Теоретические аспекты принципов и компонентов устойчивого развития регионов и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 14:57, реферат

Описание работы

Основные принципы устойчивого развития регионов были выработаны на конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся в г. Рио-де-Жанейро в 1992 г. Идея возникла в результате осознания человечеством ограниченности природно-ресурсного потенциала, надвигающейся опасности необратимых негативных изменений в окружающей среде.
Устойчивое развитие предполагает положительную динамику изменения важнейших взаимосвязанных индикаторов (в триаде - население, хозяйство, природа), отражающих стабильное функционирование и сбалансированное поступательное движение социальной, экономической и экологической сфер.

Содержание работы

1. Теоретические аспекты принципов и компонентов устойчивого развития регионов и их характеристика……………………………..2
2. Анализ устойчивого развития в регионах России…………………..6
3. Основные направления региональной политике по обеспечению устойчивого развития регионов России……………………………….8
4. Заключение……………………………………………………………..19
5. Список литературы…………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Устойчивое развитие региона.docx

— 39.72 Кб (Скачать файл)

Реализация целей устойчивого развития предполагает осуществление эффективных мер по поддержке семей, воспитывающих детей, а также молодежи в подготовке к полноценному вхождению в трудовую деятельность, росте их материального благосостояния. Не менее важной является задача преодоления бедности значительной части населения страны. В соответствии с принятыми нормативными актами в стране к числу бедных относится население, которое имеет совокупный душевой доход около 60% и ниже от минимального потребительского бюджета. Наилучшим и самым эффективным инструментом против бедности является политика, направленная на повышение доходов. Но при этом она должна быть следствием экономического роста, повышения эффективности производства, а не результатом перераспределения.

Основные направления преодоления бедности могут включать:

содействие росту занятости и создание условий для трудовой деятельности;

предоставление всем трудоспособным гражданам возможности для обеспечения достаточного уровня дохода через заработную плату;

проведение активной социальной политики в области защиты от риска (болезнь, инвалидность, потеря кормильца, уход на пенсию и т.д.) через систему гибких программ;

обеспечение социальной защиты малообеспеченных.

Необходимо также осуществить кардинальные изменения на рынке труда. В настоящее время в республике формируется смешанный рынок труда, включающий как старые, так и новые механизмы образования и определения стоимости рабочей силы, наличие безработицы. К характерным чертам такого рынка относятся:

низкая стоимость рабочей силы, что является следствием парадигмы полной занятости как социального приоритета;

отсутствие свободного перемещения работающих граждан по территории страны, в основном ввиду наличия паспортной прописки по месту жительства и отсутствия рынка жилья;

преобладание принципов социальной поддержки и социальной защиты без критического отношения к собственной конкурентоспособности и возможностям общества поддерживать жизнеспособные экономические структуры;

наличие скрытой безработицы и скрытой занятости;

ограниченные возможности для задействования внешнего рынка труда, и прежде всего в отношении государств с высоким уровнем оплаты труда.

Для удовлетворения потребностей населения в качественной медицинской помощи следует обеспечить стабильное финансирование отрасли, увеличив ассигнования из государственного бюджета путем внедрения нормативного метода (в расчете на одного жителя).

Одной из важнейших задач в деятельности системы здравоохранения должно быть приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи. В области санитарно-эпидемиологического благополучия населения необходимо:

совершенствование нормативной базы оценки качества окружающей среды и гигиенических требований к ней;

развитие системы мониторинга стандартов качества окружающей среды и состояния здоровья населения;

совершенствование санитарного и экологического законодательства и выработка эффективных экономических и финансовых механизмов его реализации;

обеспечение особого внимания и создание специальных программ для оздоровления населения, пострадавшего в результате чернобыльской катастрофы;

организация мероприятий по санитарной охране территории регионов от занесения и распространения инфекционных заболеваний;

разработка и реализация эффективных программ активного приобщения населения к здоровому образу жизни;

развитие служб гигиены окружающей среды.

Процесс реформирования здравоохранения с целью достижения устойчивости развития не может быть кратковременным. В рамках его осуществления важно избежать опасности уничтожения достижений старой системы здравоохранения, таких, как свободный доступ к медицинской помощи, широкий охват населения диспансеризацией, статистический учет заболеваемости, работа санитарно-эпидемиологической службы.

