Типы фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:22, реферат

Описание работы

Целями данной работы являются обзор понятия фирмы, как основного субъекта экономических отношений, и изучение различных классификаций предприятий, для того что иметь представление о существующих моделях управления и организации фирм.

Файлы: 1 файл

ВведениеИэ.docx

— 65.88 Кб (Скачать файл)

Синдикат – объединение  предприятий, когда они сохраняют  производственную и теряют коммерческую самостоятельность, т.к. закупку сырья и сбыт продукции осуществляют не сами предприятия, а централизованная организационная структура (контора). Цель создания синдиката – устранение конкуренции между участниками в области сбыта и закупкой сырья.

Синдикаты получили наибольшее распространение в начале 20 века, и чаще всего они создавались  в отраслях добывающей промышленности во Франции, России и других странах. В дореволюционной России действовали  такие синдикаты, как «Продуголь» и «Медь», которые концентрировали сбыт 90% продукции. По правовой форме синдикат представляет собой акционерное общество.

Трест – объединение предприятий, когда предприятия-участники теряют производственную и коммерческую самостоятельность  и подчиняются единому управлению центральной компании. Тресты наиболее типичны для США и возникли там в последней трети 19 века. Самый известный трест был  создан Дж. Д. Рокфеллером в 1879 году под названием «Standard Oil», который контролировал подавляющую часть нефтяной промышленности США.

Концерн – объединение  предприятий, которое характерно единством  собственности и контроля; предприятия, как в тресте, не имеют самостоятельности. Концерны стали создаваться в  начале 20 века, и тогда в концерн  объединялись предприятия одной  отрасли промышленности.

В настоящее время под  термином «концерн» понимается группа предприятий (дочерних фирм) вокруг крупного предприятия (материнской компании), которая держит акции этих предприятий; а по составу – это объединение  предприятий (разных отраслей, но с  четко выраженным отраслевым ядром), финансовых учреждений, транспортных и торговых компаний2.

Самые типичные и современные  концерны:

в США – «General Motors» (ядро – автомобильная промышленность), «Дюпон» (ядро – химическая промышленность);

в Европе – немецкий концерн  «Фольксваген»; шведский концерн «Volvo»;

в России – в феврале 1998 года завершилось создание открытого  акционерного общества «Кондитерский  концерн «Бабаевский», в состав которого вошли пять фабрик по производству конфет и шоколада («Рот-Фронт», Челябинская  фабрика «Южуралкондитер», Сормовская кондитерская фабрика, Новосибирская шоколадная фабрика). Головное предприятие этого концерна – предприятие «Бабаевское».

Конгломерат представляет собой  чаще всего объединение предприятий (фирм), которые не имеют производственной или функциональной общности и выпускают  разнородную продукцию.

Особенность конгломератов  заключается в том, что входящие в это объединение предприятия  обладают широкой автономией и в  штаб-квартире конгломерата содержится небольшой штат служащих по сравнению  с концерном. Так, в конгломерате «Галф энд Уэстерн» всего занято 95 служащих, а в концернах число  служащих часто составляет несколько  сотен человек.

Другим отличием конгломератов  от концернов является то, что у  конгломератов нет четко выраженного  отраслевого производственного  ядра, т.к. объединяются разнородные  предприятия.

Холдинг – в мировой  практике обычно не производственное объединение, а – финансовая компания (держатель компании), которая владеет  контрольными пакетами других предприятий  с целью контроля и управления их деятельностью.

Различают два типа холдингов:

чистый – владеет и проводит операции с акциями;

смешанный – занимается еще и определенной предпринимательской деятельностью (промышленной, торговой, транспортной и т.д.).

В последние годы холдинги расширили свое финансовое участие  в других компаниях, т.к. покупают не только контрольные, но и неконтрольные  пакеты акций. Это приводит к тому, что холдинг может контролировать и участвовать в деятельности нескольких сотен компаний. Часто  основным звеном в холдинге является банк или крупная финансовая компания.

Холдинги могут действовать  обычно как акционерные общества.

У нас в стране в 1996 г. был  создан промышленный холдинг «Роспром»,который управляет тремя десятками крупных российских предприятий, пакетами акций которых владеет группа «Менатеп».

 

 

 

4. Классификация предприятий по степени концентрации производства и капитала.

По этому признаку предприятия  подразделяются на малые, средние и  крупные.

Малые предприятия.

Малые – самая многочисленная форма предприятий, и в большинстве  стран они представляют собой  фундамент, на котором вырастают  потом другие предприятия. На малых  предприятиях занята значительная часть  трудоспособного населения.

В зарубежной системе хозяйства  малые предприятия часто подразделяются на малейшие и мелкие, различаясь по численности занятых. Так, на конец 80-х г. в Италии к мельчайшим относились фирмы с числом занятых 1-9 человек, а к мелким:9-99 человек; в Великобритании соответственно – 1-24 и 24-99 человек; в США, Франции, Японии – от 1-19 и от 20 до 99 человек.

