Внешнеэкономическая деятельность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших сфер деятельности российских организаций на современном этапе является внешнеэкономическая. До падения административно-командной системы экономика нашего государства представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами власти проводилась политика автаркии, являвшаяся тормозом экономического и технического прогресса. При такой политике отечественные организации не нуждались в выходе на внешние рынки,

Содержание работы

Введение 3
Основы внешнеэкономической деятельности организации 6
1.1. Организация как субъект внешнеэкономической деятельности
1.2. Основные формы внешнеэкономической деятельности российских организаций 6
Государственное регулирование внешнеэкономической
деятельности 15
2. Проблемы развития внешнеэкономической деятельности
(на примере машиностроения) 21
2.1. Современное состояние внешнеэкономической деятельности
(на примере машиностроения) 23
2.2. Перспективы и пути развития внешнеэкономической деятельности российских организаций (на примере машиностроения) 27
Заключение 29
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Титульный .doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Согласно Закону РФ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности», экспорт  из России и импорт в Россию осуществляется без количественных ограничений. Ограничения  могут вводиться только в исключительных случаях, таких как ограничение экспорта стратегически важного сырья и товаров для избегания нанесения ущерба национальной экономике.

Законом предусматриваются  и такие меры содействия экспорта и внешнеэкономической деятельности в целом, как ежегодное составление программ развития внешнеторговой деятельности. В долгосрочном плане наиболее важно создать систему стимулирования наиболее эффективного и перспективного экспорта – экспорта готовой продукции. В 1996 году Правительством было принято постановление «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг». В нем предусмотрены определенные льготы экспортоориентированным предприятиям, особенно производящим машино-техническую продукцию, в получении кредитов, в частности под обеспечение их оборотными средствами, за счет федерального бюджета на возвратной основе с уплатой процентов в размере половины учетной ставки Центрального банка РФ.  Предусмотрено гарантирование и страхование экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих и политических рисков.

В начале 1996 года была одобрена Федеральная программа  развития экспорта, в которой предусмотрены  шаги в направлении изучения зарубежных рынков, подготовки кадров, развития международной  специализации и кооперации производства.

Правительство Российской Федерации принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа  российских лиц на рынки других государств, вступая, в частности, в этих целях  в двусторонние и многосторонние переговоры и заключая международные договоры, а, также участвуя в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию торгово-экономических связей Российской Федерации с иностранными государствами.

В условиях экономического кризиса одним из наиболее важных направлений в повышении эффективности производства предприятий является привлечение иностранных инвестиций и кооперация производства. Регулирование  международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Одним из таких актов является закон  «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Настоящий Закон определяет правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории РФ и направлен на привлечение и эффективное использование в народном хозяйстве Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, управленческого опыта.

Государство всячески содействует  российским предприятиям в привлечении  иностранных инвестиций. В частности, таким предприятиям оно предоставляет  льготы и оказывает помощь, в том  числе и финансовую. Приток инвестиций во многом зависит от того, насколько стимулирующее воздействие оказывает на них налоговая система страны. Предприятия  с иностранным участием  льготами при налоговом и таможенном обложении. Так от налога на добавленную стоимость освобождены:

- технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему;

- товары, ввозимые в качестве вклада в уставные фонды предприятий  с иностранными инвестициями;

- кредитные средства;

- товары, ввозимые в счет погашения государственных кредитов.

От взимания таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые в качестве вклада в уставные фонды предприятий  с иностранными инвестициями, ввозимые работниками предприятий с иностранными инвестициями для собственных нужд.

Высокоэффективным инвестиционным проектам, срок окупаемости которых не превышает двух лет и в которые частный инвестор вкладывает собственные средства, предоставляется государственная поддержка, не менее 20 % от стоимости проекта.

Размер государственной  помощи, предоставляемой за счет средств  федерального бюджета, устанавливается в зависимости от категории проекта, и не может превышать:

- 50 % стоимости для проектов, обеспечивающих производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов;

- 40 % для проектов, обеспечивающих производство экспортных товаров несырьевых отраслей;

- 30 % для проектов, обеспечивающих производство импортозамещающей продукции;

- 20 % для проектов, обеспечивающих производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Размер государственной  помощи в виде государственных гарантий устанавливается в зависимости  от категории проекта и не может  превышать 60 % заемных средств, необходимых  для его осуществления.

Частный инвестор вправе выбирать наиболее предпочтительную для него форму государственной поддержки, в том числе:

- предоставление средств федерального бюджета на возвратной основе;

- предоставление государственных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ;

- предоставление государственных гарантий для инвестиционного проекта.

Условия предоставления государственной поддержки за счет средств федерального бюджета определяются в соответствии с законом о  федеральном бюджете на очередной  год.

Предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 %, вправе без лицензии экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственных нужд, за исключением  случаев, предусмотренных действующими международными договорами на территории России. Экспорт и импорт другой продукции осуществляется предприятиями с иностранными инвестициями на общих основаниях.

В целом режим  хозяйственной деятельности предприятий  с иностранными инвестициями такой  же, как и для всех российских предприятий, хотя первые пользуются некоторыми льготами при налоговом и таможенном обложении.

Таким образом, можно сделать вывод, что государство  не создает препятствий на пути развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий, и старается способствовать ей. Предприятие, без каких либо ограничений может находить рынки сбыта для производимой  продукции за пределами своей страны, кооперировать производство и привлекать иностранные инвестиции, что способствует развитию и повышению эффективности производства.

