Министерство образования и
науки РФ
Филиал
государственного образовательного
учреждения
высшего профессионального
образования
«Ярославский государственный
педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
в г. Рыбинске Ярославской области
Кафедра теории и методики профессионального
образования
Специальность 05.0100.62 «Педагогическое
образование»
профиль «Дошкольное
образование»
Контрольная работа
по дисциплине «Экономика
образования»:
тема: «Управления ДОО»
Работа выполнена студентом
группы Д-423
Смирновой Верой Юрьевной
зачетная книжка № Д-464
Преподаватель:
Ершова Ирина Николаевна
Рыбинск
2014
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….…......3
Глава 1. Основы руководства ДОО
1.1 Программа руководства
ДОО и его управленческая функция………………..5
1.2Содержание практической
и управленческой деятельности
руководителя ДОУ…………………………………………………………………………………...9
Глава 2. Современный руководитель
ДОО
2.1 Стратегия руководителя дошкольного
образовательного учреждения в современных
условиях……………………………………………………………...13
2.2 Выработка и принятие управленческих
решений. Алгоритм решения проблем в современных
условиях………………………………………………....17
Заключение……………………………………………...………………………….21
Список использованных
источников…………………………………………. 23
Введение
В дошкольной образовательной организации
(ДОО) руководитель является ключевым
звеном его эффективного функционирования
и результативности воспитательно-образовательной
работы. Уровень контроля качества
управления дошкольным образовательным
учреждением обуславливает возможности
для профессионального роста руководителя,
совершенствовании его знаний, умений
и личностных качеств в соответствии с
государственными требованиями (Закон
об образовании, Федеральный образовательный
стандарт дошкольного образования и др.).
В современных условиях, когда перемены
в жизни общества и образовательных учреждений
происходят значительно быстрее, особая
роль уделяется управленческому мастерству.
От профессиональных умений руководителя,
его способностей оперативно принимать
решения, способностей нацеливать коллектив
на непрерывное развитие, творческий рост,
зависит успешность развития учреждения,
его социальный статус (престиж или имидж).
Именно с постоянно изменяющейся образовательной
парадигмой руководителю необходимо выработать
новый подход в управлении, строящийся
на уважении, доверии и успехе, ориентируясь,
прежде всего на создание комфортных условий
для деятельности педагогов с детьми,
родителями. Эффективность управления
дошкольным образовательным учреждением,
напрямую зависит и от умения руководителя
осознавать себя и свои личные цели, правильно
распределять время и усилия, т.е. от умения
изучать и изменять себя, поэтому необходимо
создавать собственные управленческие
«линии» развития. Осуществляя выбор путей
обновления педагогического процесса
и эффективного управления им, современный
руководитель, должен учесть тенденции
социальных преобразований в обществе,
запросы родителей, интересы детей и профессиональные
возможности педагогов. Для профессионального
управленца, очень важно овладеть, прежде
всего, культурой профессионального управления,
т.е. комплексом тех понятий и методов,
которые выработаны в общественном опыте.
Однако в последнее время многие руководители
не соответствуют требованиям времени,
например, нежелание отойти от стереотипов
управления. Прежний руководитель проявлял
себя, как правило, хорошим исполнителем,
образование же сегодня нуждается в новом
типе руководителя-инициатора, творца,
тьютора, фасилитатора. Таким образом,
налицо противоречие между новыми целями,
задачами и прежними способами организации
управленческой деятельности. Разрешение
данного противоречия - одно из важнейших
условий обновления дошкольного учреждения
и управления им. Один из ведущих руководителей
образования США Дайана Рейвич на одном
из совещаний будущих руководителей дала характеристику, ставшей в последствии
афоризмом «Человек, который знает
«как», всегда найдет работу, а человек,
который знает «почему», будет его начальником».
