Особенности фирм «самоуправленческого» типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Идея самоуправления применительно к разного рода хозяйственным, правовым, социальным и другим проблемам оказывалась актуальной, к примеру, при налаживании управления в удельных княжествах на Руси, организации православной церкви и возникновения феномена, вольных русских городов, создании оуэновских общественных коммун, а также городов республик известных из истории многих стран. Как социальный институт самоуправление существовало даже в условиях абсолютной монархии. Скажем, в отечественной истории ХV-ХVI столетий «черные волости» были представлены самостоятельными общинами с полным самоуправлением. Как видно, самоуправленческие традиции в России довольно сильны.

Содержание работы

1. Введение______________________________________________________3

2. Понятие и задачи фирмы «самоуправленческого» типа_______________4

3. Самоуправление как форма ухода от прямого контроля государства____6

4. Кооперативные общества работников______________________________7

5. Народные предприятия_________________________________________12

5.1 Хозяйственные общества_________________________________19

5.2 Проблемы становления народных предприятий в России______20

6. Место и роль кооперации в цивилизационном пространстве__________22

7. Заключение___________________________________________________40

8. Список литературы____________________________________________

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Университет Российской Академии Образования»

Череповецкий филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине: Экономическая теория.

По теме: Особенности  фирм «самоуправленческого» типа.

                                      

 

 

                                                                         

                                                                         

 

 

   Выполнил  студент  1 курса

Факультета -  Экономики и бизнеса

Группы – ЭП - 091

 Лукинская Варвара  Михайловна

   Проверил преподаватель

                                                      Смирнов Владимир Васильевич.

 

                                                                            

                                                                          

 

 

                                            Регистрационный номер  _____0900279/04______.

                                      Вариант   _____9_____.

                                        Оценка ____________.

 

 

 

Дата сдачи:_____________

 

 

 

Череповец – 2010

 

Содержание.

 

1. Введение______________________________________________________3

 

2. Понятие и задачи фирмы «самоуправленческого» типа_______________4

 

3. Самоуправление как форма ухода от прямого контроля государства____6

 

4. Кооперативные общества работников______________________________7

 

5. Народные предприятия_________________________________________12

 

5.1 Хозяйственные общества_________________________________19

 

5.2 Проблемы становления народных предприятий в России______20

 

6. Место и роль кооперации в цивилизационном пространстве__________22

 

7. Заключение___________________________________________________40

 

8. Список литературы____________________________________________41

 

 

 

Введение.

 

«Самоуправление» как научная категория связана с понятием «организация». Более того, самоуправление предполагает хотя бы в силу акцентируемой сопряженности базовых понятий «управление» и «организация», также самоорганизацию. Самоорганизация позволяет упрощать управление (а значит, и самоуправление) просто тем, что и само способно изменяться в требуемом направлении".

Идея самоуправления применительно к разного рода хозяйственным, правовым, социальным и  другим проблемам оказывалась актуальной, к примеру, при налаживании управления в удельных княжествах на Руси, организации православной церкви и возникновения феномена, вольных русских городов, создании оуэновских общественных коммун, а также городов республик известных из истории многих стран. Как социальный институт самоуправление существовало даже в условиях абсолютной монархии. Скажем, в отечественной истории ХV-ХVI столетий «черные волости» были представлены самостоятельными общинами с полным самоуправлением. Как видно, самоуправленческие традиции в России довольно сильны.

В данной курсовой работе моё внимание будет уделено рассмотрению фирм самоуправленческого типа или  кооперациям, их особенностям и задачам. Также я исследую такое понятие  как народное предприятие и хозяйственное  общество. Появление, становление, место и роль кооперации в цивилизационном обществе.

 

 

Понятие и задачи фирмы «самоуправленческого» типа.

 

Самоуправление трактуется нами как демократизация управления, обеспечивающая работникам возможность  участвовать в процессе принятия решений, влиять на положение дел в организации. Понятие «самоуправление» выражает довольно устойчивый тип социального образования или общественных отношений.

Фирмы самоуправленческого  типа также принято называть кооперативом и «народным предприятием».

