Теория жизненного цикла организации и особенности ее применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:38, реферат

Описание работы

Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ 4
2 ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ И. АДИЗЕСА 6
3 ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14

Файлы: 1 файл

реферат по экономике предприятия.docx

— 90.60 Кб (Скачать файл)

 

 

V. Расцвет.

На стадии расцвета достигается оптимальное  сочетание контролируемости и гибкости. Организация ориентирована на результаты и долгосрочную стратегию развития. Хорошо работают подсистемы прогнозирования, планирования и реализации планов. Растут объемы продаж, денежные поступления  и прибыль. Создаются сети собственных  младенческих предприятий. Сформирована организационная структура и  система служебных полномочий. При  правильной стратегии и тактике  развития организация может находиться в данной стадии сколь угодно долго. Но если она теряет предприимчивость и гибкость, то неизбежен переход  к следующим стадиям.

VI. Стабилизация.

На этой стадии появляются первые признаки старения организации: она начинает терять гибкость; обретает стабильную рыночную нишу, но теряет темп. С одной стороны, стабилизация успокаивает, с другой — оказывается  опасной в перспективе, поскольку  ощущение достаточности влечет за собой  отказ от поиска новых рынков и  технологий. Снижается интерес к  инновациям. Количественные показатели начинают вытеснять гибкое концептуальное мышление и, как следствие, растет значимость финансовой подсистемы за счет снижения роли маркетинговой, инновационной  и исследовательской подсистем. Руководство сосредотачивается  на прошлых достижениях и начинает с подозрением относится к  переменам. Растет рутинизация и  консерватизм.

VII. Аристократизм.

Все больше внимания уделяется традиции, формализм  в общении и даже одежде становится обычным. Организация обладает достаточно большими денежными средствами и  запасами, но деньги тратятся на укрепление системы контроля, обустройство, страхование. Сохранение денежных поступлений происходит за счет повышения цен при том  же или худшем уровне качества. Развитие происходит не за счет собственных  разработок и инноваций, а за счет покупки других компаний, к собственным  же инициативам и нововведениям  складывается негативное отношение. Организация  становится менее активной в плане  долгосрочных перспектив; норма —  краткосрочные и гарантированные  результаты.

VIII. Ранняя бюрократизация.

На этой стадии административная подсистема заботится  прежде всего о самосохранении. Организационная  культура рутинизируется, правила и  нормы ужесточаются и гиперформализуются. Растет число непродуктивных иррациональных конфликтов и даже возникает управленческая паранойя. В руководстве начинается открытая борьба и поиск виноватых  в появлении неблагоприятных  тенденций, а не причин их возникновения.

IX. Бюрократизация.

На этой стадии постепенно теряется ориентация на результат, работа во многом осуществляется вхолостую. Нет работающей команды, нарушены информационные связи между  подсистемами. Личные цели и цели отдельных  подразделений явно преобладают над корпоративными. Организацию покидают инициативные и активные сотрудники. Работают четкие и жесткие правила, предписания, процедуры, господствует культ письменного указания, приказа, распоряжения. Гибель происходит тогда, когда организация никому уже не нужна.

На практике теория Адизеса дает весьма ощутимые результаты. Во-первых, она позволяет прогнозировать развитие событий и возникновение критических  ситуаций, а значит, дает возможность  подготовиться к ним надлежащим образом. Во-вторых, эта модель довольно детально описывает то, что происходит внутри организации, обнаруживая закономерные, естественные явления и патологии. Это помогает менеджеру сосредоточиться на решении реальных проблем, а не тратить впустую усилия на «временные трудности», нарушая естественный ход вещей или же возлагая на организацию непосильные задачи, не соответствующие ее возрасту и уровню развития.[9,10]

 

3 ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ  ПРИМЕНЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА  ОРГАНИЗАЦИИ

Значение  теории жизненного цикла организации  очень велико. Управление организацией во многом зависит от изначальной  теоретической концепции. Модели жизненных циклов – это один из инструментов менеджмента, наиболее объективно отражающий процесс развития предприятия. На основе модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные факторы, влияющие на организационную эффективность. Разнообразие видов жизненных циклов позволяет анализировать изменения, происходящие на различных уровнях управления промышленным предприятием. Модели жизненных циклов являются центральными при проведении организационной диагностики, так как действительно способны дать системное представление об организационных проблемах и отношениях.

По мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем. Менеджерам важно представлять, являются ли эти  проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они  быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о  приближении следующей стадии жизненного цикла, и следовательно, связаны  с необходимостью проведения организационных  изменений. Таким образом, эффективная  и устойчивая деятельность организации  во многом зависит от того, как ее менеджеры и работники понимают, оценивают и учитывают в своих  действиях  жизненный цикл и каждую его стадию.

Для определения направления изменений  в деятельности организации производится анализ ее жизненного цикла. Организационная  диагностика включает следующие  этапы.

1. Анализ характеристик организации.

2. Экспертное оценивание.

3. Изучение и обсуждение стадий  жизненного цикла.

4. Обработка и анализ результатов.

5. Комментарии и выводы. Анализ  управленческих ошибок.

Фазы  жизненного цикла организации можно  описывать с помощью массового  обновления активных элементов основного  капитала, который является его материальной основой. При этом надо отметить, что  наблюдается высокая корреляция с фазами финансового цикла фирмы.

 Можно  использовать также такой показатель, как динамика объемов производства.  Достижение равновесия фирмы  — того объема производства, когда  прибыль становится максимальной, — прямой путь к переходу  в новое качество. Нерешенность  данной проблемы — движение  в направлении умирания экономической  организации (фирмы).

Необходимо отметить, что в жизненном  цикле фирмы очень важное место  принадлежит последней фазе. Появляющаяся «вилка» дает фирме возможность  либо развиваться в будущем, либо приводит к умиранию экономической организации.

Не следует  думать, что стадия умирания организации  является необратимой. Это связано  в первую очередь с тем, что  в данной фазе имеется организационный  прием (организационная технология), спасающий фирму от банкротства  и гибели.

 Руководитель  должен знать о законе циклического  развития организации и принимать  решения, в соответствии с особенностями  того этапа, на котором находится  организация. Любая компания, фирма  в процессе своего развития  постоянно изменяется, но это  предсказуемые изменения. Выигрывают  те, кто может предвидеть системное  поведение организации. Жизнь  организации не должна состоять  из ожидания скольжения вниз  или из попыток повернуть события  вспять. Современная ситуация на рынке такова, что организации должны уметь работать одновременно на двух кривых: на настоящее и будущее.

На вопрос о полной применимости американских теорий жизненного цикла организации  к условиям современной Беларуси нельзя ответить однозначно, поскольку  ко многим организациям неприменимы  исходные посылки этой теории. Например, нельзя считать ясной ситуацию с  приватизированными предприятиями, поскольку  зачастую трудно определить, в какую  точку кривой Адизеса попала та или  иная организация после приватизации. Некоторые приватизированные компании оказываются на стадии «младенчества», а некоторые - сразу на стадии бюрократизации

Иначе дело обстоит со вновь созданными компаниями, имеющими конкретных основателей и  уже прошедшими некоторый путь развития. Ценность теории И.Адизеса для новых  организаций состоит в том, что  она характеризуется двумя компонентами: объясняющей и предсказующей. Для  работы с организациями важны  обе компоненты. Первая способствует появлению чувства доверия, как  к самой теории, так и к использующему  ее консультанту. Вторая заставляет обратить внимание на те моменты, которые обычно не рассматриваются руководством белорусских  компаний как ключевые (например, необходимость  или преждевременность введения в компании регулярного менеджмента). Кроме того, различение болезней роста  и организационных патологий, лежащее  в основе теории И.Адизеса, как правило, легко осваивается управленцами.[11,12,13]

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее  время организационному развитию уделяется  большое внимание. Как правило, под  ним понимаются некоторые целенаправленные изменения, вводимые управленцами с  целью увеличить эффективность  работы организации. При этом одни организации  развиваются динамичнее и успешнее других, вторые - словно стоят на месте, третьи - переживают не проходящий кризис.

Под развитием  организации понимают естественный, закономерный процесс, который называется «жизненным циклом» организации. Такой  подход обусловлен тем, что понятие  «жизненного цикла» помогает выделить этапы, через которые проходит организация, и прогнозировать проблемы, характерные  при переходе от одного этапа к  другому.

Жизненный цикл имеет следующий вид:

1) зарождение  и становление, рост, когда фирма  активно заполняет выбранный  ею сегмент рынка; 

2) зрелость, когда фирма пытается сохранить  имеющуюся долю рынка под своим  контролем; 

3) старость, когда фирма быстро теряет  свою долю рынка и вытесняется  конкурентами. В дальнейшем организация  либо ликвидируется, либо вливается  в более крупную, либо разбивается  на более мелкие организации,  которые в зависимости от ситуации  могут оказаться на стадии  роста или зрелости (реже —  на других стадиях).

В смысле организационной эффективности  закон циклического развития организации  можно сравнить с этапами жизненного цикла человека: детство, отрочество, ранняя зрелость, расцвет сил, полная зрелость, старение.

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце  концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются  ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются  навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее  других и делают свое дело лучше, чем  другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится  организация, и оценивать, насколько  принятый стиль руководства соответствует  этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых  изменений с определенной последовательностью  состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа  к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

В настоящее  время предложено десять моделей  «жизненного цикла» организации (разработаны  в США). Наибольшее применение находит  модель Исаака Адизеса, который утверждает, что каждая организация в своем  развитии проходит десять стадий: выхаживание, младенчество, детство, юность, расцвет, стабилизация, аристократизм, ранняя бюрократия, бюрократизация и «смерть».

Эффективная и устойчивая деятельность организации  во многом зависит от того, как ее руководители, менеджеры и работники  понимают, оценивают и учитывают  в своих действиях жизненный  цикл и каждую его стадию.

Задача  общего менеджмента — использовать наиболее универсальные и в то же время действенные модели организаций  и систем управления, поэтому применение разработанных за рубежом моделей  «жизненного цикла» организации  должно осуществляться с учетом особенностей белорусской экономики.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Жизненный  цикл организации [ Электронный  ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Акулов  В.В., Рудаков М.Н. Теория организации.  Учебное пособие. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2002. – 255 с.

3. Сущность  экономической организации. Жизненный  цикл организации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://partnerstvo.ru/lib/to/node/36

4. Понятие  и этапы жизненного цикла организации. [Электронный ресурс] – Режим  доступа: http://www.standard-company.ru/standard-company27.shtml

5. Мильнер  Б.З. Теория организации. Учебное  пособие для вузов/Б.З. Мильнер  – М.: Инфра-М, 2005. – 629с.

6. Три  модели жизненных циклов и  развития организации. [Электронный  ресурс] – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2009/01/23/cikl_razvitija_organizacii.html

7. Развитие  организации. Жизненный цикл организации. [Электронный ресурс] – Режим  доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook031/book/index/index.html?go=part-017*page.htm

8. Модели  жизненного цикла организации. [Электронный  ресурс] – Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/text/19186535/

9. Теория  жизненных циклов организации  И.Адизеса.[Электронный ресурс] –  Режим доступа: http://guru-group.at.ua/publ/teorija_zhiznennykh_ciklov_organizacii_i_adizesa/1-1-0-6

10. Вершигора  Е.Е.,Лукашевич В.В.,Астахова И.И.  Менеджмент. Учебное пособие/Е.Е.  Вершигора, В.В. Лукашевич, И.И.Астахова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 255с.  Серия  «Высшее профессиональное образование:  Менеджмент»

11.Переверзев  М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е.  Менеджмент: Учебник / Под общ.  ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА  - М, 2002. - 288 с.

Информация о работе Теория жизненного цикла организации и особенности ее применения