Теоретические аспекты принципов и компонентов устойчивого развития регионов и их характеристика
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 14:57, реферат
Описание работы
Основные принципы устойчивого развития регионов были выработаны на конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся в г. Рио-де-Жанейро в 1992 г. Идея возникла в результате осознания человечеством ограниченности природно-ресурсного потенциала, надвигающейся опасности необратимых негативных изменений в окружающей среде. Устойчивое развитие предполагает положительную динамику изменения важнейших взаимосвязанных индикаторов (в триаде - население, хозяйство, природа), отражающих стабильное функционирование и сбалансированное поступательное движение социальной, экономической и экологической сфер.
Содержание работы
1. Теоретические аспекты принципов и компонентов устойчивого развития регионов и их характеристика……………………………..2 2. Анализ устойчивого развития в регионах России…………………..6 3. Основные направления региональной политике по обеспечению устойчивого развития регионов России……………………………….8 4. Заключение……………………………………………………………..19 5. Список литературы…………………………………………………….21
Реализация целей устойчивого
развития предполагает осуществление
эффективных мер по поддержке семей, воспитывающих
детей, а также молодежи в подготовке к
полноценному вхождению в трудовую деятельность,
росте их материального благосостояния.
Не менее важной является задача преодоления
бедности значительной части населения
страны. В соответствии с принятыми нормативными
актами в стране к числу бедных относится
население, которое имеет совокупный душевой
доход около 60% и ниже от минимального
потребительского бюджета. Наилучшим
и самым эффективным инструментом против
бедности является политика, направленная
на повышение доходов. Но при этом она
должна быть следствием экономического
роста, повышения эффективности производства,
а не результатом перераспределения.
Основные направления преодоления
бедности могут включать:
содействие росту занятости
и создание условий для трудовой деятельности;
предоставление всем трудоспособным
гражданам возможности для обеспечения
достаточного уровня дохода через заработную
плату;
проведение активной социальной
политики в области защиты от риска (болезнь,
инвалидность, потеря кормильца, уход
на пенсию и т.д.) через систему гибких
программ;
обеспечение социальной защиты
малообеспеченных.
Необходимо также осуществить
кардинальные изменения на рынке труда.
В настоящее время в республике формируется
смешанный рынок труда, включающий как
старые, так и новые механизмы образования
и определения стоимости рабочей силы,
наличие безработицы. К характерным чертам
такого рынка относятся:
низкая стоимость рабочей силы,
что является следствием парадигмы полной
занятости как социального приоритета;
отсутствие свободного перемещения
работающих граждан по территории страны,
в основном ввиду наличия паспортной прописки
по месту жительства и отсутствия рынка
жилья;
преобладание принципов социальной
поддержки и социальной защиты без критического
отношения к собственной конкурентоспособности
и возможностям общества поддерживать
жизнеспособные экономические структуры;
наличие скрытой безработицы
и скрытой занятости;
ограниченные возможности для
задействования внешнего рынка труда,
и прежде всего в отношении государств
с высоким уровнем оплаты труда.
Для удовлетворения потребностей
населения в качественной медицинской
помощи следует обеспечить стабильное
финансирование отрасли, увеличив ассигнования
из государственного бюджета путем внедрения
нормативного метода (в расчете на одного
жителя).
Одной из важнейших задач в
деятельности системы здравоохранения
должно быть приоритетное развитие первичной
медико-санитарной помощи. В области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения необходимо:
совершенствование нормативной
базы оценки качества окружающей среды
и гигиенических требований к ней;
развитие системы мониторинга
стандартов качества окружающей среды
и состояния здоровья населения;
совершенствование санитарного
и экологического законодательства и
выработка эффективных экономических
и финансовых механизмов его реализации;
обеспечение особого внимания
и создание специальных программ для оздоровления
населения, пострадавшего в результате
чернобыльской катастрофы;
организация мероприятий по
санитарной охране территории регионов
от занесения и распространения инфекционных
заболеваний;
разработка и реализация эффективных
программ активного приобщения населения
к здоровому образу жизни;
развитие служб гигиены окружающей
среды.
Процесс реформирования здравоохранения
с целью достижения устойчивости развития
не может быть кратковременным. В рамках
его осуществления важно избежать опасности
уничтожения достижений старой системы
здравоохранения, таких, как свободный
доступ к медицинской помощи, широкий
охват населения диспансеризацией, статистический
учет заболеваемости, работа санитарно-эпидемиологической
службы.
