Влияние факторов внутренней и внешней среды на принятие управленческих решений в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы «Влияние факторов внешней и внутренней среды на принятие управленческих решений в организации» обусловлена важной ролью анализа организационной среды предприятия для его успешного функционирования и разработки направлений его развития.
Организация представляет по своей сути сложную систему, причем систему открытую, испытывающую на себе влияние как внутренней, так и внешней среды, что и обусловливает главную цель настоящей работы – доказать, что внутренняя и внешняя среда организации оказывают огромное влияние на эффективность работы организации.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению организаций. Содержание понятий «внутренняя» и «внешняя» среда предприятия 5
1.1. Развитие теории организации: краткий историко-библиографический обзор 5
1.2. Содержание понятий «организация» и «организационная среда» предприятия 8
1.3.Характеристика внутренней и внешней организационных сред в контексте практического менеджмента 11
2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия магазин музыкальных товаров «Акустик» 26
2.1. Краткая характеристика организации 26
2.2. Анализ внутренней среды предприятия «Акустика» 28
2.3. Анализ внешней среды 29
3. Выводы по результатам анализа организационной среды предприятия: возможные пути совершенствования стратегического управления 33
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Приложение 1 39

Файлы: 1 файл

Влияние факторов внешней и внуторенней среды на принятие управленч решений в организации.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Для анализа финансового среза  рассматриваются вопросы тенденций  в изменениях финансовых показателей  деятельности организации, процент  прибыли, обеспечиваемый отдельными подразделениями, осуществление капитальных затрат в соответствии с будущими производственными потребностями и т.д.

Организационная культура пронизывает деятельность любой организации, проявляясь в том, как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом. В числе её факторов можно назвать, например, систему построения карьеры в организации, критерии для продвижения сотрудников, лояльность сотрудников к правилам своей организации, стили руководства.

Легальность и репутация. Рассматривая данный фактор внутренней среды, подчеркнём важность налаживания отношений с активной группой потребителей, со средствами информации, с представителями органов власти, рекламу, соответствующую стандартам этики и т.п.

Информационные системы  организации - важная часть её внутренней среды. Основное их назначение - поддерживать информационный поток в организации, соответствующий обеспечению наибольшей продуктивности и принятия решений. Информация должна быть собрана, сохранена, и синтезирована таким образом, чтоб реагировать на запросы деятельности и стратегии. Информационные системы могут не только помочь в анализе окружающей среды, но и быть стратегическим оружием в достижении конкурентоспособных преимуществ.

Обобщив вышесказанное, можно сказать, всё многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупнённым сферам:

    • производство;
    • маркетинг и материально-техническое снабжение (МТС);
    • НИОКР;
    • финансовое управление, бухучет и отчетность;
    • общее управление.

Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности организации иллюстрируется на рисунке 2.

Рис.2. Внутренняя среда организации

 

Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационной структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятием.

 

Внешняя среда и межорганизационные отношения

 

Организационная среда в её внешнем  аспекте выступает в качестве источника, питающего организацию  ресурсами, необходимыми для поддержания  её внутреннего потенциала на должном  уровне11.

Любая организация пребывает в состоянии постоянного обмена с внешней средой, тем самым обеспечивая себе возможность выживания. Однако, поскольку ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют многие другие находящиеся в этой же среде организации, то всегда существует возможность того, что организация не будет в состоянии получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и повлечь за собой массу негативных для организации последствий. Задача стратегического управления, поэтому, состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

В практике стратегического анализа  принято делить внешнюю среду организации на два «больших блока»: среду макроокружения и среду непосредственного окружения, или микросреду12.

Основной принцип отнесения  тех или иных средовых факторов к  определенной группе заключается в  следующем: если организация находится под непосредственным воздействием какой-либо другой организации или человека и сама может оказывать на них непосредственное воздействие, то эта организация/человек будет отнесен к среде непосредственного окружения. К среде же макроокружения будут отнесены факторы, оказывающие косвенное, непрямое воздействие на деятельность, как правило, достаточно большого количества организаций и компаний.

 

Таблица 1 - Сферы и факторы макросреды организации

Сфера макросреды

Факторы макросреды

1. Политические

1.1. Стабильность демократических  преобразований факторы в стране

1.2. Вероятность возврата  к прошлой политической системе

1.3. Криминальная обстановка  в стране

2. Экономические факторы

2.1. Тенденции изменения  внешнеэкономических связей

2.2. Дефицит бюджета страны (%).