Важнейшей задачей устойчивого человеческого развития является улучшение социально-экономических и экологических условий в населенных пунктах и создание благоприятных условий жизнедеятельности для городских и сельских жителей с учетом охраны и бережного использования природного окружения, культурно-исторического наследия.

При определении круга, масштабов и сроков реализации направлений по выполнению задач устойчивого развития необходимо обеспечить:

развитие территориальных хозяйственных систем с учетом комплексной оценки социальных, экономических, природоохранных и других аспектов их функционирования;

расширение сфер, видов и объемов хозяйственной деятельности на основе использования местных природных ресурсов с одновременным внедрением экологически безопасных технологий;

обеспечение нужд, потребностей и занятости местного населения путем приоритетного развития производств и видов деятельности, гарантирующих сохранение природных экосистем;

проектирование и размещение новых производств с учетом достигнутого уровня освоения территорий и развития инфраструктуры, необходимости сохранения существующих природно-ландшафтных преимуществ и особенностей .

К региональным мероприятиям, которые в ближайшем будущем будут рассматриваться в качестве приоритетных направлений государственной поддержки регионов, относятся предложения и программы, нацеленные на:

стабилизацию социально-экономической ситуации в региональных и локальных сообществах;

обеспечение рационального природопользования и охрану природы;

улучшение демографической ситуации в региональных и локальных сообществах, поддержку института семьи;

повышение качества жизни и последовательное сокращение численности бедного населения;

сохранение памятников истории и культуры, развитие туризма;

создание новых и (или) сохранение существующих рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса в административно-территориальных единицах;

совершенствование местной социальной, экологической, транспортной, информационно-коммуникационной и энергетической инфраструктуры; 
обеспечение доступа населения к местным земельным ресурсам; 
совершенствование управления коммунальным хозяйством, развитие жилищного строительства, территориального планирования в административно-территориальных единицах;  
развитие местных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения.  
Конкретные способы осуществления поставленных задач должны определяться местными властными и общественными структурами самостоятельно. В качестве основы таких действий могут быть рекомендованы:

местным органам управления:

·непосредственное и прямое управление процессом внедрения принципов и требований обеспечения устойчивости развития регионов и корректировка осуществляемых мер в этой сфере;

·включение принципов устойчивости в проекты, планы и иные виды деятельности, предпринимаемые в рамках существующих властных полномочий по управлению хозяйственной деятельностью территориального образования.

общественным организациям:

·осуществление мероприятий, направленных на повышение сознательности и уровня образования населения;

·консультирование общественности и его вовлечение в процесс реализации принципов устойчивости;

·укрепление партнерских отношений с властью и бизнесом, позволяющих влиять на ситуацию в регионе в социально-экономической и экологической сфере;

·выработка стратегии и тактических действий для целей местной устойчивости;

·активное участие в мониторинге, управлении и общей оценке ситуации и прогресса в достижении устойчивости развития региона.

Региональные органы власти и органы местного самоуправления должны максимально учитывать особенности своих территорий и всемерно использовать предпосылки и возможности, которыми располагают регионы, города и другие населенные пункты. Важнейшая задача состоит в создании на каждой территории прочной экономической основы для улучшения жизни людей.  
Учитывая новизну и масштабность стратегии устойчивого развития, необходимость перестройки массового сознания в целях признания жизненной важности нового концептуального подхода к проблемам развития общества, для ее реализации намечается создание условий широкого вовлечения в этот процесс населения с использованием демократических процедур обсуждения содержащихся в ней принципиальных направлений и намечаемых мероприятий.  
В качестве важнейших инструментов административного, экономического, финансового регулирования социально-экономического развития регионов рассматриваются:

· комплекс мер, направленных на повышение финансовой самостоятельности местных органов власти, расширение их возможностей по развитию и поддержанию объектов социальной инфраструктуры, оказанию социальной помощи населению в условиях смещения акцентов реализации социальной политики на местный уровень;

· оказание дополнительной государственной поддержки проблемным регионам, с целью создания на этих территориях возможностей для местных властей в полной мере реализовать свои функции.