Важнейшей задачей устойчивого
человеческого развития является улучшение
социально-экономических и экологических
условий в населенных пунктах и создание
благоприятных условий жизнедеятельности
для городских и сельских жителей с учетом
охраны и бережного использования природного
окружения, культурно-исторического наследия.
При определении круга, масштабов
и сроков реализации направлений по выполнению
задач устойчивого развития необходимо
обеспечить:
развитие территориальных хозяйственных
систем с учетом комплексной оценки социальных,
экономических, природоохранных и других
аспектов их функционирования;
расширение сфер, видов и объемов
хозяйственной деятельности на основе
использования местных природных ресурсов
с одновременным внедрением экологически
безопасных технологий;
обеспечение нужд, потребностей
и занятости местного населения путем
приоритетного развития производств и
видов деятельности, гарантирующих сохранение
природных экосистем;
проектирование и размещение
новых производств с учетом достигнутого
уровня освоения территорий и развития
инфраструктуры, необходимости сохранения
существующих природно-ландшафтных преимуществ
и особенностей .
К региональным мероприятиям,
которые в ближайшем будущем будут рассматриваться
в качестве приоритетных направлений
государственной поддержки регионов,
относятся предложения и программы, нацеленные
на:
стабилизацию социально-экономической
ситуации в региональных и локальных сообществах;
обеспечение рационального
природопользования и охрану природы;
улучшение демографической
ситуации в региональных и локальных сообществах,
поддержку института семьи;
повышение качества жизни и
последовательное сокращение численности
бедного населения;
сохранение памятников истории
и культуры, развитие туризма;
создание новых и (или) сохранение
существующих рабочих мест, развитие малого
и среднего бизнеса в административно-территориальных
единицах;
совершенствование местной
социальной, экологической, транспортной,
информационно-коммуникационной и энергетической
инфраструктуры;
обеспечение доступа населения к местным
земельным ресурсам;
совершенствование управления коммунальным
хозяйством, развитие жилищного строительства,
территориального планирования в административно-территориальных
единицах;
развитие местных систем здравоохранения,
образования и социального обеспечения.
Конкретные способы осуществления поставленных
задач должны определяться местными властными
и общественными структурами самостоятельно.
В качестве основы таких действий могут
быть рекомендованы:
местным органам управления:
·непосредственное и прямое
управление процессом внедрения принципов
и требований обеспечения устойчивости
развития регионов и корректировка осуществляемых
мер в этой сфере;
·включение принципов устойчивости
в проекты, планы и иные виды деятельности,
предпринимаемые в рамках существующих
властных полномочий по управлению хозяйственной
деятельностью территориального образования.
общественным организациям:
·осуществление мероприятий,
направленных на повышение сознательности
и уровня образования населения;
·консультирование общественности
и его вовлечение в процесс реализации
принципов устойчивости;
·укрепление партнерских отношений
с властью и бизнесом, позволяющих влиять
на ситуацию в регионе в социально-экономической
и экологической сфере;
·выработка стратегии и тактических
действий для целей местной устойчивости;
·активное участие в мониторинге,
управлении и общей оценке ситуации и
прогресса в достижении устойчивости
развития региона.
Региональные органы власти
и органы местного самоуправления должны
максимально учитывать особенности своих
территорий и всемерно использовать предпосылки
и возможности, которыми располагают регионы,
города и другие населенные пункты. Важнейшая
задача состоит в создании на каждой территории
прочной экономической основы для улучшения
жизни людей.
Учитывая новизну и масштабность стратегии
устойчивого развития, необходимость
перестройки массового сознания в целях
признания жизненной важности нового
концептуального подхода к проблемам
развития общества, для ее реализации
намечается создание условий широкого
вовлечения в этот процесс населения с
использованием демократических процедур
обсуждения содержащихся в ней принципиальных
направлений и намечаемых мероприятий.
В качестве важнейших инструментов административного,
экономического, финансового регулирования
социально-экономического развития регионов
рассматриваются:
· комплекс мер, направленных
на повышение финансовой самостоятельности
местных органов власти, расширение их
возможностей по развитию и поддержанию
объектов социальной инфраструктуры,
оказанию социальной помощи населению
в условиях смещения акцентов реализации
социальной политики на местный уровень;
· оказание дополнительной
государственной поддержки проблемным
регионам, с целью создания на этих территориях
возможностей для местных властей в полной
мере реализовать свои функции.