Кооператив — основанное на членстве объединение людей и организаций, созданное для достижения общих экономических и социальных целей, связанных с удовлетворением материальных или иных потребностей членов, внесших долю (пай) в созданный для этого фонд, признающих участие в рисках и результатах организации и участвующих в её функционировании в качестве пайщиков, управляя ею демократическим путём.

Кооператив — экономическое  предприятие, основанное на совместной деятельности и взаимопомощи членов кооператива. Кооператив имеет прямую связь с экономическими интересами своих членов.

Полностью самоуправляемой  считается система, не имеющая над  собой ни одного вышестоящего органа управления (например, частная фирма).

Одна из важнейших  задач в развитии организации - создание наиболее благоприятных условий для реализации возможностей человека, которые появятся благодаря внедрению механизма, предусматривающего широкие права самостоятельных хозяйственных звеньев и их трудовых коллективов в сочетании с высокой ответственностью за конечные результаты работы и развитыми формами демократического управления (самоуправления).

Организация самоуправляема частично в том случае, если она  представляет собой объект (элемент, звено, подсистему) в более сложной  иерархической структуре (ряд предприятий и фирм входят в состав ОАО). Степень такой самоуправляемости определяется мерой централизации (децентрализации) или соотношением между внешним управлением, реализуемым со стороны вышестоящего органа, и внутренним управлением, исходящим от управляющего субъекта системы.

Самоуправление на любом  уровне управления представляется как  процесс превращения человека, всего  трудового коллектива из объекта  управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации  управления, когда коллектив сам решает вопросы комплектования бригады либо иного коллективного формирования, распределения трудовых функций и совместного заработка. Речь идет о простейшем виде коллективности, ассоциации трудящихся, регулирующей реальное соединение работников со средствами производства и распределение по труду, т.е. осуществляющей ключевые организационно-экономические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управление, иными словами, складывается новый тип социально-экономических отношений между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления.

Преобразование хозяйственного механизма организации объективно предполагает демократизацию управления (самоуправление), так как решить все вопросы в новом организационно-экономическом механизме можно только через заинтересованность и творческую деятельность всех работников, осознавших себя полноправными и реальными участниками управления производственными и социальными процессами.

 

Самоуправление  как форма ухода от прямого контроля государства.

  Самоуправленческая   модель  предприятия,    позволяющая обеспечить определенную  степень  хозяйственной  обособленности,  с  одной  стороны,  и некоторые черты  групповой  собственности,  с  другой,  появилась  в  недрах административно-плановой экономики именно  как  форма  ухода  от  тотального государственного контроля и усиления мотивации к  эффективной  хозяйственной деятельности.    Самоуправленческая модель базировалась на  весьма  аморфных  отношениях собственности, когда  эти  отношения  распространялись  главным  образом  на полученные предприятием хозяйственные результаты,  а  не  на  капитал.  Если сравнивать самоуправление с формами собственности, принятыми в рыночной и  в переходной экономике, то по своей  сути  оно  больше  всего  приближается  к аренде  предприятия   его   трудовым   коллективом,   когда   первоначальный капитал   остается   в   собственности   государства   как арендодателя.

Подобная    модель    хозяйственного     обособления предопределяет заинтересованность самоуправленческого трудового коллектива прежде всего  в росте текущих доходов предприятия, оставляя  в  стороне  любую  мотивацию  в преумножении капитала. Поэтому система  заинтересованности  строится  не  на принципе максимизации общей массы прибыли  фирмы,  как  это  преимущественно бывает в условиях  рыночной  экономики,  а  на  увеличении  текущих  доходов каждого отдельного члена самоуправленческого  коллектива.  А  поскольку  при этом заработная плата воспринимается  как  элемент  дохода,  а  не  издержек производства, цены на продукцию таких предприятий не служат им ориентиром  в соотношении рыночного спроса и предложения. Это, в свою  очередь,  означает, что самоуправленческие предприятия если и возможны в рыночной  и  переходной экономике, то  лишь  в  каких-то  определенных  конкретных  случаях  мелкого предпринимательства.

Кооперативные общества работников.

