Универсальные рекомендации повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить особенности организации коммерческой деятельности предприятия выбранного в качестве субъекта практического исследования и наметить пути ее совершенствования.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть сущность коммерческой деятельности;
Дать понятие и изучить содержание коммерческой деятельности;
Рассмотреть организацию торгово-технологического процесса на предприятии;
Предложить пути совершенствования коммерческой деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Коммерческая деятельность торгового предприятия в условиях рыночных отношений……………………………………………………..….….6
1.1. Сущность коммерческой деятельности предприятия………………..……6
1.2. Понятие и содержание предпринимательства……………………….…….9
1.3. Организационные основы коммерческой деятельности………………….11
2.Методы расчетов оценки коммерческой деятельности предприятия……....23
2.1 Методы и модели оценки коммерческой деятельности…………….….…23
2.2 Модели для конкурентной стратегии коммерческой деятельности………26
Глава 3. Универсальные рекомендации повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия……………………………….…….29
Заключение…………………………………….………………………………..35
Список литературы……………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.67 Кб (Скачать файл)

Примерно треть всех взаимодействий в процессе заключения коммерческих сделок на бизнес-рынке приходится на так называемый «закупочный центр» предприятия, т.е. группу лиц, которые в той или иной мере участвуют в выработке и принятии решений о закупках необходимых товаров. Данная группа лиц формируется на предприятии по мере того, как возникает задача новой закупки. Чаще всего решения об этом принимаются коллегиально, хотя в отдельных случаях соответствующая компетенция может быть закреплена и за отдельным сотрудником, например, менеджером по закупкам. Каждый из участников «закупочного центра» выполняет свою сугубо специфическую роль. Потенциальными членами группы закупки могут рассматриваться три прямых и два косвенных субъекта.[18,С.222-225]

Субъекты, осуществляющие прямое участие в разработке решения:

  1. Менеджер или другой сотрудник службы закупок (материально-технического снабжения, производственно-технологической комплектации и т.д.), т.е. тот сотрудник, который от лица своей фирмы и по ее доверенности непосредственно приобретает товар.
  2. Специалист узкого профиля, например, технолог, инженер или квалифицированный рабочий (оператор), т.е. тот сотрудник, который в конечном счете является конкретным пользователем закупаемого товара.
  3. Руководитель предприятия или его заместитель, т.е. тот, кто подписывает платежные документы и доверяет получение товара своим сотрудникам.

Косвенные участники.

  1. Лицо, которое может оказать косвенное влияние на принятие решения о закупке данного товара. В данной роли, прежде всего, следует рассматривать наиболее опытных в своей области сотрудников фирмы, в том числе и бывших ее руководителей, т.е. того, кто является, безусловно, авторитетным для других участников «закупочного центра». Кроме того, влияние, причем, психологическое может оказать на любого из вышеперечисленных лиц и постороннее для фирмы лицо, например, кто-то из родственников или других близких людей данного сотрудника.
  2. Лицо, которое в силу своего должностного положения имеет непосредственный доступ к коммерческой тайне фирмы, например, экономист, финансист, бухгалтер и т.п. Эти сотрудники располагают важной коммерческой информацией и могут квалифицированно проконсультировать любого из членов группы.

Процесс принятия решения о закупках товаров включает в себя пять основных этапов.

Начальная фаза разработки решения связана с формулировкой проблемы, побуждающей фирму приобретать тот или иной товар. Важно иметь в виду, что инициатива при закупках обычно принадлежит покупателю.

Участники «закупочного центра» судят о возникновении таких проблем, прежде всего по некоторым формальным признакам-основаниям. Среди них такие достаточно стандартные ситуации, как исчерпание производственных запасов; выход из строя оборудования по причине физического или морального износа; изменения в структуре и объемах материалопотребления по причине изменения параметров производственной программы.[16,С.106]

На данном этапе основное значение имеет тип покупки товара (см. рис.1.3.1):

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3.1 Тип покупки товара

 

Большое влияние на формулировку проблемы способен оказать продавец товара. Представитель фирмы-изготовителя или торгующей организации может побудить покупателя к осуществлению закупки путем активного целенаправленного воздействия на его сознание. Это достигается демонстрацией товара с акцентированием внимания на его особых достоинствах. Доказывая, что предлагаемый образец техники, например, работает более производительно, стоит относительно недорого, требует относительно небольших затрат и усилий по наладке и вводу в действие (монтажу и т.п.), обеспечивает в конечном счете высокую экономическую эффективность (рентабельность), продавец создает дополнительный мотив закупки, т.е. участвует в формулировке проблемы фирмы-покупателя.

