Влияние внешней среды на стратегию и тактику предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, основной целью моей курсовой работы будет изучение влияния внешней среды на стратегию и тактику предприятия.
В работе решаются такие задачи как:
Рассмотрение внешней среды стратегических изменений
Изучение методов анализа внешней среды и их применение в управлении

Файлы: 1 файл

!КУРСОВАЯ-ВЛИЯНИЕ ВНЕШ.СРЕДЫ НА СТРАТ.И ТАКТ.ПРЕДПР.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Сравнивая фабрику "Заря" с ее конкурентами, можно выделить ее сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

 

Сильные стороны:

- более образованное и динамичное  молодое руководство среднего  звена;

- активная роль маркетинга (большое внимание уделяется маркетингу в регионе, лучшее знание заказчиков, лучшее обслуживание);

- лучшая упаковка (по некоторым  видам продукции);

- более гибкая ценовая политика;

- вопросы снабжения сырьем решаются  более профессионально;

- менее дорогое сырье и материалы;

- хорошая репутация у покупателей.

Слабые стороны:

- старое оборудование, большие  объемы отходов, необходимость частых  ремонтов и проверки технического  состояния оборудования;

- расположение в центре города: тесные производственные помещения, отсутствие единого склада готовой продукции;

- дополнительные транспортные  издержки (наличие удаленного склада  сырья);

- более низкая прибыльность  из-за высоких издержек.

Возможности:

- выход на новые рынки или  сегменты рынка;

- расширение производственной линии;

- вертикальная интеграция.

Угрозы:

- возможность появления новых  конкурентов;

- возрастающее давление на цены  у покупателей и поставщиков;

- растущее конкурентное давление.

 

Сильными сторонами продуктов фирмы являются дизайн и доставка. Слабой стороной - нестабильное качество. Фирма не является ценовым лидером. На фабрике "Заря" существует адаптированная к сегодняшнему дню маркетинговая концепция. Она прежде всего основывается на сочетании интенсификации коммерческих усилий (затронута сфера стимулирования и сбыта) и маркетингового подхода к разработке перспективных видов продукции. В перспективе планируется сокращение ассортимента выпускаемой продукции, а также замена изношенных основных фондов.

За последние годы маркетинговой службой была создана своя сеть фирменных магазинов и оптовых складов. Основные достоинства данной схемы работы - это каждодневно поступающая на счет выручка, широчайший ассортимент, более низкие отпускные цены, свежий продукт.

Процесс определения маркетинговой стратегии и формирования продуктового портфеля предполагает соотнесение их с целями и миссией организации. ОАО "Заря" была определена следующая миссия: производство высококачественных кондитерских изделий с целью максимального удовлетворения потребностей покупателей и получения максимальной прибыли инвесторами и акционерами.

С точки зрения стратегического управления, цель фирмы - быстрый рост.

Исходя из долгосрочных целей компании, существующую стратегию ОАО "Заря" в общем случае можно определить как стратегию концентрированного роста, а именно стратегию усиления позиции на рынке (Market Penetration).

Для корректировки продуктового портфеля и выбора маркетинговой стратегии по отдельным товарным группам рассмотрим структуру продуктового портфеля и изменение продаж за последний период.

В общем виде продуктовый разрез портфеля 2006 г. фабрики представлен в табл. 1.

 

 

Наименование

% от тоннажа

% от валовой прибыли

Карамель

42,13

27,70

Печенье

30,09

23,30

Конфеты

14,40

20,80

Вафли

8,02

11,10

Торты

3,10

9,70

Мармелад

0,70

2,70

Новогодние подарки

0,40

0,80

Ирис

0,10

0,08


Табл.1

В 2006 г. перед компанией был поставлен ряд задач, ход выполнения которых представлен в табл. 2.

Показатель

Факт 2005 г.

План 2006 г.

Факт 2006 г.

     

Изменение к уровню 2005 г., %

Отклонение от плана 2006 г., %

Увеличение объемов продаж на 10% относительно 2005 г., тонн

13423

14800

-2,60

-11,65

Увеличение рентабельности продуктового портфеля, %

20

23

15,59

0,43

Увеличение доли рынка г. Казани на 5% (с 46% до 51%), тонн

4771

5010

3,24

-1,69

Увеличение объемов продаж на территории РТ на 25%, тонн

2603

3254

45,67

1,17

Увеличение объемов продаж по России и странам СНГ на 5%, тонн

6231

6536

-30,48

-41,98


Табл.2

Основной объем производства фабрики "Заря" составляют карамель и печенье. При этом объемы продаж по основным видам продукции в 2006 г. не только не достигли запланированных, но и упали относительно предыдущего периода (кроме карамели). Это привело к общему падению объема продаж. Причины отклонения результатов - как во внешней среде, так и во внутренних изменениях.

К внешним причинам относятся:

1. Экспансия украинской продукции  на российский кондитерский рынок: 75% (172 тыс. тонн) - доля украинской  продукции из всего импорта  кондитерской продукции в России. Отпускные цены на 16-20% ниже уровня цен российских компаний.

2. Динамичность рынка кондитерских  изделий. Потребление шоколадной  продукции в 2006 г. увеличилось почти  в 1,5 раза. За счет роста покупательной  способности предпочтение отдано  более дорогой и качественной продукции.

3. Высокая концентрация производителей  кондитерских изделий на близлежащих  территориях.

К внутренним причинам отклонения от плана можно отнести:

1. Недостаток оборотных средств, ведущий к задержке всех запланированных  программ.

2. Негибкое реагирование на изменения предпочтений потребителей: не запущена программа по комбинированным роторам, предусматривающая оптимизацию производства фасованного и весового печенья.