· разработка комплексных программ социально-экономического развития регионов, позволяющих местным органам управления эффективно планировать и реализовывать наиболее перспективные направления повышения экономического потенциала территорий, улучшения социальных и экологических условий жизни населения;

· усиление экологического контроля со стороны местных органов управления и повышение их заинтересованности в поддержании благоприятной экологической обстановки посредством передачи на местный уровень части собираемых экологических налогов и штрафов;

· содействие созданию комиссий по устойчивому развитию при местных органах самоуправления всех уровней;

· широкое вовлечение местного населения в решение текущих задач на уровне предприятий, организаций; повышение экологической культуры населения.

Эти и другие меры позволят реализовать инициативы местных органов власти по созданию благоприятных условий проживания населения на подведомственной территории .

Вывод: Главной целью обеспечения устойчивого развития в регионах должно стать повышение качества жизни. Это определено тем, что в центре региональной и государственной политики (как сферы человеческой деятельности, связанной с отношениями между людьми) находится человек. Понимая человека как существо, наделенное духовностью, качество его жизни определяется материально (качество питания, жилья, здравоохранения и т.д.) и духовностью (познаниями, нравственными и эстетическими принципами). На региональном уровне необходимо создать механизмы стимулирования инициативной деятельности населения, различных социальных групп и объединений, нацеленной на обеспечение устойчивого развития в конкретной области, районе, городе или селе. Местные органы управления и самоуправления в тесном контакте с республиканскими органами государственного управления должны разрабатывать предложения, программы государственной поддержки региональных и местных инициатив с помощью налогово-бюджетных, финансово-кредитных и иных инструментов, осуществляют реализацию государственной политики в этой сфере, а также координацию инициативной деятельности населения, различных социальных групп и объединений непосредственно в административно-территориальных единицах, в микрорайонах, дворах, школах отдельных домах.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Главной особенностью  в построении государственной  региональной политики по обеспечению  устойчивого развития является  представление региона одновременно  в виде простой и сложной  системы (уровни федерации и региона). Это позволяет проводить политику, учитывающую интересы как столицы, так и регионов; описывать объекты управления; конкретизировать главную и частные цели, определяя при этом механизмы финансовой, правовой и кадровой поддержки; определить роли основных групп населения и в итоге повышать качество управления регионами, исключая при этом тенденции к сепаратизму.

. В экономике России образовался комплекс проблем, связанных с нарастанием ограничений экономического развития по труду и капиталу. В условиях нарастания демографических проблем и ограничений по труду естественным путем сохранения высоких темпов экономического развития является повышение производительности труда. Решение данной задачи так же связано с увеличением инвестиционной активности. Для того, чтобы избежать снижения темпов экономического роста необходима разработка стратегии развития отраслей в регионах. Складывающаяся политико-экономическая ситуация в регионах создает противоречие между ожиданиями общества, что все большая часть его ресурсов будет направляться на приоритетные для него потребности, такие как социальная сфера и социальная защита, и готовностью государства выделять необходимые для этого средства.

. В качестве важнейших  мер по обеспечению устойчивого  развития в регионах России рассматриваются:

· внедрение комплекса мер, направленных на повышение финансовой самостоятельности местных органов власти, расширение их возможностей по развитию и поддержанию объектов социальной инфраструктуры, оказанию социальной помощи населению в условиях смещения акцентов реализации социальной политики на местный уровень;

· оказание дополнительной государственной поддержки проблемным регионам, с целью создания на этих территориях возможностей для местных властей в полной мере реализовать свои функции.

· разработка комплексных программ социально-экономического развития регионов, позволяющих местным органам управления эффективно планировать и реализовывать наиболее перспективные направления повышения экономического потенциала территорий, улучшения социальных и экологических условий жизни населения;

· усиление экологического контроля со стороны местных органов управления и повышение их заинтересованности в поддержании благоприятной экологической обстановки посредством передачи на местный уровень части собираемых экологических налогов и штрафов;

Информация о работе Теоретические аспекты принципов и компонентов устойчивого развития регионов и их характеристика