Введение …………………………………………………………………………..3
1. Теория организации и ее
место в системе научных знаний…………………..6
1.1 Объект, предмет и метод
теории организации………………………………..6
1.2 Функции теории организации…………………………………………………12
1.3 Место теории организации
в системе смежных наук………………………13
1.4 Основные направления развития
теории организации……………………..15
2.Научная организация
труда П.М. Керженцева…………………………………18
Заключение …………………………………………………………………………25
Список использованной литературы
……………………………………………26
Введение
Одной из самых сложных проблем
в сознательной деятельности
людей является управление работой
систем, в которые человек входит
в качестве главного составляющего
элемента, т.е. организационных систем.
Это связано с рядом уникальных
свойств, присущих всякой организации.
Среди них особое место занимает
отсутствие привычных для человека
возможностей прямого наблюдения
и измерения организации как
объекта изучения.
Организационный фактор имел
доминирующее значение в жизни
общества во все времена и
в культуре всех народов. Теория
организации призвана дать ключ
к усвоению законов и принципов
организационных систем, сделать
их понятными с точки зрения
внутреннего устройства и механизма
работы. Особое значение это имеет
для современных отечественных
организаций, положение которых
в условиях рыночной экономики
коренным образом меняется. Теперь
организация должна самостоятельно
формировать цели и задачи, разрабатывать
стратегию и тактику развития,
изыскивать требуемые материальные
и трудовые ресурсы для реализации
поставленных задач, решать вопросы
создания, слияния и ликвидации
структурных подразделений, служб
и филиалов, перестройки системы
управления организаций и т.п.
Другими словами, организация
приобретает все черты самостоятельного
"организма", борющегося за
выживание и комфортное существование
в условиях рынка. Это в свою
очередь приводит к значительному
расширению объема работ, входящих
в сферу деятельности менеджера,
и значительному усложнению процесса
их выполнения.
Практическое применение теоретических
положений: законов, закономерностей
и сформулированных на этой
основе принципов, методических
рекомендаций, методов и правил
в организаторской деятельности
- позволяет повысить степень
обоснованности принимаемых решений,
полнее использовать имеющиеся
и приобретаемые ресурсы. Оно
имеет большое значение для
профилактики ошибок, предотвращения
потерь и упущенных выгод, возникающих
на почве организационной безграмотности.
Это особенно важно при проведении крупномасштабных
мероприятий, преобразующих сложившиеся
организационные формы собственности,
хозяйствования и управления, при выработке
и реализации новаторских, имеющих долговременные
социальные последствия решений.
Теория организации как учебная
дисциплина необходима для обеспечения
качества специальной теоретической
подготовки экономистов и управленцев
и эффективности организаторской
деятельности специалистов и
управляющих, как работающих на
предприятиях и в учреждениях
различных форм собственности
и отраслей народного хозяйства,
так и служащих в государственных,
центральных и местных органах
управления. Овладение основами
теории организации позволяет
видеть любую проблему через
систему организационных отношений
и находить путь к ее решению
через организационно-конструктивную
работу. Поэтому она полезна и
предпринимателям, особенно молодым,
еще только пробующим свои
силы в бизнесе.
Теория организации является
своего рода философией организаторской
деятельности. Она вооружает знанием
организационных законов, принципов
и правил, требующихся для выработки
современного организаторского
мышления, умения практического
осуществления. Знание теории
организации служит для выработки
навыков системного и комплексного
подходов к решению практически
значимых задач. Это знание
позволяет видеть и анализировать
с точки зрения реализации
организационных отношений, первопричины
успехов и неудач; мысленно комбинировать
и соединять для достижения
определенных целей разнообразные
элементы в целостные образования.
Овладение научными положениями
теории организации необходимо
также для формирования навыков
разработки системных концепций
с целью выявления и реализации
организационных резервов совершенствования
постановки дела.
Теория организации не только
нужна как фундамент, в котором
закладываются общекультурологические,
мировоззренческо-методологические элементы
подготовки будущего специалиста в области
менеджмента, но и дает конструктивное
знание в форме определенных методов,
приемов и способов, знание, необходимое
для поиска решений конкретных организаторских
задач.
Целью данной работы является
рассмотрение теория организации
и ее место в системе научных
знаний , и определение основных проблем
теории организации, которые рассматривались
советским ученым П.М. Керженцевым.
1. Теория организации и ее
место в системе научных знаний
1.1 Объект, предмет и метод
теории организации
Любая
современная теория представляет
собой систему научных знаний,
обобщающих практический опыт
и отражающих сущность исследуемых
явлений, их внутренние необходимые
связи, законы функционирования
и развития. Теория выполняет
объяснительную функцию. Она показывает:
какими свойствами и связями
располагает объект исследования,
каким законам он подчиняется
в своем функционировании и
развитии. Появление новой теории
оправдано лишь тогда, когда
открываются собственные объект
и предмет исследования. Объектом
познания обычно считают то, на
что направлена познавательная
деятельность исследователя, а
предметом - исследуемые с определенной
целью стороны, свойства, отношения
объекта. С теоретико-познавательной
точки зрения и объект, и предмет
познания - феномены однопорядковые,
относятся к окружающей нас действительности
и противостоят субъекту.
Авторы
различных школ и направлений
в теории и практике менеджмента,
по-разному подходили к выбору
объекта и предмета организации.
