Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Выбор данной темы курсовой работы обусловлен ее актуальностью. Актуальность состоит в том, что финансовое планирование является одним из важнейших составных элементов управления финансами предприятия в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность, происходящих на нем процессов, создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.
Финансовое планирование – это, во-первых, определение будущего предприятия и его структурных подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и, в-третьих, выбор методов и средств, определение последовательности действий в достижении желаемых результатов.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………..……...4

Глава 1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………….....6

1.1 Роль финансового плана в бизнес-плане……………………………….…...6

1.2 Сущность и содержание финансового планирования…………………….11

Глава 2. Методы финансового планирования……………………………….....18

2.1 Назначение методов финансового планирования…………………….…...18

2.2 Виды и характеристика методов финансового планирования…………....21

Глава 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием....25

3.1 Перспективный финансовый план…………………………………….…....26

3.2 Текущий финансовый план…………………………………………….…...28

3.3 Оперативный финансовый план…………………………………….……...30

Заключение ……………………………………………………….…………...…34

Список литературы ………………….………………………………………......37

Файлы: 1 файл

Финансовое планирование на предприятии.doc

— 544.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Введение………………………………………………………………..……...4

 

 Глава 1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………….....6

 

1.1 Роль финансового  плана в бизнес-плане……………………………….…...6

 

1.2 Сущность и содержание  финансового планирования…………………….11

 

Глава 2. Методы финансового планирования……………………………….....18

 

2.1 Назначение методов  финансового планирования…………………….…...18

 

2.2 Виды и характеристика  методов финансового планирования…………....21

 

Глава 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием....25

 

3.1 Перспективный финансовый  план…………………………………….…....26

 

3.2 Текущий финансовый  план…………………………………………….…...28

 

3.3 Оперативный финансовый  план…………………………………….……...30

 

Заключение ……………………………………………………….…………...…34

 

Список литературы ………………….………………………………………......37

 

Расчетная часть………………………………………………………………......38

 

Пояснительная записка……………………………………………………..…...55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

          Выбор данной темы курсовой работы обусловлен ее актуальностью. Актуальность состоит в том, что финансовое планирование является одним из важнейших составных элементов управления финансами предприятия в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность, происходящих на нем процессов, создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.

          Финансовое планирование – это, во-первых, определение будущего предприятия и его структурных подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и, в-третьих, выбор методов и средств, определение последовательности действий в достижении желаемых результатов.

          Внедрение на предприятии системы планирования призвано решить следующие задачи: повышения эффективности использования ресурсов предприятия; обеспечения координации деятельности и обеспечения взаимосвязи интересов отдельных подразделений и предприятия в целом; обеспечения финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния предприятия. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

          Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность и значение финансового планирования на предприятии и показать необходимость этого процесса в условиях рыночной экономики. В связи с этим в курсовой работе решаются такие задачи, как рассмотрение теоретических основ разработки финансового плана, как важнейшей части бизнес-плана, изучаются методы и виды финансового планирования, а также их роли в управлении предприятием.

          Объектом исследования курсовой работы является деятельность предприятия, а предметом - система финансового планирования на предприятии.

          В расчетной части курсовой работы приводятся формы расчетов для составления баланса доходов и расходов промышленного предприятия, т. е. финансового плана. Проверка соответствия доходов и расходов проводится с помощью заполнения шахматки по данным разработанных таблиц. Также к финансовому плану прилагается краткая пояснительная записка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Финансовый план как  составная часть бизнес-плана

 

1.1 Место и роль финансового плана в бизнес-плане

 

          Необходимость повышения качества управления финансами организаций и преобразования финансового планирования обусловила необходимость широкого использования бизнес-планирования в целях улучшения рыночного функционирования российских предприятий. Современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг.

          Бизнес-план предприятия представляет собой план хозяйственно-финансовой деятельности предприятия на определенный период.  Внутри предприятия бизнес-план используется как инструмент управления и стратегического планирования. Он также используется при получении кредита в банке в качестве обоснования потребности в заемных средствах. Бизнес-планирование в организации должно быть постоянным процессом. Предприятия должны ясно представлять себе потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы.

        В России в настоящее время законодательство не закрепляет обязательность разработки предпринимательскими организациями бизнес-плана, соответственно не существует регламентированной его формы и структуры, поэтому фирмы в зависимости от целей, для которых разрабатывается бизнес-план, могут изменять его структуру и содержание. Состав и структура бизнес-плана зависят от целей и задач, поставленных перед ним. Оптимальная структура бизнес-плана, наиболее широко используемая в РФ состоит из следующих разделов:

 

  • Первый раздел – резюме – содержит сведения о предполагаемых мероприятиях и источников их финансирования. Здесь же приводится ожидаемый экономический эффект.