Участие работников в  управлении собственностью и в распределении  прибыли своих предприятий рассматривается во всем мире, в том числе в развитых странах, в качестве эффективного способа противодействия нарастающему имущественному неравенству – основе социальных конфликтов. Выкуп предприятий их работниками широко распространен в США и Западной Европе, где действуют соответствующие специальные государственные программы. Бывшие страны социалистического содружества, в частности, Венгрия и Польша, идут на законодательное стимулирование выкупа работниками государственной собственности для снижения недовольства большей части населения «номенклатурной приватизацией».

В то же время мировой и российский опыт свидетельствуют: по экономической  эффективности предприятия, принадлежащие  работникам, могут при прочих равных условиях превосходить традиционные частные  компании. Сегодня в России существуют тысячи подобного рода предприятий, это, например, Новорязанская ТЭЦ, Картонажный комбинат (Татарстан), завод «Электрокабель» (Владимирская область), Старооскольский металлический завод. Однако адекватной законодательной базы для их функционирования нет.

Цель Закона «Об особенностях правового положения акционерных  обществ работников (народных предприятий)» - создать правовые условия для  производственных ячеек, работающих на принципах свободного (а не наемного) труда, что в конечном счете призвано привести к увеличению числа работников-акционеров, расширению «среднего класса» - базы стабильности любого общества. Закон включает 17 статей, устанавливающих особенности правового положения, создания и деятельности народных предприятий.

Таким образом, из данного закона вытекают следующие особенности самоуправленческих фирм:

1. Работники предприятия должны владеть не менее 75 % его акций. Неакционерами могут быть не более 10 % работников этого предприятия.

2. Вновь принятые работники  бесплатно наделяются акциями в объеме, зависящем от трудового вклада (не ранее чем через три месяца и не позднее двух лет после приема на работу).

3. Одни работник не вправе владеть пакетом акций, превышающим пятипроцентный порог. При увольнении работник-акционер обязан продать свои акции предприятию, а оно обязано их купить.

4. Выкупная цена акций определяется общим собранием акционеров, но не может быть ниже 30 % стоимости чистых активов.

5. Допускается лишь частичная  продажа акций внутри предприятия.

6. По ряду вопросов голосование проводится на основе принципа «один акционер – один голос».

7. Не исключается совмещение должностей генерального директора и председателя наблюдательного совета, однако первый избирается общим собранием акционеров.

8. Предприятие вправе выпускать только обыкновенные акции.

9. Нижний предел численности  работников – 51 человек.

10. Создание предприятий рассматриваемого статуса возможно путем преобразования действующих коммерческих организаций по инициативе их участников и с согласия работников.

11. Ограничивается уровень  оплаты труда генерального директора.

В порядке комментария  этих положений проекта нового законодательного акта важно отметить прежде всего следующие два обстоятельства.

Во-первых, народные предприятия  создаются в форме закрытого акционерного общества с некоторыми ее модификациями, суть коих – в большем ограничении прав владения и распоряжения частной собственностью. По всем остальным параметрам эти предприятия выступают обычными субъектами рыночной экономики.

Во-вторых, народные предприятия возникают на сугубо добровольных началах и с задействованием серьезной мотивации работников (бесплатное наделение последних акциями при приеме на работу и справедливая денежная компенсация их стоимости – при увольнении).

Предвидя аргумент о  затруднительности привлечения в народные предприятия внешних инвестиций, стоит отметить, что в случае наличия потребности в них эти предприятия помимо получения банковских кредитов располагают в данном отношении тремя вариантами. Можно, во-первых, создать с инвестором совместное предприятие в виде открытого или закрытого АО (как сделал, к примеру, упоминающийся «Электрокабель»). Во-вторых, - выпустить облигационный заем с привлекательным для инвестора процентом. В-третьих, - продать до 25 % своих акций, в том числе с условием не уменьшать долю инвесторов в уставном капитале (этот вариант наименее предпочтителен, поскольку «на всю оставшуюся жизнь» вынуждает народное предприятие платить инвестору).

Информация о работе Особенности фирм «самоуправленческого» типа