Это действительно так, каждый руководитель
просто обязан знать «как» и искать ответы
на все «почему». В рамках домашней работы
считаю необходимым поставить цель мини-исследования
с позиции старшего воспитателя (методиста),
а именно:
изучить особенность
управленческой деятельности руководителя
дошкольного образовательного учреждения.
Процесс осуществления управленческой
деятельности современного руководителя
ДОО.
Основным методом
изучения темы является: анализ научно-методической
литературы, Интернет - ресурсов по
данной проблеме.
Анализ системы работы в своём образовательной
организации..
Глава 1. Основы руководства ДОО
1.1 Программа руководства ДОО и его управленческая
функция
Основу программы развития
учреждения составляет совокупность мнений
и решений коллектива, направленные на
осуществление совместных усилий, действий,
видов деятельности, а так же комплекс
мероприятий, предусматривающий достижение
единой миссии и стратегической цели,
приуроченной к определенным срокам.
Миссия формируется как перспективное
видение назначение учреждения, новых
качественных направлений деятельности.
На ее основе вырабатываются цели, служащие
критериями оценки качества образования.
В практическую деятельность руководителя
включается программа развития, которая
преследует стратегические и тактические
цели, как качественные характеристики
спрогнозированного результата, которая
направлена реализацию основной общей
образовательной программы дошкольного
образования (по Уставу детского сада).
В моей практической деятельности довелось
разрабатывать подобную тактику действий
на период 2014-2019 года. Могу утверждать,
что особое значение при проектировании
и планировании приобретает цель, понимаемая
как предвосхищение результата управленческих
действий, конечный этап многочисленных
управленческих операций или же конкретный,
охарактеризованный качественно (количественно)
образ желаемого результата и конечно
учёт тех актуальных на момент её написания
аспектов. Изучая теорию перед своей разработкой,
я точно знала, что в системе образования,
сложилось три типа целей практической
деятельности руководителя:
- цели-задания, исходящие из вышестоящих
организаций с отражением внешних функций
учреждения;
- цели-системы, отражающие объектную необходимость,
поддерживающие целостность организации;
- цели-ориентиры, выражающие потребности
организации и ее заказчиков, потребителей.[3]
и полагаясь на нормативные документы,
формулировала задачи, которые смогут
направить коллектив на достижение целей,
к примеру, что и как планируется изменить
в содержании образования, технологиях
обучения, воспитания и развития ребенка,
пространственно-предметной среде и тому
подобное. (Приложение 1 «Программа развития
детского сада)
В программе практической деятельности
руководителя ДОО представляется описательная
модель видоизмененного содержания и
методов образования, экспериментальные
программы, формы организации деятельности
и пространственно-предметной среды, целостной
модели педагогического процесса.
В данную программу руководитель включает
систему управленческой деятельности
для себя, то есть: - методы моделирования
образовательного процесса; - стимулирование
сотрудников;
- координирование деятельности и взаимоотношений
педагогов по принятию и реализации решений
- этапы реализации программы
практической деятельности по
годам.
В связи с тем, что детский
сад ориентируется на курс развития, это
потребует гот руководителя новой системы
управления образовательным процессом.
Под организацией управления
понимается целостная структура следующих
подсистем: кадры, материально-техническая
база, социально-педагогические условия,
образовательный процесс, связь с семьей
и социальными институтами детства; находящихся
во взаимодействии и взаимосвязи в соответствии
с их местом в процессе управления.[7]
Например, рассмотрим систему
управления в своём детском саду:
Схема 1 Система управления
Руководитель должен понимать,
что механизм управления современного
ДОО изменяет характер выполнения управленческих
функций, порождает принципиально новые
формы взаимодействия участников педагогического
процесса-ориентир на инновационную деятельность.
