-проводить различные
мероприятия по улучшению работы
ДОО;
-разрабатывать и применять
новые методики образовательного
процесса.
Глава 2. Современный руководитель ДОУ.
2.1 Стратегия
руководителя дошкольного образовательного
учреждения в современных условиях.
Одним из необходимых условий развития
современного ДОО является стратегическое
видение руководителя путей развития
дошкольного учреждения.
Общая стратегия задается государством,
социумом, учредителем и является отправной
точкой для определения стратегии каждого
учреждения, в том числе и детского сада.
Под стратегией в данном случае понимается
обобщающая модель действий, необходимых
для достижения поставленных целей управления
на основе выбранных показателей и эффективного
распределения ресурсов. Стратегия –
генеральная программа действий, определяющая
приоритеты проблем и ресурсы для достижения
основной цели развития учреждения. Стратегия
управления строится как с учетом основополагающих
принципов федеральных (государственных)
и региональных органов образования, так
и специфики конкретного детского сада
и индивидуальности его руководителя.[4]
На данный момент мне довелось
стать наблюдателем и участником преобразования
одного типа учреждения в совершенно иное,
конечно преимущественно это касалось
первичного переоформления множества
документов. Приобретение ДОО статуса
автономного учреждения, повлекло за собой
ряд других действий: переход на самофинансирование,
значит и разработки новой стратегии развития
учреждения, стимулировать творческий
поиск резервов развития. Стратегическое
планирование в этом случае выходит на
первый план. Какие же индикаторы (или
может критерии) могут выступить в качестве
показателя такого новообразования
в детском саду? Например, во время
совещаний административной команды внутри
детского сада стали обсуждаться такие
вопросы как распределение стимулирующего
фонда. Здесь важным аспектом для руководителя
выступает мотивировка предстоящей деятельности
педагогов. К тому же, в настоящее время
мы живём в контексте введения федерального
государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (далее ФГОС ДО),
в связи с этим выходит ряд сопутствующих
нормативных документов - Профессиональный
стандарт педагога, что влечёт за собой
пересмотр должностных инструкций и разработки,
например программы развития кадров,
так как распорядиться стимулирующим
фондом оплаты труда по-старому уже будет
неправомерно. В детском саду № 49 г. Рыбинска
под руководством заведующего был разработан
план действий, и затем управленческий
проект: «Разработка и внедрение системы
мотивации и стимулирования труда работы
образовательной организации» Издан приказ
о создании рабочей группа, разработке
положения, затем разработано положение
о распределении стимулирующей части
фонда оплаты труда. В соответствии с локальными
документами были разработаны индивидуальные
карты развития педагогов, включающие
основные критерии и оценки своей педагогической
деятельности сроком на 5 лет вперёд,
и схематический образ современного педагога,
к образу которого можно стремиться. (Приложение2).
Таким образом, разработка
стратегии развития ДОО приобретает первоочередное
значение в условиях перехода детского
сада бюджетного учреждения в статус
автономного.
Следует отметить, что «автономия» предполагает
создание финансово-экономической структуры,
играющей особую роль в контексте стратегического
планирования. Работа в новых условиях
предполагает обучение и переобучение
педагогов и обслуживающего персонала,
определённый психологический перенастрой.
Весь коллектив дошкольного учреждения
и каждый его член должны осознать, что
в условиях рынка образовательная услуга
– это товар, который должен стать предметом
спроса, а это в значительной степени зависит
от качества работы, как воспитателей,
так и других сотрудников. Так на данный
момент руководитель и старший воспитатель
учреждения разрабатывают Программу развития
кадров. Совершенствование управления
ДОО в условиях его перехода в статус автономного
невозможно без самосовершенствования
самого руководителя. Продуманная система
самообразования руководителя детского
учреждения – одно из основных направлений
всей работы по совершенствованию управления.
Сегодня от руководителя требуется не
только и не столько знания в области педагогики
и психологии (дошкольной), сколько юридическая
и экономическая грамотность. Это связано
с тем, что на руководителя автономного
ДОО возлагаются функции управления разнообразными
финансовыми потоками, обеспечивающими
жизнедеятельность и развитие детского
учреждения в новых условиях. Чтобы справиться
с этой задачей, руководитель должен хорошо
знать законодательную базу Российской
Федерации, быть компетентным в вопросах
финансового, налогового и управленческого
учета, уметь дальновидно распоряжаться
финансами и т.д. Возрастает также необходимость
знания психологических основ деловых
отношений, умения работать в команде,
повышается важность практики делегирования
обязанностей.[7]
Спектр управленческих обязанностей
и квалификационных требований, предъявляемых
к современному руководителю детского
сада сегодня, обширен, так как сегодня
изменились и требования, предъявляемые
к квалификации руководителя ДОУ: ему
необходимы высшее профессиональное образование
по направлениям подготовки "Государственное
и муниципальное управление", "Менеджмент",
"Управление персоналом" и стаж работы
на педагогических должностях не менее
5 лет, или высшее профессиональное образование
и дополнительная профессиональная подготовка
в области государственного и муниципального
управления или менеджмента и экономики
и стаж работы на педагогических или руководящих
должностях не менее 5 лет.
Понятно, что профессионализм руководителя
не может возникнуть сам по себе: это следствие
не только профессионального образования,
но и глубокой и последовательной работы
по саморазвитию, самосовершенствованию.
[15]
2.2 Выработка и принятие управленческих
решений. Алгоритм решения проблем в современных
условиях
Перевод ДОУ в статус автономного учреждения
определяет коренные изменения во всех
сферах его деятельности и в первую очередь
в процессе управления. Теперь каждый
руководитель сам определяет, что и как
делать. Одна из важных управленческих
функций руководителя - грамотное принятие
решений. Решение – это выбор
из всех возможных альтернативных вариантов.
Проводя теоретическое исследование,
можно выделить множество аспектов принятия
решения, такие как «классификация решений», «процесс принятия
решений», «методы прогнозирования принятия
решений», и различные формы моделирования:
модель оптимального обслуживания;
модель линейного программирования;
имитационное моделирование;
К сожалению, регламент данной
работы огранен и рассмотреть каждый из
аспектов нет возможности, поэтому остановимся
на некоторых из них.
Для начала рассмотрим требования,
предъявляемые к управленческим решениям:
Иметь адресата и сроки исполнения
Должно бать непротиворечивым
и правомочным
Должно быть эффективным и конкретным
Должно быть своевременным
Должно обладать полнотой, краткостью
и четкостью [4]
Моделируя процесс принятия
решений руководитель-менеджер, должен
иметь четкое представление об основных
элементах моделей, а именно, в чем заключается
суть проблемной ситуации, требующей решения,
о времени принятия решения, располагать
достоверной информацией об объекте, о
ресурсах, необходимых для реализации
решений, о внешних и внутренних факторах
среды, знать альтернативные варианты
решения проблемы и, наконец, иметь четкое
представление о критериях оценки результатов
принимаемых решений. Качество принятых
управленческих решений во многом определяется
качеством организации процесса принятия
управленческого решения, структура которого
представлена на схеме 1 (структурные единицы схемы
по Виноградову В.Н.).
Схема2. Структура процесса принятия
управленческого решения
Принятие управленческого решения
- это результат сознательного выбора
одного из нескольких имеющихся вариантов
или альтернатив действий, направленных
на решение проблемы, представляющее собой
руководство к действию на основе разработанного
проекта или плана работы (Виноградов
В.Н.). Следует подчеркнуть, что ключевым
моментом процесса принятия решения является
разработка полного спектра вариантов
решения проблемы.
Вот почему так важно привлечь к участию
в процессе принятия решения как можно
больше представителей различных групп,
чьи интересы затрагивает данная проблема,
например, родителей, воспитателей, детей,
обслуживающий персонал[8].
Процесс принятия решений очень непрост,
как это может показаться на первый взгляд.
В каждом учреждении разработка и принятие
управленческих решений имеют свои особенности.
Если прежде существовала педагогическая
система, то сейчас, в условиях финансово-экономической
самостоятельности, происходит становление
образовательной системы. Что же собой
представляет каждая из названных систем?
Педагогическая система рассматривалась
как множество взаимосвязанных структурных
и функциональных компонентов, подчиненных
целям воспитания, образования и развития
будущего поколения (Н.В. Кузьмина). Ее
элементами являлись цель, педагог, воспитанник,
содержание и методы обучения. Это система
достижения цели посредством образовательного
процесса, лежащая в основе профессиональной
деятельности традиционного педагога-воспитателя.
Для такого педагога были характерны вера
в «высокие» цели образования и энтузиазм
как основа педагогического творчества.
Заведующий ДОО, принимая управленческие
решения в рамках ценностей данной системы,
выступал как «педагог», действующий в
соответствии с «высшими» целями воспитательно-образовательного
процесса. Ведущими ценностями для него
были служение государству и обществу,
творчество педагога, развитие личности
воспитанника, научность и фундаментальность
содержания образования, здоровье-сберегающие
технологии обучения и гарантированность
достижения поставленной цели. Ориентация
руководителя ДОО на эти ценности побуждала
его к принятию управленческих решений,
соответствующих идеалам образования,
которые в современном обществе зачастую
оказываются невостребованными. Отсюда
неизбежный конфликт руководителя и коллектива
с внешним миром. В подобных случаях руководитель
и педагогический коллектив говорят о
деградации внешней среды, неспособности
воспитанников усвоить необходимое содержание,
а чаще всего - об отсутствии у воспитанников
интереса к предлагаемому им содержанию
занятий, о недопонимании родителями «высокой
миссии дошкольного образовательного
учреждения по воспитанию всесторонне
развитой и гармоничной личности»[6]. Обращаясь
снова к собственному опыту проектировочной
деятельности в области управления своего
детского сада, я могу утверждать, что
образовательная система - это совокупность
организационных, кадровых, методических,
финансовых, материальных и других условий,
обеспечивающих качественное осуществление
образовательного процесса.