· разработка комплексных программ
социально-экономического развития регионов,
позволяющих местным органам управления
эффективно планировать и реализовывать
наиболее перспективные направления повышения
экономического потенциала территорий,
улучшения социальных и экологических
условий жизни населения;
· усиление экологического
контроля со стороны местных органов управления
и повышение их заинтересованности в поддержании
благоприятной экологической обстановки
посредством передачи на местный уровень
части собираемых экологических налогов
и штрафов;
· содействие созданию комиссий
по устойчивому развитию при местных органах
самоуправления всех уровней;
· широкое вовлечение местного
населения в решение текущих задач на
уровне предприятий, организаций; повышение
экологической культуры населения.
Эти и другие меры позволят
реализовать инициативы местных органов
власти по созданию благоприятных условий
проживания населения на подведомственной
территории .
Вывод: Главной целью обеспечения
устойчивого развития в регионах должно
стать повышение качества жизни. Это определено
тем, что в центре региональной и государственной
политики (как сферы человеческой деятельности,
связанной с отношениями между людьми)
находится человек. Понимая человека как
существо, наделенное духовностью, качество
его жизни определяется материально (качество
питания, жилья, здравоохранения и т.д.)
и духовностью (познаниями, нравственными
и эстетическими принципами). На региональном
уровне необходимо создать механизмы
стимулирования инициативной деятельности
населения, различных социальных групп
и объединений, нацеленной на обеспечение
устойчивого развития в конкретной области,
районе, городе или селе. Местные органы
управления и самоуправления в тесном
контакте с республиканскими органами
государственного управления должны разрабатывать
предложения, программы государственной
поддержки региональных и местных инициатив
с помощью налогово-бюджетных, финансово-кредитных
и иных инструментов, осуществляют реализацию
государственной политики в этой сфере,
а также координацию инициативной деятельности
населения, различных социальных групп
и объединений непосредственно в административно-территориальных
единицах, в микрорайонах, дворах, школах
отдельных домах.
Заключение
Главной особенностью
в построении государственной
региональной политики по обеспечению
устойчивого развития является
представление региона одновременно
в виде простой и сложной
системы (уровни федерации и региона).
Это позволяет проводить политику,
учитывающую интересы как столицы,
так и регионов; описывать объекты управления;
конкретизировать главную и частные цели,
определяя при этом механизмы финансовой,
правовой и кадровой поддержки; определить
роли основных групп населения и в итоге
повышать качество управления регионами,
исключая при этом тенденции к сепаратизму.
. В экономике России образовался
комплекс проблем, связанных с нарастанием
ограничений экономического развития
по труду и капиталу. В условиях нарастания
демографических проблем и ограничений
по труду естественным путем сохранения
высоких темпов экономического развития
является повышение производительности
труда. Решение данной задачи так же связано
с увеличением инвестиционной активности.
Для того, чтобы избежать снижения темпов
экономического роста необходима разработка
стратегии развития отраслей в регионах.
Складывающаяся политико-экономическая
ситуация в регионах создает противоречие
между ожиданиями общества, что все большая
часть его ресурсов будет направляться
на приоритетные для него потребности,
такие как социальная сфера и социальная
защита, и готовностью государства выделять
необходимые для этого средства.
. В качестве важнейших
мер по обеспечению устойчивого
развития в регионах России рассматриваются:
· внедрение комплекса мер,
направленных на повышение финансовой
самостоятельности местных органов власти,
расширение их возможностей по развитию
и поддержанию объектов социальной инфраструктуры,
оказанию социальной помощи населению
в условиях смещения акцентов реализации
социальной политики на местный уровень;
· оказание дополнительной
государственной поддержки проблемным
регионам, с целью создания на этих территориях
возможностей для местных властей в полной
мере реализовать свои функции.
· разработка комплексных программ
социально-экономического развития регионов,
позволяющих местным органам управления
эффективно планировать и реализовывать
наиболее перспективные направления повышения
экономического потенциала территорий,
улучшения социальных и экологических
условий жизни населения;
· усиление экологического
контроля со стороны местных органов управления
и повышение их заинтересованности в поддержании
благоприятной экологической обстановки
посредством передачи на местный уровень
части собираемых экологических налогов
и штрафов;