Одна сторона руководства-это планирование
деятельности. Но есть ещё и другая, имеющая
следующие направления:
- заключение договоров о сотрудничестве
с различными государственными, кооперативными,
частными и общественными организациями,
необходимыми для развития ДОУ;
- руководство хозяйственной и коммерческой
деятельностью, связанной с привлечением
дополнительных средств;
- осуществление руководства и контроля
за работой педагогических кадров и вспомогательного
персонала, обеспечение условий для их
персонального роста;
- координация деятельности всех участников
образовательного процесса;
- создание условий для
экспериментальной и исследовательской
деятельности членов педагогического
коллектива;
- привлечение, по мере необходимости,
сторонних специалистов с возможной организацией
их деятельности на хозрасчетных началах;
- осуществление связи
с социальными партнёрами, успешно
решающими проблемы дошкольного
образования.
-своевременно проделанная
отчётная работа (работа с порталом
Госуслуг, пенсионным фондом, департаментом
образования и пр.)
Если руководитель ДОО буде успешно взаимодействовать
с коллективом, результатом явится развитие
у сотрудников способности к самоуправлению
своей деятельностью. Такой подход к управлению,
связанный с урегулированием ряда полномочий
и ответственности за результаты труда,
позволяет реализовать основную функцию
руководителя в учреждении, которое постоянно
развивается – быть стимулирующим началом
в творческом процессе решения задач деятельности
ДОУ.[14]
1.2 Содержание практической и
управленческой деятельности руководителя ДОУ
При реализации программы своей практической
и управленческой деятельности руководитель
ДОО, составляет план действий.
Составленный руководителем план представляет
собой конкретизацию спроектированных
в программе практической и управленческой
деятельности и отражает кратковременные
или средне временные цели и пути их достижения.[10,
С.36-40]
При составлении плана руководитель
ориентируется на требования, обуславливающие
качество дошкольного образования:
- целеустремленность – соответствие
направленности деятельности руководителя
ДОО поставленной цели;
- экономичность – затраты должны соответствовать
поставленным целям;
- алгоритмизация – последовательность
выполнения руководством и коллективом
ДОО плана;
- максимальная ясность – простота и точность
составления плана деятельности руководства
и разъяснение поставленных перед коллективом
задач;
- единство – слаженная работа служб дошкольного
учреждения при совершении своей деятельности;
- непрерывность – выполнение деятельности
руководства в установленные сроки;
Если руководитель детского
сада будет осуществлять свою практическую
и управленческую деятельность в соответствии
с верно составленным планом, то организации
приобретет определенность, индивидуальность,
привлекательность для профессиональных
работников в сфере дошкольного образования,
откроются перспективы, и создастся сфера
расширения образовательных возможностей.
Иногда конечно приходится делать выбор
перед принятием решения, сравнивая значимость
тех дел, которые нужно сделать здесь и
сейчас. В данный момент можно выделить
основное правило или даже принцип
- это дифференцированность действий по
значимости – выполнение более срочных
и важных процессов впредь остальных.
При осуществлении практической
и управленческой деятельности руководитель
ДОО должен учитывать появление всевозможных
ошибок и разрабатывать мероприятия по
их устранению.[9]
Ошибки могут быть следующими:
- нерациональная декомпозиция целей;
- смещение целей с результата на процесс;
- отсутствие установки по дифференциации
задач;
- отсутствие логической последовательности
управленческих решений и взаимосвязи
различных составляющих управленческих
действий. Иными словами руководитель,
решая задачи, может пойти по ложному пути,
например один педагог проводит с детьми
исследование, ведёт активный поиск инновационных
направлений, руководитель замечает несоответствие
её действий с календарным планом. Далее
руководитель решает проблему с помощью
конфликта, подкрепляя решение сговором.
В таком случае страдают обе стороны,
а иерархия поставленных задач уже не
имеет своей силы, её просто нет.
Суть управленческой деятельности
руководителя ДОО заключена в выполнении
ряда задач:
1) Разработка планов деятельности
учреждения, от грамотности и
правильности которых будет зависеть
успех, качество оказываемых услуг
населению, способность конкурировать
на рынке услуг дошкольного
образования, статус и престижность
учреждения и его репутация, а
также, если эти услуги являются
платными и его прибыль..
