Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ОАО «Мегафон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:20, реферат

Описание работы

Сегодня «МегаФон» – один из трех крупнейших сотовых операторов России. Более того, «МегаФон» единственная компания, развернувшая собственную сеть и оказывающая полный спектр услуг мобильной связи на всей территории страны. Помимо этого, дочерние компании «МегаФона» работают в Таджикистане, Абхазии и Южной Осетии.

Файлы: 1 файл

2 глава.docx

— 32.42 Кб (Скачать файл)

Министерство  транспорта Российской Федерации


Федеральное агентство железнодорожного транспорта


Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования


Омский государственный  университет путей сообщения


ОмГУПС (ОМИИТ)


Институт  менеджмента и экономики


Кафедра «Финансы, кредит, бухгалтерский  учет и аудит»


 

 

               


 

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ОАО «Мегафон»


 

Курсовая работа


 

 

 

Выполнила: студентка гр. 59-З

Строгонова Дарья Сергеевна

Руководитель: Шастина Н.О


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2013


 

Глава 2 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ОАО «Мегафон»


2.1 Общая  характеристика ОАО «Мегафон»


Сегодня «МегаФон» – один из трех крупнейших сотовых операторов России. Более того, «МегаФон» единственная компания, развернувшая собственную сеть и оказывающая полный спектр услуг мобильной связи на всей территории страны. Помимо этого, дочерние компании «МегаФона» работают в Таджикистане, Абхазии и Южной Осетии. В июне 2010 года «МегаФон» приобрел 100% акций компании «Синтерра», что позволило укрепить собственную сетевую инфраструктуру и усилить позиции на рынках дальней связи, фиксированного и мобильного широкополосного доступа в Интернет, а также конвергентных услуг. Число активных абонентов компании превышает 63 млн. человек.

«МегаФон» традиционно внедряет самые передовые технологии. В свое время наша компания стала первым общероссийским оператором сотовой связи стандарта GSM 900/1800. А сегодня «МегаФон» – первая в России компания, запустившая в коммерческую эксплуатацию сеть нового поколения – 3G – в самом перспективном стандарте связи UMTS, делающую мобильный Интернет удобным и эффективным инструментом для пользователей. Это позволило компании стать лидерами по числу пользователей сетей третьего поколения, а также по объему выручки от реализуемых в них услуг.


Развитие сетей 3G будет приоритетом  для компании в обозримом будущем. При этом «МегаФон» не стоит на месте, осваивая новые технологии: в апреле 2012 года «МегаФон» первым среди сотовых операторов предложил клиентам услуги 4G. К осени 2012 года сети 4G развернуты в регионах, где проживает более 20% населения России (Москва и Московская область, Новосибирск, Самара, Владивосток, Уфа, Краснодарский край, Сочи, Санкт-Петербург, Казань, Кострома).


В июне 2011 года было приобретено 100% акций  группы компаний NetByNet, что позволило выйти на рынок фиксированного широкополосного доступа в Интернет, цифрового телевидения и IP-телефонии в Москве, Московской, Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Орловской областях. Кроме того, в минувшем году в результате покупки компаний «Лучше.Net», «Находка телеком» и «ЧЕбNet» усилились позиции на рынке предоставления услуг широкополосного доступа в Интернет в Поволжье и на Дальнем Востоке.


Запас прочности, полученный «МегаФоном» за годы работы, и предельно консервативная политика управления финансами и заимствованиями позволили компании не только уверенно пережить пик финансового кризиса, но и укрепить свои позиции на рынке, ответив на новые вызовы.


В 2009 году сразу несколько авторитетных международных рейтинговых агентств повысили инвестиционный и кредитный  рейтинги «МегаФона». К примеру, международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s повысило международный долгосрочный кредитный рейтинг компании с ВВ+ положительного на ВВВ стабильный. Standard & Poor’s также повысил долгосрочный рейтинг компании по национальной шкале до ruAAA с ruAA+.