На втором этапе происходит распределение компетенции между участниками «закупочного центра». Здесь, в зависимости от типа покупки, функция разработки решения закрепляется за соответствующим действующим лицом. Принцип распределения полномочий предполагает обязательный учет типа закупки. Общее правило состоит в том, что обычные покупки входят в компетенцию службы снабжения, разовые - производственно-технологической и инженерной службы, а уникальные относятся к компетенции руководителя.

Предметом третьего этапа разработки решения о закупке является анализ внутренних резервов предприятия и исследование внешней информации о конъюнктуре рынка соответствующего товара. Внутренние резервы фирмы в некоторых случаях позволяют решить проблему, сформулированную на первом этапе различными способами. Так, например, отдельные вопросы связаны с ремонтом вышедших из строя изделий, который в данном случае рассматривается, как альтернатива закупке нового оборудования.

В случае, когда необходимость приобретения товара признается безусловной, участники «закупочного центра» приступают к исследованию коммерческой информации. Источниками ее служат: представители фирм-продавцов (изготовителей и посредников); технический персонал своей фирмы и других фирм; коммерческое руководство и персонал служб закупок других фирм; рекламные материалы и статьи в прессе; специальные торговые и промышленные каталоги товаров; торгово-промышленные ассоциации (палаты и т.п.); перечни фирм изготовителей и посредников. [10,С.84]

Из приведенных выше источников информации особого внимания заслуживают представители по сбыту (продажам) фирм изготовителей и посредников. Их информация поступает к покупателю в наиболее полном виде и обычно без искажений. В целом вся информация обязательно тестируется на достоверность и оценивается по стоимости и доступности. С целью снижения затрат по сбору коммерческих данных и облегчения доступа к ним некоторые продавцы объединяются в торгово-промышленные палаты. Для членов таких общественных организаций вся информация становится бесплатной, а, так как в основном она предоставляется этими же фирмами, то каждая из них стремится обеспечить максимальную достоверность сведений.

В процессе анализа информации о состоянии рынка важная роль отводится оценке вариантов закупки. Примерный перечень оценочных критериев, которыми при этом пользуются покупатели, включает в себя две группы характеристик. Первая из них концентрирует внимание на поставщике, вторая – на товаре. В основе выбора лежит принцип экономической целесообразности заключения сделки. Общий перечень оценочных критериев фирмы-поставщика выглядит следующим образом (см. рис.1.3.2).[8,С.10]

 

 

 

 


Рис.1.5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3.2 перечень оценочных критериев фирмы-поставщика

 

Общий перечень оценочных критериев товара представлен на рисунке 1.3.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3.3 перечень оценочных критериев товара

 

На четвертом этапе происходит выработка самого решения, т.е. фактически выбор конкретного варианта закупки и заказ на ее поставку.

Завершающей фазой данного процесса является исполнение решения, которое обычно представляет собой выраженное в официальной форме (письменно или устно) уведомление конкретного поставщика о согласии на заключение с ним сделки купли-продажи.[14,С.47]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Методы расчетов  оценки коммерческой деятельности предприятия

2.1 Методы и  модели оценки коммерческой деятельности

 

Для характеристики коммерческой деятельности предприятия, а именно использования основных средств предприятия рассчитываются показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности и рентабельности.

Показатель фондоотдача - это отношение стоимости товарной продукции к среднегодовой стоимости основных фондов:

 

                                                                             (2.1.1)

 

где N – стоимость товарной продукции или выручка от реализации,

 – среднегодовая стоимость  основных фондов.