2) Осуществлять контроль за выполнением
разработанного плана.
3) Поддерживать взаимоотношения с вышестоящими
организации с целью получения бюджетного
финансирования в случае нехватки собственных
средств, выполнение и соблюдение законодательства
Российской Федерации (далее РФ), в выполнении
своей деятельности, а также контролировать
соответствие деятельности нормативно-правовым
актам принятым законодательствомРФ.
4) Поддерживать и контролировать создание
высокопрофессионального коллектива
путем, качественного отбора персонала,
подготовкой, переподготовкой и повышением
квалификации собственного имеющегося
персонала, организацией обучения персонала,
обмена опытом с российскими и зарубежными
ДОО. Создавать благоприятные условия
труда и устойчивую психологическую атмосферу
в коллективе.
Руководитель осуществляет руководство
учреждением в соответствии с его Уставом
и законодательством Российской Федерации.
Обеспечивает системную образовательную
(учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную
(производственную) работу учреждения.
Определяет стратегию, цели и задачи развития
учреждения, принимает решения о программном
планировании его работы. Совместно с
советом учреждения и общественными организациями
осуществляет разработку, утверждение
и внедрение программ развития учреждения,
учебных планов, курсов, дисциплин, годовых
календарных учебных графиков, Устава
и правил внутреннего распорядка учреждения
и др.
Определяет структуру управления
учреждением, штатное расписание. Решает
научные, учебно-методические, административные,
финансовые, хозяйственные вопросы.
Осуществляет прием на работу,
подбор и расстановку педагогических
кадров. Определяет должностные обязанности
работников, создает условия для повышения
их профессионального мастерства.
Поощряет и стимулирует
творческую инициативу работников, поддерживает
благоприятный морально-психологический
климат в коллективе. Формирует контингенты
обучающихся (воспитанников), обеспечивает
их социальную защиту. Анализируя опыт
своей деятельности во время исполняющего
обязанности заведующего, могу выделить
несколько аспектов управленческой деятельности. Во-первых, это
рациональное использование бюджетных
средств, а также средств, поступающих
из других источников. Без способностей
к прогнозу и глубокому анализу принять
решение крайне сложно, в некоторых случаях
невозможно.
Во-вторых, обеспечение
учёности, сохранность материальной базы,
соблюдение правил санитарно-гигиенического
режима и охраны труда, учет и хранение
документации (номенклатуры).
В третьих, несет
ответственность за реализацию образовательных
программ в соответствии с учебным планом
и графиком учебного процесса, за качество
образования выпускников, жизнь и здоровье,
соблюдение прав воспитанников и работников
учреждения во время образовательного
процесса в установленном законодательством
Российской Федерации порядке.
В четвёртых,
руководитель должен знать теорию и методы
управления образовательными системами;
основы экономики, права, социологии; организацию
финансово-хозяйственной деятельности
учреждения; административное, трудовое
и хозяйственное законодательство; правила
и нормы охраны труда, техники безопасности
и противопожарной защиты. Должен уметь
грамотно оформить отчётный материал:
договоры, акты, приказы, положения, аналитические
справки, формы составления различных
справок для выдачи по разным конкретным
случаям и пр.)
Руководитель должен поддерживать тесные
связи с родителями, так как это имеет
непосредственное отношение к его управленческой
деятельности.
Родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка в раннем детском возрасте.
Так в нашем учреждении действует наблюдательный
совет, работа которого началась с изучения
руководителя нормативно-правовой базы,
затем издания приказа о его создании
и затем уже разработки положения. Теперь
он имеет свою структуру и план совместной
деятельности.
В пятых, руководитель
имеет право:
-набирать и увольнять
персонал соответственно своей
системе управления, однако исполняющий
обязанности- нет;