А международное рейтинговое агентство  Moody’s Investors Service повысило международный корпоративный рейтинг и рейтинг вероятности дефолта для «МегаФона» с уровня Ва2 до Ва1 с прогнозом «стабильный». Данный рейтинг является наивысшим, который когда-либо был присвоен российским телекоммуникационным компаниям.


Кроме того, «МегаФон» получил общественное признание, став генеральным партнером и официальным мобильным оператором ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи. Участие компании в качестве генерального партнера поможет сделать зимние Олимпийские игры в Сочи самыми высокотехнологичными и инновационными в истории. Ведь олимпийский девиз – «Быстрее, выше, сильнее!» – вполне может быть применим и к «МегаФону».


«МегаФон» – это второй по числу абонентов и выручке мобильный оператор России с сильным брендом и сервисом европейского уровня. Тем не менее, цели и планы компании простираются гораздо дальше. Ведь только ставя перед собой по-настоящему амбициозные задачи, можно добиться успеха.


2.2 Анализ и оценка  управления движения дебиторской  и кредиторской задолженности  в организации.

Система управления дебиторской и  кредиторской задолженности в ОАО «Мегафон» состоит из:

  1. Анализа и оценки дебиторской и кредиторской задолженности
  2. Планирования расчетов с покупателями и поставщиками
  3. Контроля над расчетами с дебиторами и кредиторами

Проведем анализ и оценку дебиторской  и кредиторской задолженности ОАО «МегаФон» за 2010–2012 год.

Рассмотрим  изменение структуры дебиторской  задолженности по годам в разрезе отдельных статей


Таблица . Анализ структуры дебиторской задолженности за 2010-2012 год


Наименование статьи

2012

2011

2010

изменени в 2011 г. По сравнению с 2010

изменени в 2012 г. По сравнению с 2011

 

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб

млн.руб

Покупатели и заказчики, в т.ч.

6604

62,48

6681

74,13

4260

76,73

2421

-77

расчеты  с покупателями абонентского обслуживания

916

8,67

495

5,49

321

5,78

174

421

расчеты с покупателями услуг роуминга

289

2,73

339

3,76

442

7,96

-103

-50

расчеты с абонентами мобильной связи

4893

46,29

4622

51,28

3980

71,69

642

271

расчеты с покупателями за межсетевое взаимодействие

1867

17,66

2548

28,27

1964

35,37

584

-681

расчеты с абонентами фиксированной  связи

1755

16,60

1499

16,63

1

0,02

1498

256

расчеты с покупателями прочих услуг

433

4,10

419

4,65

353

6,36

66

14

резерв по сомнительным долгам покупателей

-3549

33,58

-3241

35,96

-2801

50,45

-440

-308

Задолженность дилеров за собранные  платежи абонентов, в т.ч.

3273

30,97

2209

24,51

1292

23,27

917

1064

задолженность дилеров за собранные  платежи абонентов

3365

31,84

2441

27,08

1498

26,98

943

924

резерв по сомнительным долгам дилеров

-92

0,87

-232

2,57

-206

3,71

-26

140

Расчеты с дебиторами за реализованные основные средства

693

6,56

123

1,36

   

123

570

расчеты с дебиторами за реализованные основные средства

695

6,58

123

1,36

 

0,00

123

572

резерв по сомнительным долгам по задолженности  за реализованные основные средства

-2

0,02

 

0,00

 

0,00

0

-2

Итого

10570

100

9013

100

5552

100

3461

1557


 

За анализируемый  период дебиторская задолженность  значительно выросла с 5552 млн.руб. в 2010г. до 10570 млн. руб. в 2012г.


В составе  дебиторской задолженности доля обязательств покупателей и заказчиков (наиболее ликвидная статья) составляет 76,73%, 74,13% и 62,48% соответственно в 2010, 2011 и 2012 годах, как видно имеется тенденция к сокращению. Задолженность по расчетам с дебиторами за реализованные основные средства совсем незначительная и составляет 6,56%, 1,36% и 0% соответственно по годам.


Рассчитаем  долю дебиторской задолженности  в общем объеме оборотных активов (Удз).


Удз = (Дебиторская задолженность / Оборотные активы) х 100%


Удз 2010г.= (10570 млн. руб. / 55800 млн. руб.) х 100 = 18,94 %


Удз 2011г.= (9013 млн. руб. / 110900 млн. руб.) х 100 = 8,13 %


Удз 2012г.= (5552 млн. руб. / 85768 млн. руб.) х 100 = 6,47 %


Дебиторская задолженность представляет собой  не значительную часть оборотных активов и составляет: 18,94 %  в 2010 г., 8,13% в 2011 г. и 6,47% в 2012 году. Наблюдается устойчивое снижение доли дебиторской задолженности.


Рассмотрим  изменение структуры кредиторской задолженности по годам в разрезе  отдельных статей за 2010-2012 год


Таблица. Анализ структуры кредиторской задолженности  за 2010-2012 год


Наименование статьи

2012

2011

2010

изменение в 2011 г. По сравнению с 2010

изменение в 2012 г. По сравнению с 2011

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

млн.руб.

Кредиторская задолженность перед  поставщиками и подрядчиками

19251

61,40

19854

72,61

19952

81,06

-98

-603

Задолженность перед персоналом

3918

12,50

4305

15,75

2344

9,52

1961

-387

Задолженность по налогам и сборам

7272

23,19

2328

8,51

2056

8,35

272

4944

Задолженность перед государственными и бюджетными фондами

912

2,91

855

3,13

263

1,07

592

57

Итого

31353

100,00

27342

100,00

24615

100,00

2727

4011


За анализируемый  период кредиторская задолженность  значительно выросла с 24615 млн. руб. в 2010 г. до 27432 млн. руб. в 2011 г. и до 31353 млн. руб. в 2012 г..


Анализ динамики и структуры кредиторской задолженности  показал, что наибольший удельный вес  занимает задолженность перед поставщиками и подрядчиками, а также перед  персоналом организации, причем задолженность  перед поставщиками и подрядчиками имеет устойчивую тенденцию к сокращению, тогда как задолженность по налогам и сборам в 2012 году резко возросла с 2328 млн.руб. до 7272 млн.руб.


Задолженность ОАО «МегаФон» перед персоналом организации также весьма значительная. В 2010 году она составила 9,52%, 2011 году – 15,75%, 2012 году – 12,5%. Наблюдается положительная тенденция к сокращению этого вида задолженности в общей структуре кредиторской задолженности.


Положительная тенденция роста кредиторской задолженности (вместе с превышением над дебиторской  задолженностью) свидетельствует о  неудовлетворительном финансовом положении  организации. Можно сделать вывод, что организация имеет определенные финансовые затруднения, связанные  с дефицитом денежных средств.


2.3. Анализ  деловой активности предприятия


Показатели  этой группы характеризуют результаты и эффективность текущей основной деятельности предприятия, такой анализ может проводиться как на качественном уровне, так и с помощью количественных критериев. Эффективность использования  оборотных средств характеризуется, прежде всего, их оборачиваемостью.


Для реализации данного направления могут быть рассчитаны различные показатели, характеризующие  эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Основными  из них являются показатели выработки  и оборачиваемости. Данные показатели имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность. Кроме  того, увеличение скорости оборота  средств отражаются на повышении  производительного потенциала фирмы, что в целом влияет на эффективность  всего производства.


Определить  среднюю оборачиваемость дебиторской  задолженности, долю дебиторской задолженности  в общем объеме текущих активов  и долю сомнительной задолженности  в составе дебиторской задолженности, можно с помощью следующих  формул:


ОДЗ (в оборотах) = (Выручка от продаж) / (ДЗсред )


2011г. ОДЗ  = 226311/172648=1,31


2012г. ОДЗ  = 254453/240382=1,06


ДЗ сред = (ДЗ нп + ДЗ кп ) / 2,

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ОАО «Мегафон»