Этот показатель показывает, сколько рублей товарной продукции получено на каждый рубль, вложенный в основные фонды. В динамике фондоотдача должна увеличиться, если фонды используются эффективно.

Фондоемкость - является обратным показателем фондоотдачи:

 

 

                                                                        (2.1.2)

 

Показывает сколько копеек затрат в основных фондах содержится в каждом рубле товарной продукции. В динамике фондоёмкость должна уменьшаться.

Фондовооруженность - определяется путем деления среднегодовой стоимости основных производственных фондов на среднесписочную численность работников.

 

                                                                       (2.1.3)

 

где Т - среднесписочная численность работников.

Показывает, сколько на одного работающего приходится основных фондов.

Рентабельность основных фондов это отношение прибыли (убытков) до налогообложения к среднегодовой стоимости основных фондов.[15,С.14]

 

                                                                            (2.1.4)

 

где П – прибыль до налогообложения.

Рассмотрим комплексную модель оценки коммерческой деятельности


        Рисунок 2.1.1- Модель  оценки коммерческой деятельности  фирмы

Первый блок определяет макроэкономическую оценку среды рыночного участия фирмы. Такая оценка дает характеристику социально-экономической среды, явных и скрытых особенностей, воздействующих на финансово-хозяйственную деятельность. При этом учитываются совокупные изменения, связанные с экономической и политической нестабильностью на макроэкономическом уровне. Оцениваются также перемены в денежном потоке, инвестициях, усиление или ослабление налоговой политики за счет состояния уровня инфляции, взаимных платежей, стабильности национальной валюты и другие факторы. Блок учитывает специфику отрасли, в которой функционирует торгово-посредническое звено, ее конкурентоспособность в мирохозяйственных связях и положение, как на внутренних, так и на внешних рынках сбыта. [21,С.202]

Второй блок дает характеристику фирмы с учетом положения на рынке. В нем проводится тщательное изучение организационной структуры управления, наличия и оценки внешних поставщиков и потребителей, основных сегментов внутренних и внешних рынков, исследование номенклатуры реализуемых товаров и услуг. Здесь важно дать общую оценку системе сбыта. Оценка осуществляется с учетом основных конкурентов на рынке сбыта. Анализ положения основных конкурентов формирует интегральную оценку конкурентоспособности производимых товаров.

Третий блок включает факторный анализ основных экономических показателей коммерческой деятельности. Это блок, как правило, является ключевым аналитическим инструментом, позволяющим проанализировать состояние прибыли с выделением уровня балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, составляющей реальный (итоговый) доход фирмы. Помимо прибыли анализируются уровень рентабельности, объем реализации, уровень оборотных средств, совокупных издержек обращения и другие наиболее важные показатели, влияющие на развитие фирмы и устойчивое положение на рынке.

В четвертом блоке проводится анализ финансового состояния фирмы. Рассчитываются классические показатели (коэффициенты) финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности. Определяется уровень деловой активности на основе расчета показателей оборачиваемости с учетом нормативных значений и установленных критериев. Оценка финансового состояния позволяет определить уровень финансовых ресурсов, сложившуюся структуру и качество активов и пассивов в динамике на основе анализа дисконтированного потока денежных средств. Наряду с этим рассчитывается величина реального капитала, и оцениваются степень износа и политика обновления основных фондов. Существенное значение в финансовом анализе имеет определение уровня достаточности оборотных средств, динамики чистых активов, возможности внутреннего самофинансирования фирмы.

Пятый блок – мониторинговый – является обобщающим. В результате использования аналитических данных предыдущих блоков модели становится возможным дать полную оценку рыночного бизнеса фирмы, ее истинного положения. Этот заключительный этап дает мониторинговую оценку бизнеса фирмы с учетом воздействия ее капитала на организацию коммерческой деятельности, стоимостное изменение активов фирмы. В случае ее ликвидации или в перспективном постпрогнозном периоде блок позволяет комплексно оценить рыночную стоимость бизнеса на базе пятилетней динамики основных показателей коммерческой деятельности фирмы. [23,С.88]

 

2.2 Модели для  конкурентной стратегии коммерческой  деятельности

Информация о работе Универсальные рекомендации повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия