Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:32, реферат
Одной из важных и сложных проблем является текучесть кадров, которая отрицательно сказывается на работе предприятия, не дает сформироваться коллективу, а значит и корпоративному духу, что неизменно влечет за собой снижение производственных показателей и эффективности работы.
Следует дать определение текучести персонала:
Текучесть персонала – это движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником.
Текучесть может быть:
• Внутриорганизационная - связанная с трудовыми перемещениями внутри организации;
• Внешняя - между организациями, отраслями и сферами экономики.
УЭФ, 3 курс, ДЭГ-2
Аляшевич Маргарита, Ковалева Ксения
Тема исследования: Текучесть кадров
Белорусский рынок труда, как и другие сферы жизни, переживает непростые времена. И хотя он достаточно стабильный и подконтрольный, все же здесь есть ряд проблемных мест и негативных тенденций.
Одной из важных и сложных проблем является текучесть кадров, которая отрицательно сказывается на работе предприятия, не дает сформироваться коллективу, а значит и корпоративному духу, что неизменно влечет за собой снижение производственных показателей и эффективности работы.
Следует дать определение текучести персонала:
Текучесть персонала – это движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником.
Текучесть может быть:
Для информации о текучести кадров следует рассчитывать Коэффициент Текучести Кадров – это отношение числа уволенных работников предприятия, выбывших за данный период по причинам текучести (по собственному желанию, за прогулы, за нарушение техники безопасности, самовольный уход и т.п. причинам, не вызванным производственной или общегосударственной потребностью) к среднесписочной численности за тот же период. Число работников, ушедших из компании, складывается из сотрудников, уволившихся по собственному желанию (так называемая активная текучесть), и сотрудников, уволенных по инициативе администрации (так называемая пассивная текучесть).
Существует два вида текучести, это естественная и излишняя текучесть.
Излишняя текучесть персонала, по данным западных психологических исследований, отрицательно сказывается на моральном состоянии оставшихся работников, на их трудовой мотивации и преданности организации. С уходом сотрудников разваливаются сложившиеся связи в трудовом коллективе.
Таким образом:
Несмотря на остроту этой проблемы во многих организациях, «программы сохранения персонала» пока являются редкостью.
Факторы, вызывающие текучесть персонала, разнообразны, имеют разные источники, сила их влияния различна, изменчива и зачастую трудно поддается количественной оценке. Условно все факторы можно разделить на три группы:
К внутренним
факторам относятся: низкая
Внешние факторы:
демографическая ситуация в
К личностным
факторам относятся: возраст
Для многих компаний высокая текучесть кадров - одна из самых актуальных проблем. Поэтому важно научиться управлять текучестью персонала: выявлять ее причины, вести статистику и вовремя принимать соответствующие меры.
Если в компании существует высокая текучесть кадров, нужно постоянно искать замену уходящим сотрудникам, проводить адаптацию и обучение новичков, решать проблему преемственности и сохранности коммерческой информации. Компании с высокой текучестью кадров сложнее формировать имидж привлекательного работодателя и создавать благоприятный климат в коллективе. Поэтому неслучайно текучесть персонала - это один из основных показателей, характеризующих эффективность системы управления человеческими ресурсами в компании.
В схеме представлены причины, по которым увольняются сотрудники предприятий:
Таким образом, причин, порождающих текучесть персонала, довольно много. Сами работники наиболее часто называют такие:
- отсутствие возможности профессионального роста;
- невостребованность работы высшим руководством;
- отсутствие у компании средств на персонал;
- снижение уровня заработной платы вследствие инфляции;
- социальная незащищенность;
- проблемы с корпоративной дисциплиной;
- отсутствие перспектив карьерного роста;
- оторванность руководства от рядовых работников;
- отсутствие прозрачной, понятной, эффективной системы мотивации;
- деление людей на «старых»
и «новых», «своих» и «
- установление зарплат не по вкладу, а по приближенности к руководству;
- отсутствие заинтересованности у руководства в сохранении персонала;
- несоответствие
- не сложившиеся отношения в коллективе, с руководством;
- увольнение «за компанию» с коллегами по работе.
Текучесть кадров в розничной торговле
Самая большая проблема розничных магазинов – это текучесть кадров, в частности хороших продавцов. Особенно трудно приходится тем сетям, которые большие усилия и средства вкладывают в обучение персонала в связи с высокими стандартами и требованиями к обслуживанию. Любой розничный магазин рискует, когда берет продавца и обучает его за свой счет. Он всегда может уйти в другой конкурирующий магазин уже через несколько месяцев работы.
Продажа товаров очень непростой навык и обучить человека без опыта, неподготовленного или подготовленного по другим стандартам весьма сложно.
У данной задачи есть два варианта решения.
Создать программу лояльности и удерживать продавцов с ее помощью.
Либо обучать
продавцов в максимально
Программы
лояльности создаются для
Если выбрать второй вариант и сделать максимально короткий срок обучения и адаптации новых сотрудников, то это приведет к уменьшению времени, которое затрачивается на обучение, уменьшению расходов на обучение, снижение требований к обучающему персоналу. Но при этом увеличит срок адаптации новых работников, что в определенной мере будет работать в ущерб основной работы магазина.
Вариантов
обучения нового продавца два:
наставничество и тренинги. Но
в каждом есть минус. Тренинги
оторваны от реальности и
Коучинговые технологии при обучении.
Данный вид
технологий направлен на
Этот метод
очень хорош и быстр, а
В связи с этим оптимальным выходом будет обучить коучинговым технологиям директора или сотрудника и предоставить модели коуч-сессий.
