Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 00:00, курсовая работа
Мировой металлургический рынок можно сравнить с системой сообщающихся сосудов, в которой действуют неизменные закономерности – баланс уровней, определяющая роль давления внешних факторов, влияние однородности состава.
Более половины всего производимого в России металла экспортируется преимущественно в виде заготовок. С одной стороны, отечественные производители являются фундаментальными игроками на мировом рынке, с другой – состояние мировой экономической ситуации оказывает существенное влияние на тактические решения и конъюнктуру на внутреннем рынке. Пики сезонных волн активности на мировом и российском рынке, как правило, не совпадают.
В числе других документов, имеющих целью определение применимого права при осуществлении внешнеэкономических операций, можно назвать Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам с посредниками и представителями (агентским договорам) 1978 г. (вступила в силу с 1 мая 1992 г.).
Более широкий характер по сравнению с Конвенцией 1978 г. имеет Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. (вступила в силу 1 апреля 1991 г.). Она применяется к большинству договорных отношений, в рамках которых возникает проблема выбора между правом различных государств. Заключенная в рамках Европейского Союза конвенция не ограничивает сферу своего действия договорами субъектов, принадлежащих к ее государствам-членам. Универсальный характер этого международно-правового документа проявляется в том, что право, определяемое в соответствии, подлежит применению независимо от того, являет ли оно правом договаривающегося государства.
В 1985 г. чрезвычайная сессия ГКМЧП разработала проект новой универсальной Конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи ров, который был принят в 1986 г. на специальной дипломатической конференции. Ее нормы, с одной стороны, были призваны заменить положения Гаагской конвенции 1955 г., а с другой, дополнить материально-правовые нормы Венской конвенции ООН о договорах международной куш продажи товаров 1980 г. необходимыми коллизионными правилами. На сегодняшний день Конвенция 1986 г. еще не вступила в законную силу.
Конвенция устанавливает изъятия из принципа применения права продавца в пользу права страны покупателя в тех случаях, когда: 1) переговоры велись, и договор был заключен сторонами, находящимися в этом государстве; 2) договор прямо предусматривает, что продавец должен исполнить свое обязательство по поставке товаров в стране покупателя; 3) договор был заключен в результате объявления покупателем торгов (п. 2 ст. 8). Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 8 Конвенции в ряде случаев в качестве применимого может быть определено право той страны, с которым договор имеет наиболее тесную связь.
Параллельно с разработкой конвенций, определяющих процедуру выбора применимого права при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в рамках ГКМЧП велась работа по унификации правил заключения и исполнения договоров международной купли-продажи товаров. Ее итогом стало принятие на сессии Гаагской конференции в 1964 г. Конвенции о единообразном законе о заключении договоров о международной купле-продаже товаров и Конвенции о единообразном законе о международной купле-продаже товаров.
Гораздо больших успехов в этом направлении достигла ЮНСИТРАЛ, разработавшая проект Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров, который был одобрен на дипломатической конференции в Вене в 1980 г. Конвенция вступила в силу 1 января 1988 г. и в настоящее время ее участниками являются более 50 государств мира, включая Россию.
Венская конвенция ООН 1980 г. представляет собой совокупность международно-правовых норм, главной целью которых является создание единого правового режима сделок международной купли-продажи товаров. Она носит универсальный и компромиссный характер, так как в ней учтены принципы и институты различных правовых систем, а также приняты во внимание интересы развивающихся стран по установлению нового международного экономического порядка.
Конвенция распространяется на договоры купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах в тех случаях, когда: а) эти страны являются договаривающимися государствами; 6} согласно нормам международного частного права применяется право договаривающегося государства (п. 1 ст. 1). Вместе с тем в соответствии со ст. 6 стороны вправе исключить применение Конвенции в отношениях друг с другом, отступить от любого из ее положений (кроме ст. 12) или изменить его действие.
Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий в России включает:
• законодательно-правовую базу регулирования;
• институционально-
• государственное программирование ВЭД;
• квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;
• сертификацию импортных товаров;
• регистрацию некоторых экспортных контрактов;
• обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;
• таможенное регулирование;
• валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.