Так, в учении Ф. У. Тейлора
объектом организации является
организация труда, а предметом
- трудовые процессы, трудовые приемы,
движения, методы работы. У Генри
Форда объектом организации является
организация производства, а предметом
- технологические потоки, производственные
процессы. В классической школе
в качестве объекта выступает
организация в целом, а предметом
организации являются структуры
и функции аппарата управления,
регламентация содержания и методов
работы. Теория человеческих отношений
и различные поведенческие школы
рассматривают в качестве объекта
организации людей, а в качестве
предмета исследования - мотивы поведения
людей в организации.
В
теории организации объектом
изучения выступает организационный
опыт окружающей нас действительности.
При этом основные задачи познания
заключаются в систематизации данного
опыта, в осмыслении способов организации
природы и человеческой деятельности,
объяснении и обобщении этих способов,
установлении тенденций и закономерностей
их развития и роли «в экономии мирового
процесса».
Объект
теории организации - это регулируемые
и самоорганизующиеся процессы, происходящие
в общественных организационных системах,
совокупность организационных отношений,
как по вертикали, так и по горизонтали:
организация и дезорганизация, субординация
и координация, упорядочение и согласование,
т.е. взаимодействие людей по поводу организации
совместной деятельности, производства
материальных благ, воспроизводства самих
себя как субъектов общественных изменений.
Поскольку самоорганизующиеся,
регулируемые процессы характерны для
всех сложных организационных систем,
объект теории организации носит
многоуровневый характер - от общества
в целом, его основных подсистем
до первичных предпринимательских,
государственных и общественных
организаций.
Предмет
теории организации - организационные
отношения, т.е. связи и взаимодействия
между различного рода целостными
образованиями и их структурным
составляющим, а также процессы
и действия организующей и
дезорганизующей направленности. Многообразие
видов организационных отношений достаточно
наглядно раскрывается через введенные
А.А. Богдановым регулирующие механизмы:
конъюгации (соединение элементов и комплексов
между собой); ингрессии («вхождение»,
образование связующего промежуточного
звена между разнородными звеньями при
формировании новой целостности); дезингрессии
(«вхождение», образование нейтрализующего,
разрушающего звена в процессе дезорганизации
некой целостности); цепной связи (объединения
посредством общих звеньев); отбора и подбора,
стихийно регулирующих мер; бирегуляции
(обратной связи), эгрессии и дигрессии
(централистский и скелетный способы формирования
комплексов). Таким образом, теория организация
есть теория организационных отношений.
В предмет теории организации
целесообразно включать основные методы,
категории, понятия, раскрывающие суть
данной науки, характер организаторской
деятельности.
Все
категории теории организации
можно разделить на три относительно
самостоятельные группы:
-Общие категории для
большинства социальных наук (общество,
государство, собственность, рынок,
социальная деятельность, человек,
личность, ресурсы, социальные институты,
власть и т.п.).
-Категории, преимущественно
отражающие организационные явления
и процессы, происходящие в социальных
и социально-экономических системах
(организационная система, организация,
структура организации, миссия, цель
организации, лидер организации,
формальная, неформальная организации,
законы организации, организационная
культура и др.).
-Категории, раскрывающие
технологию организаторской деятельности
и управления (правила, процедуры,
циклы, коммуникации, разрешение
противоречий, конфликтов, композиция,
типизация, классификация и др.).
Предложенное разделение на категории
теории организации носит условный
характер. В процессе исследования
организационных проблем и в
практике организаторской деятельности
они применяются комплексно, во
взаимодействии друг с другом.
Инструментом
теоретического исследования предмета
является научный метод. Термин
«метод» происходит от греческого
methodos, что в буквальном переводе означает
«путь к чему-либо». Под методом понимается
упорядоченная деятельность по достижению
определенной цели. Познавательная деятельность
человека может быть теоретической и практической,
поэтому понятие «метод» в равной степени
относится и к теории, и к практике. Научный
метод связан с действиями ученого и представляет
собой совокупность мыслительных или
физических операций, осуществляемых
в ходе исследования. В нем заключено знание
процедур для получения нового знания.
В основе формирования метода
лежат свойства, особенности, законы
исследуемого объекта, а также
направленная деятельность ученого,
обладающего определенными потребностями,
возможностями и способностями.
Таким образом, научный метод
является одновременно и результатом
научной деятельности человека
и средством его дальнейшей
работы.
Метод теории организации - набор
теоретико-познавательных и логических
принципов и категорий, а также
научного (формально-логического, математического,
статистического, собственно организационного)
инструментария для исследования
системы организационных отношений.
Метод организационной науки
не описывает сам объект и
предмет исследования (организационный
опыт и систему организационных
отношений), но предписывает исследователю,
какие и как применять средства
исследования, чтобы получить истинные
знания о предмете.
К основным методам теории
организации относятся: индуктивный,
статистический, абстрактно-аналитический,
сравнительный и др.
Индуктивный метод представляет
собой движение мысли от единичного
к всеобщему, от знания меньшей степени
общности к знанию большей степени
общности.
Статистический метод заключается
в количественном учете факторов
и частоте их повторяемости.
Исследование массовых явлений
окружающего мира с использованием
методов теории вероятностей, группировок,
средних величин, индексов, графических
изображений и т.п. позволяет
устанавливать характер и устойчивость
организационных связей структурных элементов
в различных комплексах, оценивать их
уровень организованности и дезорганизации.
Данный метод способствует нахождению
устойчивых связей и закономерностей
между организационными отношениями.