 

  • Второй раздел – досье компании – приводится точное название и юридический адрес предприятия, перечень регистрационных документов и лицензии, которыми оно располагает, дается информация о составе акционеров и распределении акций между ними, излагается краткая история предприятия и характеризуется его оргструктура.

 

  • Третий раздел – продукты и услуги – дается характеристика производимых товаров и услуг, оценивается их конкурентоспособность.

 

  • Четвертый раздел – производственная деятельность – рассчитывается потребность в производственных помещениях, оборудовании, сырье, материалах, указываются поставщики и условия поставок.

 

  • Пятый раздел – анализ отрасли – определяется размер рынка, доля предприятия на рынке, указываются конкуренты и их доли рынка.

 

  • Шестой раздел – объем продаж -  определяется объем и цена продаж, а также формы сбыта.

 

  • Седьмой раздел – маркетинг – рассчитывается потребность в данном товаре, определяются методы продвижения товара, способы проведения рекламы.

 

  • Восьмой раздел – финансовый план – составляется по данным всех предыдущих разделов.

 

          Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, он составляется как для обоснования конкретных инвестиционных проектов и программ, так и для управления текущей и стратегической финансовой деятельностью. В нем обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана.

          Значение финансового планирования для внутренней среды организации определяется тем, что оно:

 

  • облекает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

 

  • устанавливает стандарты для организации финансовой информации;

 

  • определяет приемлемые границы затрат, необходимых для реализации всей совокупности планов фирмы;

 

  • в части оперативного финансового планирования дает очень полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной стратегии.

 

 Финансовый план бизнес-плана включает следующие разрабатываемые документы:

   1) прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг). Основная задача - дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам. Этот раздел разрабатывается на основе показателей плана маркетинга, входящего в состав бизнес-плана.

   2) план доходов и расходов, который включает следующие показатели: доходы от реализации продукции (услуг), себестоимость реализованной продукции, прибыль от реализации, общехозяйственные расходы, прибыль до уплаты налога, налоги. Разработка этого документа дает возможность выявить такие моменты в деятельности предприятия, как доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли, прибыль после уплаты налогов.

   3) план движения денежных средств – оценка потребности в денежных средствах для нормального функционирования предприятия, организации, проверки синхронности денежных поступлений и выплат, ликвидности предприятия.

   4) прогноз бухгалтерского баланса организации. Баланс активов и пассивов составляется один раз в год. Разница счетов активов и пассивов позволяет определить величину собственного капитала фирмы. Рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.

   5) план по источникам и использованию средств должен показать источники получения средств и их использование. План дает возможность определить взаимосвязь между источниками средств и оборотным капиталом предприятия.

   6) расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточности). Планируя создание нового предприятия или выпуск новой продукции, необходимо знать, когда и при каких условиях начнется отдача от вложенных в проект средств. Для этого проводится специальный анализ соотношений между объемом производства, затратами и доходом: расчет точки безубыточности предприятия, т.е. объема производства при котором предприятие не получает ни прибыли ни убытка, а выручка от реализации равна себестоимости продукции. Точке безубыточности соответствует критический объем производства, если предприятие будет производить продукции меньше критического объема, оно понесет убытки. Следует обратить внимание, что на точку безубыточности большое влияние оказывают такие факторы, как изменение цен на продукцию, динамика постоянных и переменных затрат. При этом будет действовать следующая закономерность: с ростом цен на производимую продукцию минимальный объем производства соответствующий точке безубыточности, уменьшается, а при снижении цены возрастает. При увеличении постоянных расходов минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается. При росте переменных издержек сохранить безубыточность производства можно за счет увеличения минимального объема производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность и содержание  финансового планирования  

 

          Основу системы управления финансами предприятия составляет финансовое планирование. Рыночная экономика существенно изменила место и роль финансов в хозяйственном механизме управления предприятием. Процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов стали исключительно прерогативой самих хозяйствующих субъектов. Эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отбора тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению развития фирмы финансовыми ресурсами и повышению эффективности её финансовой деятельности в будущем.

          Главной задачей на предприятии является переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям. На разработанной финансовой стратегии и финансовой политике базируется система конкретных видов финансовых планов, направленных на решение основной проблемы в управлении финансами - совмещение интересов развития предприятия и других субъектов рынка, взаимодействующих с ним, наличие достаточного уровня денежных средств для достижения стратегических целей деятельности и сохранение высокой платежеспособности. Выдвинутые задачи в системе управления предприятием решаются в процессе финансового планирования.

Информация о работе Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием