Виды и функции малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:50, реферат

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является изучение предпринимательства, его роли в развитии рыночной экономики, функции и виды. Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:
1)рассмотреть теоретические основы развития малого предпринимательства
2) выделить этапы развития предпринимательства;
3) изучить сущность и функции предпринимательства;
4) просмотреть виды предпринимательства;
5)выявить оценку развития малого предпринимательства

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...31. Характеристика малого предпринимательства………………………………4
1.1 Теоретические основы развития малого предпринимательства….……....4
1.2 Этапы развития предпринимательства ………………………..…………....5
1.3 Функции предпринимательства …………………………………………......7
1.4 Виды предпринимательства………………………………………………….8
2. Анализ ситуации в сфере малого предпринимательства в Чувашской Республике……………………………………………………………………….11
2.1 Оценка развития малого предпринимательства …………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

реф экон предпр.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

Важнейшей функцией предпринимательства является организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д.

Следовательно, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

1.4 Виды предпринимательства

Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и, особенно, по содержанию операций и способам их осуществления. Но характеры бизнеса накладывает значительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые предприниматель производит или оказывает. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Отдельные виды бизнеса различаются также формами собственности на используемые факторы предпринимательства.

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческо-торговое, финансово-кредитное, посредническое, страховое.

1. Производственное предпринимательство.

Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.

Производственное предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.

В России производственное предпринимательство является наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства. Существующий риск не реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины являются тормозом в развитии производственного предпринимательства. Также развитие производственного бизнеса в России сдерживается труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более доступных и легких источников дохода.

2. Коммерческое (торговое) предпринимательство.

Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.

Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.

Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар.

Коммерческое предпринимательство привлекает видимой возможностью продать товар по цене намного более высокой, чем он был куплен, и положить тем самым в карман весомую прибыль. В условиях разницы внутренних и мировых цен, а также цен в разных регионах России при неразворотливости умирающей государственной торговли удачливым коммерсантам, "челнокам" удается "купить подешевле - продать подороже".

Сфера официального коммерческого предпринимательства - магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы и другие учреждения торговли. В связи с приватизацией государственных торговых предприятий значительно возросла материальная база личного и коммерческого предпринимательства. Возникли обширные возможности начать свое коммерческое дело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку.

Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.

3. Финансово-кредитное предпринимательство.

Финансовое предпринимательство - это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

Суть финансовой предпринимательской операции состоит в том, что предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных денежных средств за определенную денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченную первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется предпринимательская прибыль.

Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), валютные биржи и другие специализированные организации.

4. Посредническое предпринимательство.

Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях.

Посредник - это лицо, представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.

5. Страховое предпринимательство.

Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования. Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

 

2. Анализ ситуации в сфере малого предпринимательства в Чувашской Республике

 

2.1  Оценка развития малого предпринимательства

 

По оперативным данным, представленным администрациями муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, по состоянию на 1 января 2011 года в Чувашской Республике действует 59 373 субъекта малого и среднего предпринимательства, из них: 13340 малых и средних предприятий и 46033 индивидуальных предпринимателя.

По сравнению с 2010 годом количество субъектов малого и среднего бизнеса возросло на 0,1 % (на 01.01.2010 - 59334 единицы), в том числе количество малых и средних предприятий выросло на 8,2 % (на 01.01.2010 - 12327 единиц), количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 2,1 % (на 01.01.2010 - 47007 человека).

Численность занятых на малых предприятиях по состоянию на 1 января 2011 г. составила 96,3 тыс. человек, увеличившись на 4,2 %. Доля работников малых предприятий в общей численности работников, занятых в экономике Чувашской Республики по сравнению 2009 годом увеличилась на 1,3 % и составила 24,3 %.

Сложившаяся в Чувашской Республике отраслевая структура распределения малых и средних предприятий свидетельствует о развитии предпринимательства преимущественно в сфере торговли и общественного питания (38,5 %). Привлекательность данной сферы объясняется, прежде всего, относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом. Строительство является одним из секторов экономики, где малые и средние предприятия имеют достаточно сильные позиции - 14,3 %, в обрабатывающем производстве занято 12,2 % от общего числа малых и средних предприятий, в сельском хозяйстве - 4,2 % , на прочих предприятиях - 30,8 %..

Важным показателем развития предпринимательства является показатель "плотности" малых предприятий в муниципальных образованиях республики (в расчете на тысячу населения). В Чувашской Республике этот показатель увеличился на 0,9 и составил 10,4 единиц.

Доля продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства (без средних) в общем объеме валового регионального продукта по предварительным данным по сравнению с 2009 годом увеличилась на 0,3 % и составила 13,6 %.

По данным Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике на января 2011 г. общая сумма налогов, уплаченных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, относящимися к субъектам малого предпринимательства, в консолидированный бюджет Чувашской Республики, составила 1203,2 млн. рублей, что на 10,2 % выше, чем за предыдущий год. Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в объем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Чувашской Республики составила 7,5 %.

Общий объем средств направленных на финансирование мероприятий Программы в 2010 году составил 235,6 млн. рублей, что в 1,5 раза больше чем в 2009 году, в том числе 43,0 млн. рублей за счет средств республиканского бюджета, 192,6 млн. рублей за счет средств поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета (в 2009 году - 155,7 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 120,2 млн. рублей).

Малый бизнес характеризуется небольшой численностью работников, занятых на одном предприятии. В 2010 году среднесписочный состав работников на одном малом предприятии составил около 10,8 человек. Общая численность работающих в малом предпринимательстве (с учетом индивидуальных предпринимателей) на 1 апреля составила около 121 тыс. человек или порядка 27 средней численности занятых в экономике республике. На долю малых предприятий в настоящее время приходится 19,8 среднесписочной численности работников, занятых в организациях всех отраслей экономики республики (в целом по России на малых предприятиях занято около 10% общего числа работающих, тогда как в европейских странах - около 70-80%). За последние четыре года численность работников малых предприятий и количество малых предприятий возросли в 1,9 раза.

Малый бизнес охватывает практически все отрасли экономики, и за последние три года отраслевая структура практически не изменилась: по-прежнему в сфере торговли, как и в целом по России, сосредоточено почти около половины всех малых предприятий - более 42%; удельный вес малых предприятий занятых строительством - более 14%, добычей полезных ископаемых, обрабатывающим производством, производством и распределением электроэнергии, газа и воды по Чувашской Республике в среднем составляет 15%, в то время как по стране в данных сферах сосредоточено чуть более 13% малых предприятий; в сфере сельского хозяйства в Чувашии осуществляют свою деятельность 3,7% малых предприятий, зарегистрированных преимущественно в сельской местности (по России - 2,1%).

Таким образом, в Чувашии малый бизнес - достаточно заметный субъект на экономическом поле.

Определенный импульс развитию малого предпринимательства в Чувашии придала разработка и реализация шестилетней Республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2005-2010 годы. В Программе предусматриваются мероприятия по следующим разделам: совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства и взаимодействие органов власти с общественными объединениями предпринимателей; развитие малого предпринимательства в отраслях реального сектора экономики; развитие малого предпринимательства в сельской местности; развитие малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере; развитие финансово-имущественной поддержки малого предпринимательства; кадровое обеспечение малого предпринимательства. Отдельный блок мероприятий Программы направлен на поддержку малого инновационного предпринимательства как одного из решающих факторов повышения эффективности экономики и конкурентоспособности отечественной продукции. Этому может способствовать разработка и реализация финансового механизма по оказанию содействия субъектам малого предпринимательства при патентовании и сертификации продукции, являющейся результатом инновационных разработок.

Информация о работе Виды и функции малого предпринимательства