Внешнеторговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что события, происходящие сейчас в мире, свидетельствуют о новых подходах к экономическим отношениям между странами, поэтому всё большее значение приобретают вопросы организации внешнеэкономической деятельности, её регулирования, заключения контрактов, технологии доставки товаров и расчётов за них, техники оформления внешнеторговых операций и сделок. Международные коммерческие операции, хотя и подчиняются нормам украинского права, но отличаются своими правилами, нормами и обычаями от сделок внутри страны, в том числе и тем, что они регулируются международными нормативными актами

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.21 Кб (Скачать файл)

       В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины. Экспорт «из» и импорт «в» осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях правительством в целях:

-обеспечения национальной безопасности страны;

-выполнения международных обязательств с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

-защиты внутреннего рынка страны.

Постановления о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее, чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

Распределение квот и выдача лицензии при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или проведения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квот.

Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта товара (работ, услуг) могут устанавливаться исходя из национальных интересов, включающих:

-соблюдение общественной морали и правопорядка;

-охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

-сохранение культурного наследия народов;

-защиту культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на них;

-необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;

-обеспечение национальной безопасности;

-защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса;

-выполнение международных обязательств [7, c. 32-40].

Ввозимые на территорию товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в стране [6, c. 304]

На отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия. Перечни таких товаров определяются законами страны.

Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и (или) импорту товаров. Лицензии выдаются органом исполнительной власти исключительно унитарным предприятиям, которые обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту товаров на основе принципов не дискриминации и добросовестной коммерческой практики.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона.

Приграничная торговля осуществляется между лицами данной страны, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории этой страны, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождение (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах с определьными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в отношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах существующей приграничной территории [8, c.57-66]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Содействие  развитию внешнеторговой деятельности  и её стимулирование

 

       Согласно Федерального закона от 13.10.1995 N 157-ФЗ (ред. от 10.02.1999) "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" разрабатываются программы развития внешней торговли.

       В целях стимулирования роста национальной экономики Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации способствуют развитию внешнеторговой деятельности, в том числе через осуществление федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности.

      Федеральная программа развития внешнеторговой деятельности ежегодно разрабатывается Правительством Российской Федерации и представляется на утверждение в Федеральное Собрание Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета.

Указанная федеральная программа содержит:

1) прогноз торгового баланса  как составную часть платежного  баланса Российской Федерации;

2) оценку современного  состояния и проблем торгово - экономических отношений Российской  Федерации с иностранными государствами;

3) план внешних заимствований  Российской Федерации с детальным  описанием целевого использования  иностранных кредитов;

4) план экспортных кредитов, предоставляемых с использованием  средств федерального бюджета  или под гарантии Правительства  Российской Федерации;

5) план обслуживания внешнего  долга Российской Федерации;

6) план поступлений от  обслуживания долгов иностранных  государств перед Российской  Федерацией;

7) перечень мер государственного  внешнеторгового регулирования, принимаемых  или намечаемых в соответствующем  году, ставки пошлин таможенного тарифа и пределы их возможного изменения, количественные ограничения экспорта и импорта, а также перечень мер по защите внутреннего рынка и валютного регулирования;

8) перечень мер стимулирования  промышленного экспорта на соответствующий  год;

9) реестр случаев дискриминации  и нарушений двусторонних и  многосторонних обязательств, допущенных  в отношении российских лиц  на рынках отдельных государств, и перечень принятых или намечаемых  мер по защите законных торгово - экономических интересов Российской  Федерации.

        Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции совместно с федеральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, разрабатывают программы развития внешнеторговой деятельности на своих территориях. 

       В целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации действует система внешнеторговой информации, финансируемая за счет средств федерального бюджета и управляемая федеральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона.

       Внешнеторговая информация содержит сведения:

1) о федеральной и региональных  программах развития внешнеторговой деятельности;

2) о российских и иностранных  лицах, осуществляющих внешнеторговую  деятельность на российском рынке;

3) о российских и иностранных  лицах, получивших квоты и лицензии;

4) о российском и иностранном  законодательстве в сфере внешнеторговой  деятельности;

5) о деятельности торговых  представительств Российской Федерации  за рубежом;

6) о деятельности государственного  специализированного российского  экспортно - импортного банка и других организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности;

7) о таможенной статистике  Российской Федерации;

8) о конъюнктуре на  зарубежных рынках по основным  товарным группам;

9) о правовых актах  Российской Федерации по стандартизации  и сертификации;

10) о правонарушениях в  сфере внешнеторговой деятельности;

11) о перечне товаров, запрещенных  для ввоза на территорию Российской  Федерации и вывоза с ее  территории;

12) другие сведения, полезные  для ведения внешнеторговой деятельности.

      Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, обязан в разумный срок предоставить необходимую внешнеторговую информацию российскому или иностранному лицу - участнику внешнеторговой деятельности за плату.

       Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции и в лице своих уполномоченных органов осуществляют в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации мероприятия, включая необходимое их финансирование, по содействию развитию внешнеторговой деятельности, в том числе:

1) разработку программ  развития внешнеторговой деятельности, предусмотренных статьей 24 настоящего Федерального закона;

2) обеспечение кредитования  участников внешнеторговой деятельности;

3) обеспечение функционирования  систем гарантий и страхования  экспортных кредитов;

4) организацию торговых  выставок и ярмарок, специализированных  симпозиумов и конференций и  участие в них;

5) проведение рекламных  кампаний и кампаний по развитию  экспорта товаров и услуг;

6) обеспечение создания  системы внешнеторговой информации  и информационно - консультационных  служб, а также реализацию иных  форм стимулирования и поощрения  внешнеторговой деятельности.

       Правительство Российской Федерации принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки других государств, вступая, в частности, в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры и заключая международные договоры, а также участвуя в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию торгово - экономических связей Российской Федерации с иностранными государствами.

Эффективность государственного регулирования ВЭД во многом обеспечивается за счет выработки обоснованной внешнеэкономической стратегии с всесторонним учетом интересов и возможностей страны на отдельных этапах ее развития и на перспективу.

В качестве главной цели внешнеэкономической политики должно быть провозглашено активное участие страны в создании и развитии нового международного экономического порядка. Речь идет о выработке международных правил, способствующих глобализации деловой активности и размыванию экономических границ; формировании новых норм движения капитала и зарубежных инвестиций, технологий; защите прав интеллектуальной собственности; гармонизации стандартов. Большое значение придается таким вопросам, как усиление координации макроэкономической и валютно-финансовой политики развитых стран, укрепление международной экономической системы, урегулирование внешнеторговых дисбалансов, поддержка развивающихся экономик.

Большую роль играют экономические рычаги регулирования ВЭД.

Развитию ВЭД способствует развитая система государственного страхования торговли и инвестиций.

Государство выступает также организатором системы обслуживания внешнеэкономических связей и финансирует эту деятельность из бюджетных средств. Данная система носит разветвленный характер, охватывая такие сферы деятельности, как сбор и анализ маркетинговой информации, оказание информационно-консультационных услуг, организация рекламно-выставочной работы. Она содействует повышению эффективности ВЭД, приобщению к ней новых участников.

Важным направлением государственного участия во ВЭД является информационное обеспечение коммерческой работы, сбор и анализ зарубежной коммерческой информации.

Эффективность внешнеэкономического комплекса в значительной мере зависит от прочности институциональных основ ВЭД. В системе органов государственного управления этой сферой можно выделить административные, координационные и консультативные.

Среди государственных административных органов особое место занимает Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), которое разрабатывает и координирует промышленную и внешнеторговую политику страны. МВТП обеспечивает развитие торговых отношений с зарубежными странами, решает связанные с внешней торговлей валютные вопросы, содействует производству экспортных товаров, устанавливает квоты на импорт лицензируемых товаров, выдает разрешения на импорт, определяет соответствующие правила торговли.

Данное министерство играет ключевую роль в планировании и структурной перестройке экономики в сторону приоритетного развития внутреннего рынка, высокотехнологичных и непроизводственных отраслей, увеличения экспорта при одновременном росте зарубежных инвестиций, расширения производства за рубежом, создания конкурентоспособной информационноемкой экономики, сокращения внешнеторгового дисбаланса и уменьшения зависимости от импорта сырьевых товаров и энергоресурсов.

Последовательность и согласованность реализации торгово-экономической политики в значительной мере обеспечивается за счет тесной межведомственной координации правительственных органов.

Содействие развитию внешнеторговой политики заключается в следующем:

-усиление государственного участия в определении и реализации целей, приоритетов, основных направлений структурной политики, ее тесной увязке с внешнеэкономическим регулированием;

-укрепление законодательной и нормативно-правовой основы государственного регулирования ВЭД;

-укрепление институциональных основ государственного регулирования ВЭД. В частности, было бы оправданным создать вместо многочисленных и нередко дублирующих друг друга правительственных и межведомственных комиссий по различным вопросам ВЭД одной правительственной комиссии или совета по внешнеэкономическим связям во главе с премьером или первым вице-премьером. Задача этого органа – координация деятельности всех российских министерств и ведомств, занимающихся отдельными областями ВЭД;

-формирование общегосударственной системы информационного обеспечения внешнеторговой деятельности, финансируемой за счет средств государственного бюджета (возможно, с привлечением ресурсов предпринимательских структур) и управляемой специальным уполномоченным органом. Необходимое условие эффективного функционирования такой системы – создание широкой сети информационно-консультативных служб;

Информация о работе Внешнеторговая политика государства