Основные цели государственного регулирования ВЭД состоят в следующем:
• в содействии повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
• создании условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
• защите национальных внешнеэкономических интересов, защите внутреннего рынка;
• создании и поддержании благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Государственное регулирование ВЭД в России осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
• единства внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической. Когда дипломатия не служит войне, она служит торговле. И в этих условиях главной задачей внешней политики РФ является создание благоприятных условий на мировом рынке для российских экспортеров и для активизации эффективных для России внешнеэкономических связей;
• единства системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
• переноса центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
• четкого разграничения прав и ответственности федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
• обеспечения равенства всех участников ВЭД.
Внешнеэкономические связи, как любая экономическая категория, имеют правовые нормы, которые юридически оформляются различными директивно-законодательными актами.
Регулирование внешнеэкономических связей производится на основании двухсторонних правительственных соглашений и законодательных актов по внешнеторговой деятельности Российской Федерации.
Основы государственного устройства Российской Федерации, системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, заложены Конституцией РФ (ст. 71). Общую правовую базу регулирования ВЭД в России составляют законы РФ, указы президента РФ, постановления правительства РФ, различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - это регулирование внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельности в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.
Регулирование внешнеторговой деятельности посредством торговой политики осуществляется государством в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты его экономических и политических интересов. Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики, она направлена на создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Текущая информация о внешнеэкономической и торговой политике России предоставляется Министерством экономического развития и торговли.
Торговая политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Она сформулирована в следующих федеральных законах:
1. Федеральный закон РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» № 165-ФЗ от 8 декабря 2003 г. направлен на защиту экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию РФ. Он устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров. Применяется к правоотношениям, возникающим в связи с расследованиями, которые предшествуют введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров. Закон не регулирует отношения, связанные с оказанием услуг, выполнением работ, передачей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставлением права на использование объектов интеллектуальной собственности, осуществлением инвестиций и валютного контроля.
2. Федеральный закон РФ «Таможенный кодекс РФ» № 61-ФЗ от 28 мая 2003 г. составляет основу таможенного законодательства, направленного на регулирование отношений в области таможенного дела, в том числе отношений по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношений, возникающих в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношений по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. В 2004 г. вышел закон «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ).
3. Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов России.
4. Федеральный закон РФ «Об экспортном контроле» № 183-ФЗ от 18 июля 1999 г. устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности. Он регулирует отношения органов государственной власти РФ и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля. Его действие распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, в части осуществления экспортного контроля.
5. Федеральный закон РФ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» № 114-ФЗ от 19 июля 1998 г. устанавливает принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами. Военно-техническое сотрудничество - это деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения. В законе сформулированы правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти, государственного регулирования и финансирования работ в области военно-технического сотрудничества, установлен порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определены их права в этой области.
6. Федеральный закон РФ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» № 63-Ф3 от 14 апреля 1998 г. устанавливает меры по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами, порядок введения и применения таких мер. Это специальные защитные меры, антидемпинговые меры, компенсационные меры, ограничение импорта товаров в целях выполнения целевых федеральных программ развития, в связи с выпуском новых видов товаров, в целях защиты претерпевающих структурную перестройку отраслей российской экономики и при проведении мероприятий по ограничению производства сельскохозяйственных товаров.
7. Федеральный закон РФ «О таможенном тарифе Российской Федерации» № 5003-I от 21 мая 1993 г. Он регулирует принципы, порядок и методы определения таможенной стоимости товаров, вывозимых и ввозимых на таможенную территорию России, устанавливает размер ввозных и вывозных пошлин. Существенные изменения были внесены федеральным законом № 144-ФЗ от 8 ноября 2005 г. «О внесении изменений в закон РФ «О таможенном тарифе»».
8. Федеральный закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» (от 7 июля 1993 г. № 5338-I).
9. Федеральный закон РФ «О международных договорах РФ» (от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ).
10. Федеральный закон РФ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» (от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ).
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику и инвестиционная деятельность регулируются следующими федеральными законами:
11. Федеральный закон РФ «Об особых экономических зонах» № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. регулирует отношения, связанные с созданием, функционированием и ликвидацией свободных экономических зон на территории РФ, инвестициями и предпринимательской деятельностью в свободных экономических зонах. Свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории России, в пределах которого устанавливается особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности для субъектов предпринимательской деятельности. К свободным экономическим зонам на территории России относятся зоны экспортного производства и свободные таможенные зоны производственного и торгового типов.