3. Относительно высокая себестоимость  производимой карамели не позволяет конкурировать в нижних ценовых сегментах, а технологические ограничения имеющегося оборудования все меньше отвечают ожиданиям покупателей и не позволяют перепозиционировать продукт в средний ценовой сегмент.

4. Невысокий уровень дистрибуции.

Для выработки стратегии позиционирования продукции необходимо учитывать данные ситуационного анализа - SWOT-анализ. Предварительно рассмотрев сильные и слабые стороны организации, составим матрицу SWOT для ОАО "Заря" (табл. 3):

 

 

Возможности:

1. Выход на новые рынки или сегменты рынка.

2. Расширение производственной  линии.

Угрозы:

1. Возможность появления новых  конкурентов.

2. Возрастающее влияние на цены  у покупателей и поставщиков.

Сильные стороны:

Более образованное, динамичное, гибкое и молодое руководство среднего звена.

ПОЛЕ "СИВ"

Выход на новые рынки - репутация, гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, упаковка. Расширение производства - активная роль маркетинга, образованное руководство.

ПОЛЕ "СИУ"

Появление новых конкурентов - гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, репутация, упа-ковка. Влияние на цены покупате-лями и поставщиками - гибкое руководство, ценовая политика.

Слабые стороны:

1. Старое оборудование, большие  объемы отходов.

2. Тесные производственные помещения

ПОЛЕ "СЛВ"

Старое оборудование - расширение производственной линии. Тесные производственные помещения - вертикальная интеграция. Низкая прибыльность, дополнительные издержки - выход на новые рынки.

 

ПОЛЕ "СЛУ"

Конкурентное давление - старое оборудование, более низкая прибыль из-за высоких издержек. Влияние на цены покупателями и поставщиками - более низкая прибыльность из-за высоких издержек


Табл.3

Считается, что при выработке стратегии основное внимание нужно уделить полю "СИВ", так как оно дает возможность для развития. Сопоставление на поле "СИВ" возможности выхода на новые рынки с сильными сторонами фабрики создает благоприятные условия прежде всего в отношении перспективных, с разработанным брендом продуктов (карамельная линейка, "Класс!", печенье "Счастливый день"). К этим продуктам необходимо применить активную атакующую стратегию, расширить производство и позиционироваться на новых ценовых сегментах.

На поле "СИУ" угрозы усиления конкурентного давления касаются прежде всего основных продуктов фабрики (карамели, печенья, тортов, конфет). С учетом сильных сторон ОАО "Заря" (гибкая ценовая политика, репутация, упаковка) маркетинговую стратегию для данных продуктов можно определить как оборонительную, так как необходимо учитывать также факторы, попавшие на поле "слабость и угроза".

Оборонительная стратегия сформулирована на основе результатов маркетинговых исследований в виде стратегий позиционирования основных продуктов фабрики "Заря" (карамель, печенье, торты, конфеты).

На поле "СЛВ" (слабость и возможность) данная комбинация факторов позволяет за счет появившейся возможности (расширения производственных мощностей вследствие выхода на новые рынки) устранить слабые стороны организации (старое оборудование, большие объемы отходов).

Также вследствие вертикальной интеграции (вхождения в кондитерский холдинг) можно ослабить влияние слабых сторон организации (тесные производственные помещения, отсутствие единого склада готовой продукции, дополнительные издержки по внутрифабричному транспорту, более низкая прибыльность из-за высоких издержек).

В SWOT-анализе необходимо не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для фирмы является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей. Для такой оценки применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей. Матрица возможностей для ОАО "Заря" представлена в табл.4:

 

 

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

Выход на новые рынки или сегменты рынка за счет брендированной продукции

Вертикальная интеграция

 

 

Средняя вероятность

Расширение производственной линии

   

Низкая вероятность

     

Табл.4

Как видно, все три возможности фирмы имеют для нее большое значение и их надо обязательно использовать.

Похожая матрица составляется для оценки угроз. Сверху откладываются возможные последствия для фирмы, к которым может привести реализация угрозы. Сбоку откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (табл. 5).

 

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая вероятность

 

Возрастающее конкурентное давление

Возможность появления новых конкурентов

 

Средняя вероятность

     

Возрастающее влияние на цены у покупателей и поставщиков

Низкая вероятность

       

Табл.5

Самая опасная угроза - возрастающее конкурентное давление - должна быть обязательно и немедленно устранена. Угроза появления новых конкурентов должна постоянно находиться в поле зрения руководства фирмы и устраняться в первостепенном порядке. Что касается возрастания влияния покупателей и поставщиков на цены, то этой угрозе можно уделить меньше внимания.

Применение в стратегическом планировании современных методов анализа позволяет эффективно управлять продуктовым портфелем предприятия, вырабатывать соответствующие маркетинговые стратегии по продуктовым линиям для достижения целей организации в целом.

 

3. ПУТИ РЕШЕНИЯ, ОПТИМИЗАЦИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ

 

3.1. Пути решения стратегических вопросов на ОАО "Казанская кондитерская фабрика "Заря"

 

Для получения желаемых результатов деятельности на каждом предприятии должна быть разработана стратегия развития предприятия хотя бы на ближайшие пять лет. ОАО "Казанская кондитерская фабрика "Заря" за этот период планирует освоить новые рынки сбыта за счет расширения ассортимента выпускаемой продукции.

В текущем году планируется стабилизировать производство, исходя из реальных мощностей, в результате чего, будут выделены средства на расширение производства.

Проведенный анализ на ОАО "Казанская кондитерская фабрика "Заря" (глава 2), позволяет сделать вывод, что для выполнения данных мероприятий необходимо выбрать следующие пути решения:

Информация о работе Влияние внешней среды на стратегию и тактику предприятия