2.3. Среднегодовые темпы  инфляции

2.4. Удельный вес частной  собственности в совокупной собственности  страны

2.5. Наличие «стратегии перехода страны на рыночные отношения и их развития», опубликованной в открытой печати

2.6. Показатели налоговой системы и внешнеэкономической деятельности

2.7. Структура распределения  доходов населения

2.8. Уровень развития  финансовой системы страны

3. Социально-демографические  факторы

3.1. Место страны в  мире по продолжительности жизни

3.2. Место страны в мире по жизненному уровню населения

3.3. Продолжительность  жизни (мужчин, женщин)

3.4. Смертность детей  в возрасте до одного года, % от родившихся и в сравнении  с лучшим мировым показателем

3.5. Рождаемость и смертность  населения страны

3.6. Структура населения страны по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др.

3.7. Миграция населения

3.8. Структура населения по доходу и др.

4. Правовые факторы

4.1. Наличие федеральных  правовых актов (указов Президента, постановлений правительства, государственных стандартов и т.п.) по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.д.

4.2. Наличие федеральных  правовых актов, регулирующих  взаимоотношения компонентов экономической системы страны

4.3. Наличие федеральных  правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм

4.4. Наличие федеральной  программы создания правого государства

4.5. Качество прокурорского  надзора за соблюдением федеральных правовых актов

4.6. Преемственность правового  обеспечения по вертикали и горизонтали

5. Экологические факторы

5.1. Параметры экосистемы  страны

5.2. Количество городов  и удельный вес численности  их населения, которые не отвечают  требованиям по экологичности

5.3. Затраты в бюджете  страны (в %) на поддержание экосистемы страны

6. Природно-климатические  факторы

6.1. Характеристика климатических  факторов страны

6.2. Дефицитность отдельных  видов ресурсов по регионам страны

7. Научно-технические  факторы

7.1. Характеристика системы информации страны

7.2. Уровень компьютеризации  страны

8. Культурные факторы

8.1. Средний уровень  образования населения страны

8.2. Обеспеченность населения  страны объектами культуры (ед/час): театрами, . кинотеатрами, библиотеками, дворцами спорта и комплексами и другими объектами культуры .

8.3. Отношение людей  к окружающему миру

8.4. Долговременные тенденции  развития в области культурных ценностей


 

 

Теория заинтересованных лиц13 очерчивает основные категории организаций и лиц, входящих в среду непосредственного окружения большинства организаций. Это могут быть акционеры, разные категории наемных работников, клиенты и пользователи продукции, кредиторы (в том числе банки), профсоюзы и, возможно, местные или государственные власти.

Таким образом, менеджеры организации должны обладать качествами политиков и дипломатов. Они должны уметь устанавливать хорошие отношения с каждой группой заинтересованных лиц, развивать в себе способности к убеждению, создавать союзы, представлять одну часть заинтересованных лиц другой и т.д.

Инфраструктура региона, где территориально расположено предприятие, существенно оказывает влияние на эффективность и устойчивость ее функционирования. Вместе с тем, инфраструктура региона, также как и макроструктура, оказывает влияние на работу фирмы косвенно.

Чем выше уровень развития, стабильность и эффективность работы отраслей инфраструктуры региона, тем лучше будет морально-психологический климат в коллективе (в силу устойчивой работы транспорта, высокого развития сферы услуг и т.п.), выше квалификационный уровень работников (высокое качество образования), лучше здоровье работника (хорошо работают все отрасли региона). Чем лучше эти показатели, тем выше отдача фирмы, тем больше будет взносов в местный бюджет.

Помимо «заинтересованных лиц», к среде непосредственного окружения организации относится и такой значимый фактор как конкуренты.

Непосредственное  прямое влияние на работу фирмы оказывают  ее конкуренты, а также предприятия, организации и учреждения, поставляющие фирме ресурсы, информацию, приобретающие у нее товар, оказывающие финансовые и другие прямые услуги.

В обобщённом виде внешняя микросреда фирмы представлена на      рисунке 3 - как система материальных, финансовых и информационных связей организации.

 

 

 

Рис.3. Внешняя микросреда организации

 

Таким образом, анализ внешней среды организации представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей макро- и микросреды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

Глава 2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия магазин музыкальных товаров «Акустик»

2.1. Краткая  характеристика организации

 

Исследуемая организация ООО «Акустика» является юридическим лицом, зарегистрировано Постановлением главы г. Краснотурьинска №96                      от 05.02.2008г. Правовое положение общества и, соответственно, рассматриваемого нами предприятия, определяется его учредительными документами, Гражданским кодексом., Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другим законодательством Российской Федерации.