Но решающую роль в совершенствовании структуры  производства и внешней торговли должно сыграть не государство, а  сами предприятия. Только на пути развития современного конкурентоспособного производства, в том числе и наукоемкого, повышения эффективности от работы на мировых рынках, российский бизнес может стать равноправным партнером Запада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы  развития внешнеэкономической деятельности  российских предприятий (на примере машиностроительной отрасли)

Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности России. Место и роль, которую эта отрасль занимает в народном хозяйстве страны, предопределяет во многом направление политики государства в области экономики. Машиностроение, создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда - в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса, а также на другие экономические показатели в различных отраслях народного хозяйства. Это и является его отличительной особенностью. На долю машиностроения приходится более 1/3 товарного производства промышленности России, 2/5 промышленно-производственного персонала, почти 1/4 основных промышленно-производственных фондов. Машиностроение является частью всей индустрии России, и особенности внешнеэкономической деятельности  предприятий машиностроения схожи с ее особенностями в остальных отраслях.

Внешнеэкономическая деятельность является одной из важнейших сфер деятельности предприятий машиностроения. До падения административно-командной системы в экономике у предприятий не возникала необходимость выходить на мировой рынок, поскольку их продукция всегда находила рынки сбыта внутри страны, что обеспечивалось постоянным дефицитом, который вынуждал покупателя приобретать имеющуюся на рынке продукцию, а также органами государственной власти, обеспечивавших распределение произведенной продукции (например, Госпланом). Но в связи с крушением директивного планирования и на фоне глубокого экономического кризиса продукция машиностроительной отрасли перестала столь успешно реализовываться на внутреннем рынке. Это также связано с  сокращением государственного заказа на вооружения, так как большинство предприятий отрасли находилось в составе военно-промышленного комплекса.

Реформирование российской промышленности, конверсия военного производства, снижение бюджетных расходов с 1992 года привели к кризису машиностроительного  комплекса. В первой половине 90-х  годов уменьшилась емкость рынков инвестиционных, потребительских товаров, вооружения и военной техники.

Масштабы спада производства в машиностроительном комплексе, за годы реформ, характеризуются следующими показателями: в 1992 году объем производства снизился на 11,7 %; в 1993 - на 14,9 %; в 1994 - на 42,4 %;  в 1995 - на 4,4 %. По некоторым видам продукции объемы производства упали намного ниже предельно допустимого уровня, обеспечивающего замену изношенного и выбывающего оборудования у потребителя и сохранение стабильного уровня производства у производителя. Возник критический дисбаланс между производственным потенциалом и фактическим уровнем производства.

Россия, занимавшая в  конце 80-х годов пятое место (после  Японии, Германии, США, Италии) по производству металлообрабатывающего оборудования резко сдала свои позиции.

Положение в машиностроительном комплексе также усугубляется оттоком высококвалифицированных кадров, в том числе из научных и конструкторско-технологических организаций.

Также еще одним кризисным  явлением в машиностроении России является свертывание инвестиций. Это является одной из самых негативных тенденций. Начиная с 1991 года, капитальные вложения не покрывают выбытие и износ основных фондов, происходит разрушение мощностей. Нарастает качественная деградация производственного аппарата, из-за чего конкурентоспособность продукции падает.

Все эти факторы привели  к особо нежелательным для  предприятий последствиям, таким, как  резкому спаду производства, сокращению платежеспособности и  росту задолженностей предприятий, массовому банкротству.

В целях дальнейшего выживания российские машиностроительные предприятия стали пытаться выходить на внешние рынки и активно заниматься внешнеэкономической деятельностью, в том числе и привлечением иностранных инвестиций. Но и здесь у них возникли определенные проблемы, о которых речь пойдет ниже.

 

2.1.  Современное  состояние внешнеэкономической  деятельности (на примере машиностроительной отрасли)

В целом, ситуацию в области  внешнеэкономической деятельности машиностроительных предприятий в  настоящее время можно охарактеризовать как сложную. И это связано, прежде всего, с экономическим кризисом в стране, падением уровня производства, неконкурентоспособностью продукции,  недостаточностью средств.

Состояние внешнеэкономической  деятельности российских машиностроительных предприятий начнем характеризовать с экспорта и импорта продукции.

 Общая сумма экспорта в 1997 году по отношению к 1996 составила 103,8 %, а импорта - 126,0 %. Сальдо внешнеторгового обмена по машинам, оборудованию и транспортным средствам (в млн. долл.) в 1996 году составило –6402,2, а в 1997 году  -9898,1.

Таким образом, из приведенных  данных можно сделать следующие  выводы.

Во-первых, по экспортно-импортным  поставкам машин и оборудования Россия имеет отрицательное и  растущее сальдо, то есть является чистым импортером продукции машиностроения. Доля изделий машиностроения в общем импорте достигает одной трети, что является очень большой величиной, и при этом около 81% импортируется из стран дальнего  зарубежья.

Высокая доля импорта  машин и оборудования из бывших союзных республик объясняется желанием скорее обновить мощности промышленного комплекса. Но в перспективе здесь таится серьезная опасность. Если такая тенденция сохранится, машиностроительные предприятия придут в упадок, лишившись заказов российских предприятий, тогда как отечественные заводы, оснащенные западным технологическим оборудованием, попадут в зависимость от поставок комплектующих и запасных частей.

Во-вторых, доля машинотехнической  продукции в общем экспорте страны составляет около 6 %, а по другим данным намного меньше, что не характерно для индустриальных стран мира.

В последнее время  уменьшилась доля стран СНГ в  российском машиностроительном экспорте и импорте, что служит причиной разрыва  кооперационных связей между предприятиями, которые в недавнем прошлом являлись единым машиностроительным комплексом.

Также одной из существенных проблем является то, что в общем  экспорте машиностроительных предприятий  низка доля наукоемкой продукции. А  в общем экспорте России она составляет всего лишь 1 %.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность организации