внутреннего водного транспорта в районах с недостаточно развитыми сухопутными путями сообщения. Значительное развитие получили также международные перевозки грузов с использованием судов река-море плавания. В 2002 году лицензии на коммерческую деятельность имели 2262 субъекта, в том числе на перевозочную деятельность – 1731. 94 лицензиата осуществляют международные перевозки. Около 30% общего числа лицензиатов составляют малые предприятия, 24% - индивидуальные предприниматели. По состоянию на конец 2002 в организациях внутреннего водного транспорта имелось 30815 судов, в том числе на учете в Российском Речном Регистре 29788 судов, в Российском Морском Регистре судоходства - 1027 судов. При общем избытке тоннажа в структуре флота ощущается дефицит современных специализированных судов (танкеров, химовозов, газовозов, комфортабельных пассажирских судов, судов река-море плавания). Средний возраст транспортных судов превышает 26 лет. Доля судов со сроками эксплуатации, превышающими нормативные, приближается к 60%. На внутренних водных путях России функционирует 125 портов, в том числе 11 устьевых речных портов, открытых для захода иностранных судов. При наличии резервов пропускной способности большинства портов они не полностью соответствуют современным требованиям по состоянию и составу перегрузочной техники, по развитию портовых терминальных комплексов. Многие порты совмещают портовую деятельность с выполнением перевозок. Из общего объема перевозок грузов внутренним водным транспортом - 76% составляют перевозки на внутреннем рынке, наиболее значимыми сегментами которого являются: перевозка строительных грузов, главным образом, собственной добычи (41% общего объема внутренних грузовых перевозок), перевозка грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории (14%), перевозка массовых грузов и нефтепродуктов. Речной транспорт общего пользования выполняет 98 % всего объема грузооборота и 98 % объема перевозок речным транспортом России. Грузовые перевозки в международном сообщении составляют 24% общего объема, но по грузообороту они практически эквивалентны внутренним перевозкам, а по доходам превосходят их. Перевозки пассажиров в целом являются убыточным сегментом рынка и дотируются за счет бюджетных средств. Вместе с тем, туристические, круизные и прогулочные пассажирские перевозки, осуществляемые, главным образом, по водным путям Единой глубоководной системы европейской части страны, высокорентабельны и представляют собой растущий сегмент рынка.
Развитие внутреннего водного транспорта и водных путей имеет ярко выраженный региональный аспект. В северо-западном регионе основным направлением является наращивание экспортно-импортных грузовых перевозок, улучшение условий судоходства на Волго-Балтийском водном пути. В центральном регионе перспективы развития водного транспорта связаны с освоением транспортного коридора «Север-Юг» и потребуют ликвидации лимитирующего по глубинам участка Городец - Н.Новгород. В южном регионе наряду с увеличением грузопотоков в полосе коридора «Север-Юг» будут развиваться перевозки по трассе «Азов- Астрахань» нефти Каспийского региона на страны Европы. Для освоения грузопотоков в регионе планируется ликвидировать ограничения на участке Волгоград-Астрахань на р. Волга и на Кочетовском гидроузле. Развитие водного транспорта в Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке определяются, в значительной степени, безальтернативностью речного транспорта в этих регионах, а также перспективами их экономического освоения. Развитие Северного морского пути создаст предпосылки для развития доставки леса, нефти, других массовых грузов из бассейнов Оби, Енисея и Лены для перевалки на морские суда в портах Арктики. Важным направлением развития водного транспорта в Сибири, Крайнем Севере и на Дальнем востоке является расширение судоходства по малым рекам.
Таблица 1. Доля ВВТ в общих показателях деятельности ТК
1.3.Технико-экономическая характеристика внутреннего водного (речного) транспорта.
Речной транспорт - один из старейших в стране; он имеет большое значение для северных и восточных районов, где низкая плотность железных и автомобильных дорог или же они вообще отсутствуют. В этих регионах доля речного транспорта в общем грузообороте составляет 60-90%. Хозяйство речного флота России насчитывает 178 акционерных обществ открытого типа, в том числе 27 пароходств, 50 портов,46 судоремонтных и судостроительных предприятий и др. 96 предприятий находятся в государственном подчинении, из них 27 – госпредприятия, 17 – госучреждения, 14 – судоходные инспекции, 14 – инспекции Речного Регистра, 24 – учебные заведения. Всего на 01.01.2000 год имеют лицензии 2062субъекта, из них 296 (14,4%) – частные предприниматели и 1766 (85,6%) – юридические лица. Общее количество речных судов – более 12 тыс., но примерно 35% из них – отслужившие свой срок. Четырнадцать портов речного транспорта принимают иностранные суда. Речные пути подразделяются в зависимости от глубины и пропускной способности на 7 классов и 4 основные группы: сверхмагистрали (1-й класс), магистрали (2-й класс), пути местного значения (4-й, 5-й классы), малые реки (6-й, 7-й классы). На речном транспорте существуют различные технические сооружения, обеспечивающие эффективность и безопасность работы. Это, прежде всего, шлюзы для перехода судов с одного уровня воды не другой, бакены – знаки для обозначения опасностей на пути или ограждения фарватера (безопасный проход по водному пространству, характеризующийся достаточной глубиной), створы-знаки в виде башенных сооружений или столбов, устанавливаемые на линии фарватера для обозначения направления, мест поворотов и т.д., семафоры-мачты на берегу, посылающие разрешающие сигналы или запрещающие проход судов сигналы и др.
1.4. Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства речного транспорта:
высокая провозная способность глубоководных путей;
сравнительно низкая себестоимость (суммарно на 30% де дешевле себестоимости железнодорожного транспорта, но перевозка нефти в 3 раза дешевле, леса - в 5 раз дешевле);
удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном транспорте, и в 15-20 раз меньше чем на воздушном транспорте;
высокая производительность;
меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транспорт (в 10 раз);
меньшая металлоёмкость на 1 т грузоподъёмности.
1.5. Относительные недостатки речного транспорта:
сезонность работы (на юге - примерно 240 дней из-за обмеления рек, на севере 120 – 150 дней из-за ледостава);
невысокая скорость судов и доставки грузов;
разобщенность речных бассейнов, расположенных, в основном, в меридиональном направлении;
использование рек в естественном состоянии (неравномерность пути, извилистость пути).
Суточная работа на речном транспорте в 1,5 раза больше, чем в США и Германии. В России количество пристаней и речных портов в 30 раз меньше, чем в США и Германии, а на реках Сибири их вообще единицы. Восточный бассейн (реки Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока: Обь, Иртыш, Лена, Амур) имеет сложившуюся опорную сеть перевалочных узлов с давних времён.
1.6. Технология работы речного транспорта:
несамоходными баржами (методом толкания при расположении буксира сзади снижается сопротивлением воды, что понижает стоимость перевозки на 20-25%);
секционными составами-тяжеловозами (6-8 барж) общей грузоподъёмностью до 23 тыс.т.;
групповым методом работы на постоянных грузовых линиях с устойчивым грузопотоком по графику движения, с учётом мощности причалов и работы смежных видов транспорта. График особенно
необходим на реках со шлюзовой организацией движения;
на одном судне можно отправить грузы по одному или нескольким адресам.
1.7. Научные проблемы речного транспорта:
Возникают следующие проблемы, требующие вмешательства науки. Это прежде всего:
увеличение грузоподъёмности (при тройном увеличении грузоподъёмности себестоимость перевозок снижается в два раза);
Информация о работе Технико-экономическая характеристика внутреннего водного (речного) транспорта