ООО «Акустика» имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет в банковском учреждении, круглую печать и штампы со своим полным наименованием и другие необходимые реквизиты. Предприятие действует на основании полного хозяйственного расчета, обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию и материальному стимулированию работников за счет заработанных средств.

Общество создано для осуществления  предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. ООО «Акустика» осуществляет свою коммерческую деятельность на потребительском рынке, предметом купли-продажи которого выступают товары и услуги, предназначенные для удовлетворения спроса населения.

Общая площадь магазина составляет 280 м2, под торговую площадь отведено 107 м2.

В магазине представлен широкий  ассортимент музыкальных товаров: музыкальных инструментов, аксессуаров к ним (гитарных струн и т.п.), а также, попутно – продажа дисков со звукозаписями исполнителей, музыкального и звукового оборудования (A/V-ресиверы, акустические системы, сабвуферы и прочее). Также предоставляются услуги  настройки и мелкого ремонта инструментов, торговля сопутствующими непродовольственными товарами. Ассортимент магазина насчитывает свыше 500 наименований товаров. По ценовому уровню реализуемой продукции магазин можно отнести к магазину среднего уровня цен.

Основная цель магазина – увеличение товарооборота и получение прибыли. Важные цели также – снабжение товарами музыкального назначения, удовлетворение покупательского спроса и повышение культуры торговли.

ООО «Акустика» прикладывает усилия по поддержанию существующего имиджа, поиску новых маркетинговых решений для повышения доли в рамках своего сегмента рынка, поиску заинтересованных партнеров и стремлению сделать их своими клиентами на длительное время.

Штат организации состоит из директора, двух продавцов, настройщика, бухгалтера и уборщицы.

Организационная структура управления ООО «Акустика» построена по следующим принципам:

- В результате функционального  специализированного разделения  труда образованы отделы: музыкальных  инструментов; музыкального оборудования; настройки инструментов.

- В результате вертикального разделения труда образуется двухуровневая структура управления. Первый высший уровень управления – директор магазина, 2-й низовой уровень управления – бухгалтер, продавцы, настройщик, уборщица.

При линейном управлении каждый подчиненный имеет одного руководителя (директора магазина), через которого проходят все команды управления.

Каналы продвижения продукции  – директ-реклама, реклама в городских  СМИ, а также интернет-сайт.

 

2.2. Анализ внутренней  среды предприятия «Акустика»

 

Внутренняя среда организации представляет собой органичное сочетание ее внутренних переменных, то есть ситуационных факторов внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном (хотя и не полностью) являются результатом управленческих решений.

К факторам внутренней среды изучаемого нами предприятия относятся:

  • человеческие ресурсы (квалификация, образование работников, культура работников, организация рабочего места и т.д.);
  • технические ресурсы (новизна торгового оборудования, новизна в организации торговли);
  • коммерческие ресурсы (наличие торговой сети, качество товаров и т.д.);
  • финансовые ресурсы (финансовые потоки, возможность самофинансирования).

Человеческие ресурсы ООО «Акустика» представлены штатом организации. Директор, бухгалтер и один из продавцов имеют высшее образование, второй продавец и настройщик – средне-специальное (музыкальное училище).

Стиль руководства авторитарно-демократический: директор учитывает замечания и предложения сотрудников, предоставляет им определенную самостоятельность, но в тоже время осуществляет строгий контроль за работой предприятия и принимает единоличные решения.

Технические ресурсы. Рассматриваемый  нами магазин имеет современный  дизайн торгового зала, современное торговое оборудование (прилавки, стеллажи для выкладки продукции). Сейчас в магазине сочетаются традиционный метод продажи товара – через прилавок (музыкальные инструменты – гитары и прочее, аксессуары типа струн и медиаторов) с более прогрессивным методом самообслуживания (музыкальные диски, звуковое оборудование).

Для обслуживания клиентов по пластиковым  карточкам  введены                        пост-терминалы, работает банкомат.

Коммерческие ресурсы. Магазин  является самостоятельным предприятием и не входит ни в какую торговую сеть. Коммерческие преимущества качества товаров определяются достаточно развитыми и технологиями их производства;  продукция магазина «Акустика» представлена, в основном, зарубежными образцами.

Финансовые ресурсы. Анализ внутренней среды данной организации может осуществляться в рамках анализа достигнутых финансовых результатов фирмы (анализ финансово-хозяйственной деятельности), что при более глубоком изучении позволяет определить слабые и сильные звенья внутри организации. Анализ формирования результатов хозяйственной деятельности предприятия представлен в Приложении 1.

Информация о работе Влияние факторов внутренней и внешней среды на принятие управленческих решений в организации