Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:22, реферат
Целями данной работы являются обзор понятия фирмы, как основного субъекта экономических отношений, и изучение различных классификаций предприятий, для того что иметь представление о существующих моделях управления и организации фирм.
Синдикат – объединение предприятий, когда они сохраняют производственную и теряют коммерческую самостоятельность, т.к. закупку сырья и сбыт продукции осуществляют не сами предприятия, а централизованная организационная структура (контора). Цель создания синдиката – устранение конкуренции между участниками в области сбыта и закупкой сырья.
Синдикаты получили наибольшее распространение в начале 20 века, и чаще всего они создавались в отраслях добывающей промышленности во Франции, России и других странах. В дореволюционной России действовали такие синдикаты, как «Продуголь» и «Медь», которые концентрировали сбыт 90% продукции. По правовой форме синдикат представляет собой акционерное общество.
Трест – объединение предприятий,
когда предприятия-участники
Концерн – объединение предприятий, которое характерно единством собственности и контроля; предприятия, как в тресте, не имеют самостоятельности. Концерны стали создаваться в начале 20 века, и тогда в концерн объединялись предприятия одной отрасли промышленности.
В настоящее время под термином «концерн» понимается группа предприятий (дочерних фирм) вокруг крупного предприятия (материнской компании), которая держит акции этих предприятий; а по составу – это объединение предприятий (разных отраслей, но с четко выраженным отраслевым ядром), финансовых учреждений, транспортных и торговых компаний2.
Самые типичные и современные концерны:
в США – «General Motors» (ядро – автомобильная промышленность), «Дюпон» (ядро – химическая промышленность);
в Европе – немецкий концерн «Фольксваген»; шведский концерн «Volvo»;
в России – в феврале 1998 года завершилось создание открытого акционерного общества «Кондитерский концерн «Бабаевский», в состав которого вошли пять фабрик по производству конфет и шоколада («Рот-Фронт», Челябинская фабрика «Южуралкондитер», Сормовская кондитерская фабрика, Новосибирская шоколадная фабрика). Головное предприятие этого концерна – предприятие «Бабаевское».
Конгломерат представляет собой чаще всего объединение предприятий (фирм), которые не имеют производственной или функциональной общности и выпускают разнородную продукцию.
Особенность конгломератов заключается в том, что входящие в это объединение предприятия обладают широкой автономией и в штаб-квартире конгломерата содержится небольшой штат служащих по сравнению с концерном. Так, в конгломерате «Галф энд Уэстерн» всего занято 95 служащих, а в концернах число служащих часто составляет несколько сотен человек.
Другим отличием конгломератов
от концернов является то, что у
конгломератов нет четко
Холдинг – в мировой практике обычно не производственное объединение, а – финансовая компания (держатель компании), которая владеет контрольными пакетами других предприятий с целью контроля и управления их деятельностью.
Различают два типа холдингов:
чистый – владеет и проводит операции с акциями;
смешанный – занимается еще и определенной предпринимательской деятельностью (промышленной, торговой, транспортной и т.д.).
В последние годы холдинги
расширили свое финансовое участие
в других компаниях, т.к. покупают не
только контрольные, но и неконтрольные
пакеты акций. Это приводит к тому,
что холдинг может
Холдинги могут действовать обычно как акционерные общества.
У нас в стране в 1996 г. был создан промышленный холдинг «Роспром»,который управляет тремя десятками крупных российских предприятий, пакетами акций которых владеет группа «Менатеп».
4. Классификация предприятий по степени концентрации производства и капитала.
По этому признаку предприятия подразделяются на малые, средние и крупные.
Малые предприятия.
Малые – самая многочисленная форма предприятий, и в большинстве стран они представляют собой фундамент, на котором вырастают потом другие предприятия. На малых предприятиях занята значительная часть трудоспособного населения.
В зарубежной системе хозяйства
малые предприятия часто
Доля мельчайшего и мелких фирм вместе по основным развитым странам составила: в Великобритании – 48,7%; в США – 54,5%; во Франции – 60,1; в Италии – 73,8; в Японии – 77,1%3, (что объясняется способностью японских фирм быстро перестраивать производство).