Текучесть сотрудников
в рознице очень высока по сравнению с
другими областями, среди продавцов подчас
- катастрофическая, и можно сказать, что
уровень квалификации продавцов в среднем
снизился. В основном текучесть и ее высокие показатели касаются продавцов, кассиров и грузчиков, управленческий персонал - в гораздо меньшей степени. Хотя и существуют предприятия, где при довольно низком уровне оплаты труда есть очень комфортная рабочая атмосфера, хороший коллектив, или, скажем, душевный директор (как правило, женщина), и оттуда люди уходят очень редко. Но это скорее исключение из правил. От чего зависит уровень текучести кадров? Прежде всего, от предприятия, и зависимость здесь самая простая: где зарплата более привлекательная, там эта цифра ниже, так что эту связь можно назвать обратной. Ну и наоборот: где низкая зарплата, там высокая степень текучести. В меньшей степени влияют условия работы, другие факторы. Вообще в Минске условия для текучки созданы довольно благоприятные, по сравнению с регионами. Вообще в крупных городах люди более мобильны, больше предложений рабочих мест. В маленьких городах возможностей смены рабочего места меньше. Одним из самых сильных факторов, провоцирующих высокую текучесть кадров, является регулируемая торговая наценка. У белорусской розницы практически отсутствуют возможности для маневра, в том числе и при работе с персоналом. К примеру, у гипермаркетов есть сейчас возможность снизить цены в два раза, но они этого не могут сделать, потому что закупают товары практически по той же цене, что и все остальные магазины. Нужна же ведь не просто производительность труда, а валовый доход в пересчете на одного работающего, и в продовольственной торговле нет возможности его повысить. Конечно, в гипермаркетах производительность на одного работающего выше, но только за счет того, что на такую большую площадь приходится относительно мало людей (мало по сравнению с прочими предприятиями розничной торговли, но излишне много по сравнению с российскими аналогами). Вывод здесь таков: если и когда в рознице будет свободное ценообразование, конкурентная борьба будет на порядок жестче, в том числе и борьба за кадры. И выиграют от этого и работники, у которых будет более достойная зарплата, и, в конечном счете, потребители, то есть мы с вами.
Статистика текучести кадров |
В Минске основным фактором роста занятости в 2012 году станет сокращение текучести кадров. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщили в комитете по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома.
Наниматели рассчитывают на снижение числа увольнений по сравнению с 2011 годом на 26%, что позволит обеспечить в текущем году положительный баланс движения рабочей силы.
Рынок труда города находится в процессе поступательного перераспределения рабочей силы из производственного сектора в сферу услуг, где уже заняты 65% работающих (плюс 0,5 процентного пункта к уровню 2010-го).
Служба
занятости Минска в конце прошлого года
провела повторный выборочный опрос нанимателей
города в целях изучения основных тенденций
в развитии экономики города и кадровой
политики. Участие в опросе приняли 480
организаций различных отраслей и форм
собственности. Результаты опроса показали,
что численность работников этих организаций
на конец 2011-го составляла около 354 тыс.
человек, или 33% от числа занятых в экономике
города в целом. За минувший год количество
работников опрошенных предприятий снизилось
на 3,4 тыс., или на 1% (в целом по экономике
- на 0,5%). Самое значительное снижение произошло
в организациях строительной сферы (-8,5%),
а также на транспорте и в промышленности.
Одновременно с приростом численности
работников завершили год организации
торговли и финансовой сферы.
По итогам года спрос на
продукцию, услуги вырос у 32% организаций,
снизился - у 16%. В промышленности снижение
спроса на продукцию и услуги затронуло
каждое десятое предприятие, в строительстве
- каждое четвертое, на транспорте и в торговле
- каждое пятое. В 2012 году около 55% опрошенных
организаций планируют стабильную работу
с прежними объемами производства и услуг
(в 2011-м - 52%). Одновременно ожидается, что
ситуация улучшится и спрос на продукцию,
услуги будет расти у 35%, а снижение возможно
у 10% хозяйствующих субъектов. Рост спроса
на продукцию и услуги прогнозирует каждый
второй (48%) производитель промышленной
продукции, каждая вторая транспортная
и торговая организация (46-42% соответственно).
При этом только 14% организаций строительной
отрасли ожидают в 2012 году увеличение
объемов работ.
Для реализации производственных
и инвестиционных задач наниматели в текущем
году намерены дополнительно привлекать
работников и ожидают, что их численность
возрастет на 1,5%. При такой динамике общая
численность занятых в экономике города
в целом может возрасти на 15 тыс. человек.
При этом самыми высокими темпами намерены
расширять штаты сотрудников гостиничный
и ресторанный бизнес (+13%), организации,
работающие с недвижимостью (+11%), и финансовая
сфера (+7%). Умеренными темпами будет расти
занятость на транспорте (+1,7%), в системе
ЖКХ и здравоохранения (+1,5%), на промышленных
предприятиях (+1%) и в системе образования
(+0,8%). В торговле и строительстве роста
численности персонала по сравнению с
2011 годом наниматели не прогнозируют.
Опрос показал, что промышленные
предприятия, строительные организации
одновременно ожидают и снижения объемов
набора новых кадров на 5-8%. Гостиничный
и ресторанный бизнес намерены в текущем
году увеличивать объемы набора кадров
(+35%), в том числе на временные и сезонные
рабочие места. На 15% по сравнению с минувшим
годом увеличится набор кадров в транспортной
отрасли, на 5% - в образовании.