Доля мельчайшего и мелких фирм вместе по основным развитым странам составила: в Великобритании – 48,7%; в США – 54,5%; во Франции – 60,1; в Италии – 73,8; в Японии – 77,1%3, (что объясняется способностью японских фирм быстро перестраивать производство).

Особенности малых предприятий  заключается в следующем:

обеспечивают взаимосвязь  и взаимодействие разных предприятий  и сфер деятельности;

имеют прямой контакт с  потребителями и быстрее, чем  крупные, улавливают изменение спроса и частные потребности;

быстрее могут обновить выпуск продукции;

способствуют созданию конкуренции  на рынке;

обычно более низкие издержки производства, чем у крупных;

часто работают по заказам  крупных фирм, что позволяет выжить в условиях рынка.

По сфере деятельности у нас больше малых предприятий  занято в торговле (46,8%) и меньше –  в производственной сфере (только 14,2%).

Основная проблема малого предпринимательства – это отсутствие инвестиций.

Типичные факторы, которые  сдерживают становление и развитие малого предпринимательства в России:

-высокие налоговые ставки и значительное число мелких налогов;

-сложность бухгалтерской отчетности;

-излишнее государственное регулирование (часто это связано с коррупцией чиновников);

-недостаток собственных средств;

-неплатежеспособность партнеров

-рэкет и т.д.

Для поддержки малого предпринимательства 14 мая 1998г. на заседании правительства  была утверждена Федеральная программа, которая предусматривала не только выделение в том году 70 млн. рублей на эти цели, но и целый ряд  организационных мероприятий. Например, упрощение регистрации и упрощение  налоговых схем; создание консультационных центров в малых городах и  поселках; проведение эксперимента по организации малого предпринимательства  и по созданию новых рабочих мест в экономически и социально напряженных  регионах страны.

Средние предприятия.

Средние предприятия, занимая  промежуточное положение между  малыми и крупными, имеют следующие  характерные признаки:

численность персонала от 100 до 500 человек;

узкая специализация, т.е. выпуск от 1 до 3 товаров. Эта узкая специализация  позволяет средним фирмам выжить в условиях конкуренции с крупными предприятиями, что прежде всего обусловлено низкими издержками производства при специализации.

Кроме этого, рынок, на котором  работает специализированное предприятие, менее поврежден различным колебаниям. Средние фирмы действуют обычно в узкой части рынка (ниши), но в ней они являются минимонополиями, и если возникает потребность в их товаре, то изготовить его могут только они.

Однако деятельность средних  фирм связана с опасностью, обусловленной  изменениями спроса. Если фирма выпускает  только один товар, а на рынке появился товар-заменитель, то спрос на товар  средней фирмы упадет и ее ждет банкротство. Поэтому очень важно  найти на рынке ту нишу рынка, где  будет существовать длительный спрос, а еще лучше выпускать два или три товара.

Крупные предприятия.

Основные характерные  признаки крупного предприятия (корпорации):численность работников обычно больше 500 человек, достигая часто с помощью отечественных и зарубежных филиалов численности несколько сотен тысяч работников. (Например, в корпорации ИБМ трудятся 400 тысяч работников);обеспечивают крупносерийный и массовый выпуск стандартных товаров (например, бытовой техники);массовый выпуск позволяет использовать «эффект масштаба» и держать на низком уровне издержки производства;выпуск стандартных товаров упрощает контроль за качеством и облегчает автоматизацию;наличие значительных финансовых ресурсов позволяет приводить масштабные научные исследования и активную маркетинговую политику, в том числе тактику низких цен при большом объеме продукции;широкое использование внутрифирменного планирования, что особенно эффективно не для создания новой продукции (это быстрее делают малые фирмы), а для выпуска разных модификаций товара ив осуществлении его технической доводки.В зависимости от степени динамичности крупные предприятия подразделяются на три группы:продолжающие динамично развиваться. Например, японская фирма «Sony»;утратившие динамизм развития, но сохраняющие стабильное положение. Это обеспечивается значительными объемами производства, диверсификацией производства и наличием значительного числа международных филиалов;утратившие и динамизм и снижение темпов развития и стабильность прибыли, что чаще всего вызывается: чрезвычайно широким ассортиментом продукции, усложненной организационной структурой, чрезмерными производственными мощностям и т.п. В качестве примера такой компании обычно называют голландский электротехнический концерн «Philips».

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В рыночной экономике важнейшие  решения – что, как, и для кого производить – принимается частными фирмами.Фирма – основной субъект экономический отношений.Фирма и предприятие действительно является очень близкими по значению терминов.Существует множество классификаций предприятий по различным признакам.Для каждого типа фирмы, характерны различные модели управления, организации и структуры, которые существенно отличаются друг от друга по многим факторам.У каждого вида предприятия существуют преимущества и недостатки, которые следует учитывать при выборе организационной формы при открывании новой фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.Елизаров Ю.Ф., Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов./М.: Издательство «Экзамен», 2008.

2. Самойлова Л.Б., Экономика фирмы: учебное пособие./М.: Флинта: МПСИ, 2007.

3. Абрютина М.С. Экономика предприятия./ М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004

4.Интернет ресурсы


Информация о работе Типы фирм