Виды и функции малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:50, реферат

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является изучение предпринимательства, его роли в развитии рыночной экономики, функции и виды. Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:
1)рассмотреть теоретические основы развития малого предпринимательства
2) выделить этапы развития предпринимательства;
3) изучить сущность и функции предпринимательства;
4) просмотреть виды предпринимательства;
5)выявить оценку развития малого предпринимательства

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...31. Характеристика малого предпринимательства………………………………4
1.1 Теоретические основы развития малого предпринимательства….……....4
1.2 Этапы развития предпринимательства ………………………..…………....5
1.3 Функции предпринимательства …………………………………………......7
1.4 Виды предпринимательства………………………………………………….8
2. Анализ ситуации в сфере малого предпринимательства в Чувашской Республике……………………………………………………………………….11
2.1 Оценка развития малого предпринимательства …………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

реф экон предпр.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки российской Федерации

Чебоксарский политехнический институт (филиала)

ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый

университет имени В.С. Черномырдина»

 

Кафедра экономики

 

Реферат на тему:

 

«Виды и функции малого предпринимательства»

 

 

 

 

Выполнил: студентка 4 курса, очной формы обучения, факультета Экономики и Права

Антонова Кристина Владимровна

Проверил: к.э.н., доцент, заслуженный работник сельского хозяйства Чувашской Республики и Российской Федерации Леонтьев Николай Осипович

 

 

 

ЧЕБОКСАРЫ - 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...31. Характеристика малого предпринимательства………………………………4

1.1 Теоретические основы  развития малого предпринимательства….……....4

1.2 Этапы развития предпринимательства ………………………..…………....5

1.3 Функции предпринимательства …………………………………………......7

1.4 Виды предпринимательства………………………………………………….8

2. Анализ ситуации в сфере малого предпринимательства в Чувашской Республике……………………………………………………………………….11

2.1 Оценка развития малого предпринимательства …………………………..11

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы…………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие малого предпринимательства является одним из основных условий роста эффективности экономики. Малые предприятия содействуют развитию экономики, достижению оптимальной ее структуры, выработке и реализации гибкой стратегии и тактики хозяйствования, высокому качеству и оперативности принимаемых управленческих решений, развитию мощной экономической мотивации и личной ответственности за результаты производства.

Малое предпринимательство способствует достижению оптимальной структуры экономики, и в первую очередь региональной, благодаря гибкости и способности занимать мельчайшие рыночные ниши. Оно содействует гибкой перестройке производства, росту занятости, формированию предпринимательской культуры, активной инновационной деятельности, инициирует накопление капиталов, сглаживает социальные конфликты.

Сегодня наблюдается смещение мер поддержки малого предпринимательства с федерального на региональный и муниципальный уровни. Одним из критических факторов для развития малого предпринимательства является наличие эффективной инфраструктуры поддержки. Несмотря на усилия, которые за последние 10-12 лет были предприняты на федеральном и региональном уровнях по ее формированию, пока она остается во многом фрагментарной.

Поэтому процессу инфраструктурного обеспечения развития малого предпринимательства необходимо эффективное управление, прежде всего на уровне регионов. В этой связи существует необходимость в четком определении целевой направленности работы территориальных органов управления, в выработке системы управления развитием малого предпринимательства, позволяющей эффективно использовать ее на практике. Исследование проблем инфраструктурного обеспечения развития малого предпринимательства на региональном уровне и путей их решения приобретает большой научный и практический интерес.

Целью исследования данной курсовой работы является изучение предпринимательства, его роли в развитии рыночной экономики, функции и виды. Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:

1)рассмотреть теоретические основы  развития малого предпринимательства

2) выделить этапы развития предпринимательства;

3) изучить сущность и функции предпринимательства;

4) просмотреть виды предпринимательства;

5)выявить оценку развития малого предпринимательства

1.                       Характеристика малого предпринимательства

 

1.1 Теоретические основы  развития малого предпринимательства

Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Говоря о роли малого предпринимательства, необходимо остановиться на следующих основных моментах. Во-первых, малое предпринимательство способствует достижению оптимальной структуры экономики, и в первую очередь региональной, благодаря гибкости и способности занимать мельчайшие рыночные ниши. Во-вторых, значимой функцией малого предпринимательства служит функция обеспечения повышенной мобильности и гибкости рыночной экономики. Если спрос растет, то быстро появляются новые малые предприятия. В случае падения спроса определенная часть малых фирм закрывается или переориентирует свою деятельность. Благодаря этому малый бизнес выполняет задачу сглаживания колебаний экономической конъюнктуры. В-третьих, хорошо сбалансированная малая экономика обеспечивает развитие конкуренции, создающей систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения. В свою очередь, это позволяет более активно разрабатывать и задействовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы. И, в-четвертых, малый бизнес по своей природе является более инновационным по сравнению с крупными компаниями, так как само создание малых фирм нередко связано с идеей коммерческого использования какого-либо новшества. При этом для небольших фирм инновации связаны с меньшим риском, так как возможные неудачи не подрывают коммерческую репутацию всей продукции, как это было бы с большой компанией.

Создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет большое значение, что подтверждается практикой развитых стран. В работе инфраструктура поддержки малого предпринимательства определена как гибкая, динамичная и комплексная система, включающая совокупность государственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций и связей между ними, которые регулируют деятельность предприятий, оказывают образовательные, консалтинговые и другие услуги, обеспечивают среду и условия для производства товаров и услуг. Основной целью функционирования инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства является оказание содействия на начальных этапах развития инновационного предприятия или научно-технического проекта. Создание эффективной инфраструктуры означает также высокую степень распространенности и доступности информации о ней.

Особенно актуальным является развитие инфраструктурного обеспечения для малых инновационных предприятий, поскольку они характеризуются повышенными рисками, им необходима поддержка со стороны более сильных структур, таких как крупные корпорации, различные государственные и негосударственные фонды, т.е. развитая инфраструктура.

 

1.2 Этапы развития предпринимательства

Существует неправильное мнение, что предпринимательство - удел лишь отдельных частных лиц, мелких фирм; такой взгляд характерен для экономики прошлых времен. Простота основных потребительских изделий, несложная технология изготовления, относительно небольшие масштабы производства и потребления - вот та среда, в которой действовал предприниматель в прошлом, не подвергаясь особенному риску и имея небольшой капитал. На современной стадии развития экономики положение коренным образом изменилось. Появились новые формы собственности: общественная и государственная. За последнее время почти полностью видоизменились производство и быт людей, а потребность поиска все более эффективных сфер приложения труда и капитала осталась. Поэтому по-прежнему сохранилась надобность в предпринимательстве - изменились лишь его формы, многократно увеличились масштабы, в основном в связи с развитием производительных сил.

Все чаще новое доходное дело оказывается не по силам не только одному человеку, но даже крупному предприятию. Поэтому предпринимательство становится делом коллективным. Конечно, остается место и малому, в том числе индивидуальному, предпринимательству, но его деятельность ограничивается в основном коммерцией, сферой обслуживания и частично сельским хозяйством. Промышленность и финансы переходят в руки крупного капитала, представленного многочисленными коллективами.

Предпринимательство начиналось с развития малого бизнеса. Изначально предпринимательство появилось в сфере ремесленничества и торговли и в течение столетий приобретало современные черты. Постепенно примерно к XV веку образовалось сообщество предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных. Именно в то время появился термин «предпринимательство», который относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли, получение дохода. Ко второй половине XIX века появилась необходимость проведения различий между предпринимателем и владельцем капитала - капиталистом, новые методы корпоративного финансирования способствовали образованию предпринимательских союзов, в которых капиталисты не всегда выступают в роли предпринимателей, а предприниматели не всегда являются капиталистами. Конечно, различия между капиталистом и предпринимателем будут стираться, если капиталист придерживается предпринимательского стиля управления. Старое понятие «предпринимательство» в последнее время получило, таким образом, новое содержание. В современном мире предприниматель - это человек, способный понять перспективу и потребности рынка и сочетать это понимание со знаниями в области управления производством и использованием производственных ресурсов в расчете на получение дохода.

Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной деятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века.

Около 1800 года Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью».

Адам Смит считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для извлечения дохода.

В конце XIX века произошло разделение понятий «предприниматель» и «собственник на капитал». В этот период большой вклад в развитие теории предпринимательства внес Й.А. Шумпетер. В своей работе «Теория экономического развития» он рассмотрел экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую систему. В основе такого развития лежат новые комбинации факторов производства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель.

Следующий этап развития теории предпринимательства - работы Найта и Фон Тюнена. Их заслуга заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером.

Наиболее полное современное определение предпринимательства дают Хизреч и Питерс в своей книге «Предпринимательство». Аналогичное определение предпринимательства дано у Стаддарта в книге «Ключи к миру бизнеса». В целом, скомпонованное определение выглядит так: «Предпринимательство - это новаторская инициативная деятельность субъектов собственности, направленная на создание экономических и организационных условий с целью производства материальных благ и услуг и получения прибыли».

Таким образом, основными чертами предпринимательства являются:

1. Инициативная деятельность.

2. Новаторская деятельность.

3. Деятельность по организации и управлению производством.

4. Рисковая деятельность.

5. Получение предпринимательского дохода.

предпринимательство предприятие малый

 

 

1.3      Функции предпринимательства

 

Определяющей в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики, что является объективной основой проявления общеэкономической функции.

Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Разумеется, в первую очередь, трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам.

Предпринимательству свойственна творчески-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей.

В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, проявляющуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.

Информация о работе Виды и функции малого предпринимательства