Теоретические аспекты принципов и компонентов устойчивого развития регионов и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 14:57, реферат

Описание работы

Основные принципы устойчивого развития регионов были выработаны на конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся в г. Рио-де-Жанейро в 1992 г. Идея возникла в результате осознания человечеством ограниченности природно-ресурсного потенциала, надвигающейся опасности необратимых негативных изменений в окружающей среде.
Устойчивое развитие предполагает положительную динамику изменения важнейших взаимосвязанных индикаторов (в триаде - население, хозяйство, природа), отражающих стабильное функционирование и сбалансированное поступательное движение социальной, экономической и экологической сфер.

Содержание работы

1. Теоретические аспекты принципов и компонентов устойчивого развития регионов и их характеристика……………………………..2
2. Анализ устойчивого развития в регионах России…………………..6
3. Основные направления региональной политике по обеспечению устойчивого развития регионов России……………………………….8
4. Заключение……………………………………………………………..19
5. Список литературы…………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Устойчивое развитие региона.docx

— 39.72 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

  1. Теоретические аспекты принципов и компонентов устойчивого развития регионов и их характеристика……………………………..2
  2. Анализ устойчивого развития в регионах России…………………..6
  3. Основные направления региональной политике по обеспечению устойчивого развития регионов России……………………………….8
  4. Заключение……………………………………………………………..19
  5. Список литературы…………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты принципов и компонентов  устойчивого развития регионов и их характеристика.

Основные принципы устойчивого развития регионов были выработаны на конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся в г. Рио-де-Жанейро в 1992 г. Идея возникла в результате осознания человечеством ограниченности природно-ресурсного потенциала, надвигающейся опасности необратимых негативных изменений в окружающей среде.

Устойчивое развитие предполагает положительную динамику изменения важнейших взаимосвязанных индикаторов (в триаде - население, хозяйство, природа), отражающих стабильное функционирование и сбалансированное поступательное движение социальной, экономической и экологической сфер.

Переход к устойчивому развитию имеет глобальный, региональный, национальный аспекты. В настоящее время перед населением мира возникла планетарная проблема не столько прогресса, сколько выживания человечества, если не будут найдены новые цивилизованные модели, не разрушающие, а восстанавливающие и сохраняющие природно-ресурсный потенциал планеты, не углубляющие, а выравнивающие перепады в уровне жизни населения разных стран мира, не увеличивающие, а сокращающие разрыв в эффективности их экономических систем. Региональный аспект перехода к устойчивому развитию состоит в общности демографических, природно-климатических, исторических, социально-экономических и других характеристик стран различных районов мира, определяющих общее в их судьбе, в занимаемом положении, в поиске путей дальнейшего развития. В рамках глобального и регионального аспектов каждая страна определяет свое суверенное место в мировом сообществе, национальную стратегию устойчивого развития, включая и административно-территориальные формирования, на основе только ей присущих геополитических, географических, экологических, демографических и других особенностей.

Регион - это не только территория, но и население на ней; это не только ряд административных единиц, которыми являются область и край; это всевозможные и целесообразные уровни административного деления, обеспечивающие данному социальному организму необходимые для нормального существования и функционирования уровни самодостаточности. Регион представляет собой и понятие из сферы правосознания, а деятельность в регионе выступает объектом правового регулирования. При анализе показателей развития регионов необходимо выявлять иерархию регионов, наличие специфической детерминации между ними. Важное значение имеют проблемные регионы, способные поднять страну в целом и другие регионы, располагающие меньшим потенциалом. Регион можно определить как самодостаточный социальный организм, находящийся в единстве со средой, обладающий физико-географическими, культурно-цивилизационными, эколого-экономическими, этнически-историческими, политико-административными и правовыми свойствами и выступающий средством формирования и функционирования республики.

Основные принципы устойчивого развития регионов можно сформулировать следующим образом:

. Каждый человек имеет  право на здоровую и деятельную  жизнь в гармонии с природой  в экологически чистой и благоприятной  для него окружающей среде.

. Социально-экономическое  развитие должно быть направлено  на улучшение жизни всех людей, сохранение природы и природных  ресурсов, усиление ответственности  за деятельность, наносящую ущерб  окружающей среде.

. Право на развитие  должно осуществляться так, чтобы  обеспечить равенство возможностей  развития и сохранение окружающей  среды как нынешнего, так и  будущих поколений. Экономическая  эффективность, социальная справедливость и экологическая безопасность должны в равной степени определять основные критерии развития.

. Рациональное природопользование  должно основываться на неистощительном использовании возобновимых и экономном использовании невозобновимых ресурсов, на своевременной утилизации отходов и их безопасном захоронении.

. Защита окружающей среды - необходимая часть устойчивого  развития. Необходимо опережающее  принятие эффективных мер по  недопущению ухудшения состояния  окружающей природной среды, предотвращению  экологических и техногенных  катастроф.

. Хозяйственная деятельность  человека должна становиться  социально и экологически безопасной  и сопровождаться уменьшением  различия в уровне жизни людей, масштабов бедности и нищеты, усилением взаимосвязи экономики  и экологии, формированием единой (сбалансированной) экологизированной системы экономического развития. Следует отказаться от проектов, способных нанести невосполнимый ущерб окружающей среде или таких, экологические последствия которых недостаточно изучены.

. Демографическая политика  должна учитывать стратегические  цели устойчивого развития и  формировать у населения сознательное  отношение к планированию семьи.

. Устойчивое развитие  должно учитывать все аспекты  безопасности страны.

. Постепенный отказ от  ценностей общества потребления, рационализация масштабов и структуры  личного потребления населения.

. Сохранение для всех  народов и этносов, проживающих  в Российской Федерации, их культур, традиций, среды обитания должно  быть одним из приоритетов национальной политики государства на всех этапах перехода к устойчивому развитию.

. Переход к устойчивому  развитию должен осуществляться  на основе международного сотрудничества  и глобального партнерства и  подкрепляться принятием соответствующих  международных соглашений и иных  правовых актов.

. Ведущая роль в реализации  устойчивого развития государства  как гаранта обеспечения экономического  развития, социальной справедливости  и охраны окружающей природной  среды.

. Хозяйственная деятельность  должна вестись преимущественно  на уже освоенных территориях, следует постепенно отказываться  от хозяйственного использования новых территорий .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ устойчивого  развития в регионах России.

Преобладание государственного сектора сохранилось практически во всех секторах экономики России. Актуальной остается и проблема оказания поддержки развитию малого бизнеса, способного, как показывает мировой опыт, быстро создавать большие возможности на рынке труда.

О благополучии общества судят по физическому и психическому здоровью населения. Однако в силу многих причин состояние здоровья людей в нашей стране существенно не улучшилось. Снижается показатель ожидаемой продолжительности жизни, который более чем на 10 лет меньше, чем в Японии и ряде других развитых стран. Не устранены социально опасные заболевания, в первую очередь, активная форма туберкулеза. Повышается уровень инфекционной заболеваемости. Отмечается прогрессирующая тенденция роста и омоложения венерических заболеваний, эпидемическое неблагополучие по ВИЧ-инфекции. Сохраняются высокие показатели заболеваемости сердечно-сосудистыми болезнями, происходит рост и омоложение других хронических заболеваний .

Ухудшение состояния здоровья населения происходит в результате комплексного воздействия ряда отрицательных факторов: продолжающихся негативных изменений среды обитания; нервно-психической дезадаптации в условиях нестабильной социально-экономической ситуации; нерационального, плохо сбалансированного питания и некачественной питьевой воды; использования микробиологически, химически и радиационно загрязненных пищевых продуктов; резкого сокращения выпуска витаминизированных продуктов; последствий катастрофы на ЧАЭС; неудовлетворительных условий труда; низкого уровня финансирования расходов на здравоохранение. На ухудшение показателей состояния здоровья людей большое влияние оказывает чрезмерная алкоголизация населения. Сложилась неблагополучная ситуация с обеспечением лечебно-профилактических учреждений медицинской техникой и оборудованием, лекарственными средствами и медикаментами.

В качестве приоритетных направлений государственной политики в области здоровья были приняты следующие: сохранение действующей сети учреждений здравоохранения; укрепление и обновление материально-технической базы; рациональное сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности; повышение уровня и качества услуг, обеспечение их доступности.

За последние годы определился ряд неблагоприятных тенденций, отрицательно влияющих на устойчивость развития за счет демографических факторов: снижение рождаемости, рост смертности и, как следствие, сокращение общей численности населения. Предпосылки уменьшения численности населения созревали давно, когда стал уменьшаться естественный прирост населения. Устойчивой является тенденция старения жителей страны. Чернобыльская катастрофа усилила и без того неблагоприятные демографические тенденции, повлияла на здоровье и воспроизводство будущих поколений, внесла серьезные изменения в миграционные процессы. Выезд большого количества населения из зон загрязнения изменил характер расселения на территории страны, деформировал сложившуюся структуру миграционных потоков. Во всех областях продолжалось сокращение удельного веса сельского населения.

Важнейшая экономическая характеристика населения - его возрастной состав. От соотношения между отдельными возрастными группами зависит доля экономически активного населения, численность трудовых ресурсов, а следовательно, и возможности развития. Современный возрастной состав населения сложился главным образом вследствие снижения уровня рождаемости .

Особенностью территориального распределения городских поселений является неравномерное размещение больших и крупных городов и достаточно равномерное - малых городских поселений. Небольшие города в основном представлены в сельской местности и являются центрами местного управления, обеспечивающими социально-культурное обслуживание тяготеющих сельских жителей.

Переход к модели устойчивого развития России осуществляется в конкретных условиях развития материальной среды населенных мест и территорий регионов. Такие аспекты материальной среды, как состояние производственной и социальной инфраструктуры, инженерно-технических систем, виды и интенсивность использования и охрана территорий, отношение к историко-культурному наследию могут содействовать или создавать препятствия устойчивому развитию.

 

3. Основные направления региональной политики по обеспечению устойчивого развития регионов России.

Для достижения устойчивого развития регионов в России необходимо предстоит создать условия, позволяющие экономически активной части населения зарабатывать средства.

В этих целях необходимо:

существенно повысить удельный вес заработной платы в себестоимости продукции и величине ВВП;

создать систему социальных гарантий работникам в области оплаты труда исходя из минимального потребительского бюджета;

восстановить роль оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

совершенствовать механизм договорного регулирования оплаты труда на предприятиях, в организациях и учреждениях путем заключения тарифных соглашений и коллективных договоров, увязывая уровень оплаты труда с показателями эффективности;

содействовать росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности и др.

Следует провести кардинальную перестройку политики социальной защиты граждан, то есть избавиться от субсидиарных тенденций, определить приоритетные меры в ключевых областях, ликвидировать наиболее явные проблемы, унаследованные от прошлого:

отменить субсидирование нерентабельных предприятий;

укрепить систему услуг для матери и ребенка;

сохранить высокий уровень и бесплатный доступ к общему образованию;

разработать и реализовать программы оказания помощи беднейшим слоям населения путем создания системы центров социальной помощи, льготных столовых, бань, расширения благотворительной деятельности и т.д.;

четко определить круг лиц, нуждающихся в социальной защите;

изменить размер и порядок предоставления пособий по безработице и др.

В целом необходимо осуществить переход от социальной поддержки наиболее уязвимых слоев и групп населения к повышению жизненного уровня всего населения при сохранении государственных минимальных, социальных стандартов, обеспечивающих реализацию конституционных гарантий в области оплаты труда, образования, здравоохранения, культуры, социального и жилищно-коммунального обслуживания.

В качестве первоочередных мер по повышению уровня жизни пенсионеров предстоит:

обеспечить соответствие размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера;

осуществлять периодическую индексацию пенсий с учетом роста потребительских цен;

разработать эффективный механизм осовременивания заработка для исчисления и перерасчета пенсий, позволяющий более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника;

содействовать развитию негосударственных пенсионных фондов с целью формирования профессиональных, территориальных, отраслевых пенсионных систем за счет работодателей и самих работников при обеспечении государственной защиты и поддержки плательщиков взносов;

упразднить ограничения на максимальный размер выплачиваемых пенсий, препятствующие установлению их прямой зависимости от трудового вклада, осуществлять регулирование максимального размера пенсии путем установления предельного заработка, с которого взимаются страховые взносы;

создать правовую базу развития негосударственных пенсионных фондов.

Конкретными механизмами социальной защиты трудящихся и всего населения должны стать развитые системы социального страхования, дополняемые системами государственной социальной помощи, и повышение личной ответственности самих людей. Развитые системы социального страхования будут способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положение трудящихся благодаря перераспределению доходов, стимулированию сбережений населения, увеличению его покупательной способности.

Информация о работе Теоретические аспекты принципов и компонентов устойчивого развития регионов и их характеристика