Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:39, курсовая работа
Одной из важнейших сфер деятельности российских организаций на современном этапе является внешнеэкономическая. До падения административно-командной системы экономика нашего государства представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами власти проводилась политика автаркии, являвшаяся тормозом экономического и технического прогресса. При такой политике отечественные организации не нуждались в выходе на внешние рынки,
Введение 3
Основы внешнеэкономической деятельности организации 6
1.1. Организация как субъект внешнеэкономической деятельности
1.2. Основные формы внешнеэкономической деятельности российских организаций 6
Государственное регулирование внешнеэкономической
деятельности 15
2. Проблемы развития внешнеэкономической деятельности
(на примере машиностроения) 21
2.1. Современное состояние внешнеэкономической деятельности
(на примере машиностроения) 23
2.2. Перспективы и пути развития внешнеэкономической деятельности российских организаций (на примере машиностроения) 27
Заключение 29
Список использованной литературы 36
Согласно Закону РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», экспорт из России и импорт в Россию осуществляется без количественных ограничений. Ограничения могут вводиться только в исключительных случаях, таких как ограничение экспорта стратегически важного сырья и товаров для избегания нанесения ущерба национальной экономике.
Законом предусматриваются
и такие меры содействия экспорта
и внешнеэкономической
В начале 1996 года была одобрена Федеральная программа развития экспорта, в которой предусмотрены шаги в направлении изучения зарубежных рынков, подготовки кадров, развития международной специализации и кооперации производства.
Правительство Российской
Федерации принимает меры по созданию
благоприятных условий для
В условиях экономического кризиса одним из наиболее важных направлений в повышении эффективности производства предприятий является привлечение иностранных инвестиций и кооперация производства. Регулирование международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Одним из таких актов является закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Настоящий Закон определяет правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории РФ и направлен на привлечение и эффективное использование в народном хозяйстве Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, управленческого опыта.
Государство всячески содействует российским предприятиям в привлечении иностранных инвестиций. В частности, таким предприятиям оно предоставляет льготы и оказывает помощь, в том числе и финансовую. Приток инвестиций во многом зависит от того, насколько стимулирующее воздействие оказывает на них налоговая система страны. Предприятия с иностранным участием льготами при налоговом и таможенном обложении. Так от налога на добавленную стоимость освобождены:
- технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему;
- товары, ввозимые в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями;
- кредитные средства;
- товары, ввозимые в счет погашения государственных кредитов.
От взимания таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, ввозимые работниками предприятий с иностранными инвестициями для собственных нужд.
Высокоэффективным инвестиционным проектам, срок окупаемости которых не превышает двух лет и в которые частный инвестор вкладывает собственные средства, предоставляется государственная поддержка, не менее 20 % от стоимости проекта.
Размер государственной помощи, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, устанавливается в зависимости от категории проекта, и не может превышать:
- 50 % стоимости для проектов, обеспечивающих производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов;
- 40 % для проектов, обеспечивающих производство экспортных товаров несырьевых отраслей;
- 30 % для проектов, обеспечивающих производство импортозамещающей продукции;
- 20 % для проектов, обеспечивающих производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.
Размер государственной помощи в виде государственных гарантий устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать 60 % заемных средств, необходимых для его осуществления.
Частный инвестор вправе выбирать наиболее предпочтительную для него форму государственной поддержки, в том числе:
- предоставление средств федерального бюджета на возвратной основе;
- предоставление государственных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ;
- предоставление государственных гарантий для инвестиционного проекта.
Условия предоставления государственной поддержки за счет средств федерального бюджета определяются в соответствии с законом о федеральном бюджете на очередной год.
Предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 %, вправе без лицензии экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных действующими международными договорами на территории России. Экспорт и импорт другой продукции осуществляется предприятиями с иностранными инвестициями на общих основаниях.
В целом режим хозяйственной деятельности предприятий с иностранными инвестициями такой же, как и для всех российских предприятий, хотя первые пользуются некоторыми льготами при налоговом и таможенном обложении.
Таким образом,
можно сделать вывод, что государство
не создает препятствий на пути развития
внешнеэкономической
Но решающую роль в совершенствовании структуры производства и внешней торговли должно сыграть не государство, а сами предприятия. Только на пути развития современного конкурентоспособного производства, в том числе и наукоемкого, повышения эффективности от работы на мировых рынках, российский бизнес может стать равноправным партнером Запада.
2. Проблемы
развития внешнеэкономической
Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности России. Место и роль, которую эта отрасль занимает в народном хозяйстве страны, предопределяет во многом направление политики государства в области экономики. Машиностроение, создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда - в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса, а также на другие экономические показатели в различных отраслях народного хозяйства. Это и является его отличительной особенностью. На долю машиностроения приходится более 1/3 товарного производства промышленности России, 2/5 промышленно-производственного персонала, почти 1/4 основных промышленно-производственных фондов. Машиностроение является частью всей индустрии России, и особенности внешнеэкономической деятельности предприятий машиностроения схожи с ее особенностями в остальных отраслях.