В данной системе целью является не ребёнок
и не педагог, а качество образовательного
процесса. Принципиальные ценности этой
системы выживание, эффективная деятельность
и развитие образовательного учреждения
как образовательной организации. Вместо
руководителя-педагога, управляющего
в рамках ДОО реализацией педагогической
идеи, проекта, программы, финансово-экономическая
самостоятельность предполагает менеджера,
профессионально обеспечивающего эффективную
работу и развитие ДОО в условиях существующей
нормативной правовой базы.[3] Менеджер
- это нанятый учредителем ДОО профессиональный
управленец, способный обеспечить условия
организации образовательного процесса
как производства по созданию конкурентоспособного
на рынке продукта – образовательной
услуги. Таким менеджером должен быть
специалист с экономическим образованием,
знающий педагогику настолько, чтобы понимать
профессиональных педагогов и ставить
перед ними педагогические задачи. Ценностями
образовательной системы являются результативность
как динамичное производство разнообразных
образовательных услуг, эффективность
как способность достичь максимального
уровня образовательных услуг при минимуме
затрат и качество как высокая востребованность
образовательных услуг со стороны общества.
(материалы семинарских занятий дополнительной
профессиональной программы по курсу
«Менеджмент в образовании в г. Рыбинске,
куратор программы Шувалова С.О.)
И если критериями
оценки управленческих решений
в педагогической системе были
актуальность, инновационность, гуманистичность,
научность и т.п., то в образовательной
системе это - востребованность, реалистичность,
технологичность, прибыльность и т.п. Разумеется,
ещё много факторов могут регламентировать
управление детским садом, например
базовые элементы управления персоналом,
где рассматриваются разнообразные модели
управления и многоликие стили управления,
оценка качества образования. Очень важно
знать делопроизводство. Или такое понятие
как «результативность управления», которое
определяет нам основные показатели результативности
всей деятельности детского сада.
Модернизация управления дошкольным
образовательным учреждением требует
аналогичных управленческих знаний от
всего административного аппарата. От
того, как и насколько оперативно, грамотно
будет действовать административный аппарат,
зависит успешность самого руководителя
и имидж учреждения.
Заключение
Итак, Управление дошкольной
образовательной организацией осуществляет
заведующий-руководитель. Современный
руководитель ДОУО в настоящее время должен
уметь:
- правильно планировать деятельность
ДОО;
- уметь осуществлять управленческие
функции, требующиеся от руководителя
ДОО;
- координировать действия
педагогического и общего коллектива;
- разрабатывать программы развития и
совершенствования деятельности ДОО;
- осуществление управленческой
и практической деятельности руководства
ДОО.
Если руководитель ДОО будет
успешно взаимодействовать с коллективом,
результатом будет развитие у сотрудников
способности к самоуправлению своей деятельностью.
Такой подход к управлению, связанный
с делегированием ряда полномочий и ответственности
за результаты труда, позволяет реализовать
основную функцию руководителя в учреждении,
которое постоянно развивается – быть
стимулирующим началом в творческом процессе
решения задач деятельности ДОО.
Современный руководитель дошкольного
образовательного учреждения стремится
учесть тенденции социальных преобразований
в обществе, запросы родителей, интересы
детей и профессиональные возможности
педагогов, осуществляя выбор путей обновления
педагогического процесса и эффективного
управления им.
Эффективность управления дошкольным
образовательным учреждением напрямую
зависит от умения руководителя осознавать
себя и свои личные цели, правильно распределять
время и усилия, снимать стрессы, т.е. от
умения изучать и изменять себя.
Управленец – воспитатель
– доминирующая роль, поэтому на нем лежит
огромная социальная ответственность.
Ведь руководитель призван представлять
одновременно как интересы государства,
общества, региона, так и интересы педагогического
и детского коллектива, гармонизируя при
этом эти, часто разнонаправленные, интересы.
Руководитель является лидером в системе
управления, поэтому управление различными
процессами в дошкольном образовательной
организации в решающей степени будет
зависеть от его личностных качеств и
профессиональных умений. Руководитель
в ДОО – это человек, как правило, умеющий
и желающий успешно претворять в жизнь
идеи демократизации, оптимизации и модернизации
управления. От его управленческой компетенции
и профессионализма зависит успешное
(или замедленное, неправильное, неудачное)
осуществление системы мер по организации
педагогического процесса ДОО.