Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Выбор данной темы курсовой работы обусловлен ее актуальностью. Актуальность состоит в том, что финансовое планирование является одним из важнейших составных элементов управления финансами предприятия в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность, происходящих на нем процессов, создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.
Финансовое планирование – это, во-первых, определение будущего предприятия и его структурных подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и, в-третьих, выбор методов и средств, определение последовательности действий в достижении желаемых результатов.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………..……...4

Глава 1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………….....6

1.1 Роль финансового плана в бизнес-плане……………………………….…...6

1.2 Сущность и содержание финансового планирования…………………….11

Глава 2. Методы финансового планирования……………………………….....18

2.1 Назначение методов финансового планирования…………………….…...18

2.2 Виды и характеристика методов финансового планирования…………....21

Глава 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием....25

3.1 Перспективный финансовый план…………………………………….…....26

3.2 Текущий финансовый план…………………………………………….…...28

3.3 Оперативный финансовый план…………………………………….……...30

Заключение ……………………………………………………….…………...…34

Список литературы ………………….………………………………………......37

Файлы: 1 файл

Финансовое планирование на предприятии.doc

— 544.00 Кб (Скачать файл)

          Внутренние финансовые отношения возникают при формировании начального капитала, распределении расходов и доходов между структурными подразделениями фирмы, оплате труда персонала, выплате дивидендов, формировании целевых фондов предприятия. Внешние финансовые отношения предприятия возникают при взаимодействии с финансовой системой государства, партнерами по бизнесу, включая субъектов финансового рынка, международными организациями. Все эти отношения носят многосторонний характер, обусловленный пересечением интересов различных участников экономики.

          Финансовые планы упорядочивают внешние и внутренние финансовые отношения, обеспечивая совмещение и увязку интересов лиц, имеющих отношение к предприятию.

 

К основным задачам финансового  планирования относятся:

 

  • обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

 

  • определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

 

  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

 

  • установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, контрагентами;

 

  • соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

 

  • контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

 

Финансовое планирование охватывает широкий спектр финансовых отношений:

 

  • между предприятием и различными субъектами хозяйствования в процессе реализации продукции (работ, услуг) и при коммерческом кредитовании;

 

  • собственниками предприятия, трудовыми коллективами и отдельными работниками при оплате труда персонала предприятия;

 

  • субъектами хозяйствования и хозрасчетными подразделениями внутри них при формировании и распределении централизованных фондов финансовых ресурсов, предназначенных для решения общих задач;

 

  • предприятиями, объединениями и государственным бюджетом при внесении платежей в бюджет, внебюджетные фонды и получение ассигнований из бюджета;

 

  • предприятиями и коммерческими банками;

 

  • предприятиями и страховыми организациями.

 

Финансовый план упорядочивает  эти отношения, позволяет заранее  предвидеть финансовые результаты деятельности предприятия и так организовать движение финансовых потоков, чтобы они служили достижению целей, предусмотренных стратегическим и тактическим планам

и другими планами  и программами на предприятии.

          Значение финансового планирования для фирмы состоит в том, что оно:

 

  • воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

 

  • предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов;

 

  • служит инструментом получения внешнего финансирования.

 

          Исходя из целей и задач, стоящих перед финансовым планированием на предприятии, можно отметить, что это сложный процесс, включающий несколько последовательных этапов:

 

  • Анализ финансового состояния предприятия в ретроспективе;

 

  • Разработка финансовой стратегии и финансовой политики. Составление долгосрочных планов;

 

  • Составление текущих финансовых планов (бюджетов);

 

  • Корректировка, увязка и конкретизация финансовых планов (бюджетов);

 

  • Разработка оперативных финансовых планов (бюджетов);

 

  • Оценка и анализ достигнутых результатов деятельности, сопоставление с запланированными показателями.

 

          Рассмотрим их содержание. Принятию всякого решения финансового характера предшествуют аналитические расчеты. Очевидно, что анализ, являющийся одной из составных частей грамотного управления финансами, - это первый этап процесса финансового планирования. Объектом внимания аналитиков являются финансовые показатели деятельности фирмы за предыдущий период (в ретроспективе), на основании которых можно выявить тенденции как уже сложившиеся, так и складывающиеся. Проведенный ретроспективный анализ дает возможность принятия обоснованных решений перспективного характера.

          Второй этап - это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия. Разработка финансовой стратегии и финансовой политики представляет собой особую область финансового планирования, которая относится к системе стратегического планирования. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным планам.

          В процессе осуществления третьего этапа уточняются и корректируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих (годовых) финансовых планов. Если показатели прогнозных документов носят в ряде случаев вероятностный характер, обусловленный изменчивостью внешней и внутренней среды функционирования фирмы, то годовые финансовые планы включают систему конкретных количественных показателей, исчисленных с использованием более объективной и полной информации.

          На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, инвестиционными.

          Пятый этап – это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов фирмы

Завершается процесс  финансового планирования - шестой этап - оценкой результатов, достигнутых  на предприятии, в сравнении с  целями, установленными в финансовых планах. Данный этап заключается в  определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонения от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений. Анализ отклонений позволяет обеспечить оперативный контроль за деятельностью предприятия, вскрыть многие проблемы управления, усилить контроль за функционированием наиболее сложных участков производства и определить меру ответственности руководителей (менеджеров) за результаты деятельности подразделений

 Важно помнить, что максимальной эффективности можно добиться только при последовательном выполнении всех этапов процесса финансового планирования, так как они взаимосвязаны.

 

Финансовый план составляется на основе следующих данных:

 

  • фактических данных бухгалтерского баланса на 1-е число планируемого периода, а также за 2-3 года, предшествующих планируемому периоду;

 

  • показателей плана производства и реализации продукции;

 

  • сметы затрат на производство или свода расходов предприятия на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;

 

  • сметы затрат на содержание объектов социальной и культурно-бытовой сферы предприятия;

 

  • данных об объемах планируемых инвестиций и капитальных вложений;

 

  • сведений о движении основных фондов и оборотных средств;

 

  • расчетов отпускных цен;

 

  • норм амортизационных отчислений;

 

  • нормативов собственных оборотных средств.

 

Финансовый план предприятия  составляется в виде баланса доходов  и расходов, а также расчетных  форм для определения статей баланса. В связи с тем, что состав показателей финансового плана может быть различной степени детализации, форму финансового плана рекомендуется согласовывать с вышестоящей организацией, а также органами, куда он может предоставляться (финансовые и налоговые органы). При этом следует помнить, что чем детальнее раскрыты его отдельные статьи, тем выше достоверность и обоснованность принятых финансовых плановых решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы финансового планирования

 

2.1 Назначение методов  финансового планирования

 

          В рыночной экономике хозяйствующий субъект, обладая полной самостоятельностью, сам определяет направление и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. Целью составления финансового плана становится определение возможных объёмов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К последним относятся, прежде всего, собственные оборотные средства, амортизация основных средств, устойчивая кредиторская задолженность, прибыль, налоги, уплачиваемые с прибыли и т. п.

Развитие и формирование, в процессе практической деятельности методов планирования происходит на основе принципов. Впервые общие  принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или плана предприятия им были названы пять принципов:

 

  • необходимость

 

  • единство

 

  • непрерывность

 

  • гибкость 

 

  • точность 

 

Принцип необходимость планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Принцип необходимости или обязательности планирования особенно важен в условии свободной рыночной отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятий.

Принцип единства планов предусматривает  разработку общего или свободного плана  социально- экономического развития предприятия. Единство плана предполагает общность экономической целей и взаимодействие различных подразделений предприятия.

Принцип непрерывности планов заключается  в том, что на каждом предприятии  процесс планирования, организации  и управления производством, как  и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и  должны осуществлять постоянно и  без остатков (перерывов), т.е. на смену одному плану производства приходит без перерыва другой. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов у тактическим, а от них- к оперативным, а также необходимое взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами.

          Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово- экономической деятельности предприятии.

          Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешними ее окружением и т.д.

После еще добавили принцип системности, целенаправленности, комплексности, оптимальности, эффективности, научности и т.д.

          При планировании финансовых показателей могут применяться различные методы. У каждого из этих методов имеется несколько преобладающих признаков, или приоритетных требований, к основному планируемому результату. Например, научный метод базируется на широком использовании глубоких знаний о предмете планирования, экспериментальный - на анализе и обобщении опытных данных (эксплуатации современных самолетов приводит к сокращению на их обслуживание), нормативный - на применении исходных нормативов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Виды и характеристика  методов финансового планирования

 

          Методы планирования - это конкретные способы и приемы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов:

Информация о работе Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием