Управление финансами предприятия в условиях инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение управления финансами, в том числе в условиях инфляции и найти пути решения этой проблемы.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть, что такое управление финансами предприятия
2. Понять, что такое финансовая деятельность и финансовый механизм предприятия
3. Рассмотреть сущность инфляции: понятие, причины
4. Показать финансовые решения в условиях инфляции.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Финансовая деятельность и финансовый механизм предприятия 4
1.1. Управление финансами предприятия 4
1.2. Понятие финансовой деятельности и финансового механизма предприятия 4
Глава 2. Сущность инфляции 6
2.1. Понятие инфляции 6
2.2. Причины инфляции 7
2.3. Инфляция как вид финансового риска 9
2.4. Финансовые решения в условиях инфляции 9
2.4.1. Усложнение планирования 10
2.4.2. Возрастающая потребность в дополнительных источниках финансирования 10
2.4.3. Увеличение процентов по кредитам и займам 11
2.4.4. Снижение роли источников долгосрочного заемного финансирования 12
2.4.5. Необходимость диверсификации собственного инвестиционного портфеля 13
2.4.6. Умение работы с финансовой отчетностью потенциального контрагента 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

Курсовая экономика фирмы.docx

— 47.19 Кб (Скачать файл)
  • Нецелесообразно держать излишние денежные средства «в чулке», на расчетном счете, выдавать займы и кредиты знакомым и контрагентам
  • Свободные деньги необходимо вкладывать либо в недвижимость, либо в дело, сулящее несомненные выгоды.
  • По возможности необходимо жить в долг. (Безусловно, это должно быть подкреплено экономическими расчетами, подтверждающими вашу будущую кредитоспособность)[3].

 2.4.2. Возрастающая потребность в дополнительных источниках финансирования

 

В условиях инфляции величина капитала, необходимого для нормального  функционирования деятельности предприятия, постоянно возрастает. Это обусловлено  ростом цен на потребляемое сырье, увеличением  расходов по заработной плате и прочее. Таким образом, даже простое воспроизводство, т. е. поддержание неуменьшающейся величины экономического потенциала предприятия, требует дополнительных источников финансирования. Это относится, прежде всего, к перспективному финансовому планированию.

Что касается финансовых решений  кратко- и среднесрочного характера, то и здесь необходимо исходить, прежде всего, из того, что выбранное  решение должно, по крайней мере, не уменьшать экономического потенциала предприятия. Допустим, предприниматель владеет суммой 100 тыс. руб., а цены увеличиваются в год в среднем на 15%. Это означает, что уже в следующем году, если предприниматель будет хранить деньги «в чулке», их покупательная способность уменьшится и составит в текущих ценах 87 тыс. руб.

Аналитические расчеты подобного  типа могут делаться на основе, как общего индекса цен, так и индивидуальных или отраслевых индексов. К сожалению, достоверной статистики подобных индексов в более или менее оперативном режиме в России нет. Поэтому основным реальным инструментом планирования являются экспертные оценки индексов цен, полученные методом оценивания (предпочтительнее методы групповой экспертной оценки), например методом Дельфи. Информационным обеспечением экспертных оценок могут служить инвентаризационные описи, на основе которых можно рассчитать динамику и индексы цен по используемой на предприятии номенклатуре сырья, материалов, товаров. Каждый эксперт, получив исходные данные, делает прогноз индивидуальных индексов цен[2].

2.4.3. Увеличение процентов по кредитам и займам

 

В условиях инфляции инвесторы, пытаясь обезопасить капитал, предоставляют  его на условиях повышенного процента, называемого текущим и содержащего  поправку на инфляцию. Таким образом, фактически возникает две ставки: номинальная ставка и реальная (без  надбавки на темп инфляции).

Поскольку при заключении финансовых договоров используется номинальная ставка, в условиях инфляции стоимость привлекаемого источника  финансирования возрастает, что необходимо учитывать финансовому менеджеру при планировании источников средств и расходов, связанных с их обслуживанием[4].

 2.4.4. Снижение роли источников долгосрочного заемного финансирования

 

В условиях инфляции любые  финансовые решения долгосрочного  характера принимаются с осторожностью. Это касается проектов, как финансирования, так и инвестирования кредиторы неохотно предоставляют долгосрочные кредиты (либо обременяют их слишком высокой ставкой), заемщики неохотно соглашаются на привлечение дорогого долгосрочного кредита. Иными словами, рынок долгосрочных заемных средств существенно «съеживается». Рассмотрим одно из очевидных проявлений подобного явления.

Как известно, в рыночной экономике облигации являются одним  из основных источников финансирования хозяйственной деятельности. В условиях инфляции инвесторы (потенциальные  облигационеры), во-первых, отдают предпочтение краткосрочному кредитованию; во-вторых, требуют повышенного процента на свой капитал в случае его долгосрочного инвестирования. Обычные облигационные займы становятся невостребованными; более привлекательными являются облигации с плавающей процентной ставкой, привязанной к уровню инфляции. Такая политика особенно популярна в странах с постоянно высоким уровнем инфляции, например в Латиноамериканских. В России подобные финансовые инструменты еще не получили распространения; их заменяют долгосрочные кредиты и займы. Естественно, что в условиях инфляции возможности получения подобных кредитов на приемлемых условиях весьма ограничены. Таким образом, основным источником финансирования деятельности фирмы становятся собственные средства[6].

 2.4.5. Необходимость диверсификации собственного инвестиционного портфеля

 

Приобретение ценных бумаг  является одним из не самых последних  по важности направлений финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. Они используются для достижения трех целей: обеспечения  необходимой ликвидности предприятия; как источник средств для реализации не планировавшегося, т. е. случайного выгодного инвестиционного проекта; как источник доходов. В условиях инфляции возрастает риск банкротства компании, ценные бумаги которой приобретены.

Поэтому комплектованию инвестиционного  портфеля должно быть уделено особое внимание. Здесь хороши две житейские  мудрости: не храните яйца в одной  корзине; не обольщайтесь на ценные бумаги с аномально высоким уровнем  обещаемого дохода[9].

2.4.6. Умение работы с финансовой отчетностью потенциального контрагента

 

Очевидно, что инфляция существенно  искажает финансовую отчетность, причем это искажение может быть в  сторону как преуменьшения экономического потенциала предприятия, его финансовых возможностей, так и преувеличения. Последнее особенно опасно. В отчетности может быть показана инфляционная сверхприбыль, но если предприятие планирует свою деятельность, основываясь на такой  прибыли, в дальнейшем могут быть финансовые трудности.

Вполне естественным является требование, что любой сделке должно предшествовать тщательное ознакомление с финансовой отчетностью возможного контрагента. Нередки случаи, когда, поддавшись обаянию звучных терминов «корпорация», «президент» и прочее, предприниматели заключали контракты с заведомо неплатежеспособными контрагентами. В условиях инфляции эта опасность многократно возрастает. Поэтому финансовый менеджер как никто другой должен знать структуру отчета и отчетности, предъявляемые к ним требования, уметь работать с ними[4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В условиях инфляционных ожиданий предприниматели стремятся обезопасить  себя от риска, в частности от предполагаемого  роста цен на импортируемые товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы  избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым  инфляцию. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен. Процесс инфляции ведет к тому, что возможно рост массы обращающихся денег ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь рост производства нередко приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой - рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее организованное производство. В большинстве компаний стараются следовать политике поддержания так называемого целевого остатка денежных средств на счете, который определяется либо интуитивно, либо с помощью формализованных методов и моделей. Омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств связано с определенными потерями. Поэтому любая компания должна учитывать два взаимно исключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежных средств.

Таким образом, одной из основных задач управления денежными ресурсами  является оптимизация их среднего текущего остатка.

Своего рода парадокс в  том, что преодолеть инфляцию можно  только перестроив хозяйственный механизм и выключив рыночные регуляторы, что  возможно лишь при стабильной политической ситуации.

     Список используемой литературы

 

  1. З.Г. Антонова. Экономика фирмы: учебное пособие.  – Томск: Изд-во ТПУ, 2007.
  2. 1. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 2008. – 800 с.
  3. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы: Учебник. – Алматы,  2007. –512.
  4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1995.
  5. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?. – М.: Финансы и Статистика, 2007 – 223 с.
  6. Ковалев В. В., Ковалев Вит. В. Финансы организаций (предприятий): учеб. - М.: Издательство Проспект, 2010.- 352 с.
  7. Амосов А. Особенности инфляции и возможность противодействия ей // Экономист. М., 2009.
  8. Википедия [электронный ресурс]: Википедия свободная энциклопедия, Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия - Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org, свободный. 
  9. Мировая экономика, финансы и инвестиции [электронный ресурс]: мировая экономика, финансы и инвестиции (статистика) - Режим доступа: http://www.globfin.ru/, свободный.

 
 

 

 

 

 

 


Информация о работе Управление финансами предприятия в условиях инфляции