Внешнеэкономическая деятельность является одной из важнейших сфер деятельности предприятий машиностроения. До падения административно-командной системы в экономике у предприятий не возникала необходимость выходить на мировой рынок, поскольку их продукция всегда находила рынки сбыта внутри страны, что обеспечивалось постоянным дефицитом, который вынуждал покупателя приобретать имеющуюся на рынке продукцию, а также органами государственной власти, обеспечивавших распределение произведенной продукции (например, Госпланом). Но в связи с крушением директивного планирования и на фоне глубокого экономического кризиса продукция машиностроительной отрасли перестала столь успешно реализовываться на внутреннем рынке. Это также связано с сокращением государственного заказа на вооружения, так как большинство предприятий отрасли находилось в составе военно-промышленного комплекса.
Реформирование российской
промышленности, конверсия военного
производства, снижение бюджетных расходов
с 1992 года привели к кризису
Масштабы спада производства в машиностроительном комплексе, за годы реформ, характеризуются следующими показателями: в 1992 году объем производства снизился на 11,7 %; в 1993 - на 14,9 %; в 1994 - на 42,4 %; в 1995 - на 4,4 %. По некоторым видам продукции объемы производства упали намного ниже предельно допустимого уровня, обеспечивающего замену изношенного и выбывающего оборудования у потребителя и сохранение стабильного уровня производства у производителя. Возник критический дисбаланс между производственным потенциалом и фактическим уровнем производства.
Россия, занимавшая в конце 80-х годов пятое место (после Японии, Германии, США, Италии) по производству металлообрабатывающего оборудования резко сдала свои позиции.
Положение в машиностроительном комплексе также усугубляется оттоком высококвалифицированных кадров, в том числе из научных и конструкторско-технологических организаций.
Также еще одним кризисным явлением в машиностроении России является свертывание инвестиций. Это является одной из самых негативных тенденций. Начиная с 1991 года, капитальные вложения не покрывают выбытие и износ основных фондов, происходит разрушение мощностей. Нарастает качественная деградация производственного аппарата, из-за чего конкурентоспособность продукции падает.
Все эти факторы привели к особо нежелательным для предприятий последствиям, таким, как резкому спаду производства, сокращению платежеспособности и росту задолженностей предприятий, массовому банкротству.
В целях дальнейшего выживания российские машиностроительные предприятия стали пытаться выходить на внешние рынки и активно заниматься внешнеэкономической деятельностью, в том числе и привлечением иностранных инвестиций. Но и здесь у них возникли определенные проблемы, о которых речь пойдет ниже.
2.1. Современное состояние внешнеэкономической деятельности (на примере машиностроительной отрасли)
В целом, ситуацию в области
внешнеэкономической
Состояние внешнеэкономической деятельности российских машиностроительных предприятий начнем характеризовать с экспорта и импорта продукции.
Общая сумма экспорта в 1997 году по отношению к 1996 составила 103,8 %, а импорта - 126,0 %. Сальдо внешнеторгового обмена по машинам, оборудованию и транспортным средствам (в млн. долл.) в 1996 году составило –6402,2, а в 1997 году -9898,1.
Таким образом, из приведенных данных можно сделать следующие выводы.
Во-первых, по экспортно-импортным поставкам машин и оборудования Россия имеет отрицательное и растущее сальдо, то есть является чистым импортером продукции машиностроения. Доля изделий машиностроения в общем импорте достигает одной трети, что является очень большой величиной, и при этом около 81% импортируется из стран дальнего зарубежья.
Высокая доля импорта машин и оборудования из бывших союзных республик объясняется желанием скорее обновить мощности промышленного комплекса. Но в перспективе здесь таится серьезная опасность. Если такая тенденция сохранится, машиностроительные предприятия придут в упадок, лишившись заказов российских предприятий, тогда как отечественные заводы, оснащенные западным технологическим оборудованием, попадут в зависимость от поставок комплектующих и запасных частей.
Во-вторых, доля машинотехнической продукции в общем экспорте страны составляет около 6 %, а по другим данным намного меньше, что не характерно для индустриальных стран мира.
В последнее время уменьшилась доля стран СНГ в российском машиностроительном экспорте и импорте, что служит причиной разрыва кооперационных связей между предприятиями, которые в недавнем прошлом являлись единым машиностроительным комплексом.
Также одной из существенных проблем является то, что в общем экспорте машиностроительных предприятий низка доля наукоемкой продукции. А в общем экспорте России она составляет всего лишь 1 %.
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность организации