Особенности малых предприятий заключается в следующем:
обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие разных предприятий и сфер деятельности;
имеют прямой контакт с потребителями и быстрее, чем крупные, улавливают изменение спроса и частные потребности;
быстрее могут обновить выпуск продукции;
способствуют созданию конкуренции на рынке;
обычно более низкие издержки производства, чем у крупных;
часто работают по заказам крупных фирм, что позволяет выжить в условиях рынка.
По сфере деятельности у нас больше малых предприятий занято в торговле (46,8%) и меньше – в производственной сфере (только 14,2%).
Основная проблема малого
предпринимательства – это
Типичные факторы, которые сдерживают становление и развитие малого предпринимательства в России:
-высокие налоговые ставки и значительное число мелких налогов;
-сложность бухгалтерской отчетности;
-излишнее государственное регулирование (часто это связано с коррупцией чиновников);
-недостаток собственных средств;
-неплатежеспособность партнеров
-рэкет и т.д.
Для поддержки малого предпринимательства
14 мая 1998г. на заседании правительства
была утверждена Федеральная программа,
которая предусматривала не только
выделение в том году 70 млн. рублей
на эти цели, но и целый ряд
организационных мероприятий. Например,
упрощение регистрации и
Средние предприятия.
Средние предприятия, занимая промежуточное положение между малыми и крупными, имеют следующие характерные признаки:
численность персонала от 100 до 500 человек;
узкая специализация, т.е. выпуск от 1 до 3 товаров. Эта узкая специализация позволяет средним фирмам выжить в условиях конкуренции с крупными предприятиями, что прежде всего обусловлено низкими издержками производства при специализации.
Кроме этого, рынок, на котором
работает специализированное предприятие,
менее поврежден различным
Однако деятельность средних фирм связана с опасностью, обусловленной изменениями спроса. Если фирма выпускает только один товар, а на рынке появился товар-заменитель, то спрос на товар средней фирмы упадет и ее ждет банкротство. Поэтому очень важно найти на рынке ту нишу рынка, где будет существовать длительный спрос, а еще лучше выпускать два или три товара.
Крупные предприятия.
Основные характерные признаки крупного предприятия (корпорации):численность работников обычно больше 500 человек, достигая часто с помощью отечественных и зарубежных филиалов численности несколько сотен тысяч работников. (Например, в корпорации ИБМ трудятся 400 тысяч работников);обеспечивают крупносерийный и массовый выпуск стандартных товаров (например, бытовой техники);массовый выпуск позволяет использовать «эффект масштаба» и держать на низком уровне издержки производства;выпуск стандартных товаров упрощает контроль за качеством и облегчает автоматизацию;наличие значительных финансовых ресурсов позволяет приводить масштабные научные исследования и активную маркетинговую политику, в том числе тактику низких цен при большом объеме продукции;широкое использование внутрифирменного планирования, что особенно эффективно не для создания новой продукции (это быстрее делают малые фирмы), а для выпуска разных модификаций товара ив осуществлении его технической доводки.В зависимости от степени динамичности крупные предприятия подразделяются на три группы:продолжающие динамично развиваться. Например, японская фирма «Sony»;утратившие динамизм развития, но сохраняющие стабильное положение. Это обеспечивается значительными объемами производства, диверсификацией производства и наличием значительного числа международных филиалов;утратившие и динамизм и снижение темпов развития и стабильность прибыли, что чаще всего вызывается: чрезвычайно широким ассортиментом продукции, усложненной организационной структурой, чрезмерными производственными мощностям и т.п. В качестве примера такой компании обычно называют голландский электротехнический концерн «Philips».
Заключение
В рыночной экономике важнейшие
решения – что, как, и для кого
производить – принимается
Библиографический список
1.Елизаров Ю.Ф., Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов./М.: Издательство «Экзамен», 2008.
2. Самойлова Л.Б., Экономика фирмы: учебное пособие./М.: Флинта: МПСИ, 2007.
3. Абрютина М.С. Экономика предприятия./ М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004
4.Интернет ресурсы