Внешняя среда предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….3
1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………….............4
1.1 Сущность внешней среды функционирования предприятия………..4
1.2 Значение внешней среды……………………………………………....6
1.3 Характеристика внешней среды……………………………………....7
2. ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ …..…11
3. СРЕДА ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ …………..14
3.1 Среда прямого воздействия…………………………………….….....14
3.2 Среда косвенного воздействия………………………………….……18
4. АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРФИРМЫ ООО «ЛАРАНД ТУР»………………………………………………………………………………24
4.1. Цель турфирмы ООО «Ларанд Тур»………………………….......25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 57.00 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….3

     1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………….............4

     1.1 Сущность внешней среды функционирования предприятия………..4

     1.2 Значение внешней среды……………………………………………....6

     1.3 Характеристика внешней среды……………………………………....7

     2. ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ …..…11

     3.  СРЕДА ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ …………..14

     3.1 Среда прямого воздействия…………………………………….….....14

     3.2 Среда косвенного воздействия………………………………….……18

     4. АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРФИРМЫ ООО «ЛАРАНД ТУР»………………………………………………………………………………24

     4.1.  Цель  турфирмы ООО «Ларанд  Тур»………………………….......25

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...30

         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………32 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Любая организация находится и функционирует  в среде. Каждое действие всех без  исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает  его осуществление. Внутренняя среда  организации является источником ее жизненной силы. Она заключает  в себе тот потенциал, который  дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

     Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация  не сможет получить нужные ресурсы  из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом  для достижения ее целей, и тем  самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что современная  среда предприятий характеризуется  чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность  приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие  в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА  ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  ПРЕДПРИЯТИЯ

     1.1   СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЙ  СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

     Внешняя среда – это набор реально  существующих явлений и процессов, прямо или косвенно влияющих на деятельность организации, на уровень неопределенности и риска при принятии управленческих решений.

     Основные  свойства внешней среды следующие:

     -  объемность, т.е. число входящих в нее элементов; большая объемность содержит более 7 элементов, средняя от 4 до 6, малая – до 4 элементов;

     -  сложность, которая определяется трудозатратами на обработку требуемого количества элементов внешней среды;

     -  подвижность ,т.е. скорость обновления ее параметров;

     -  неопределенность, то есть неполнота или неточность информации о состоянии внешней среды.

     Чем выше доля неучтенных элементов во внешней среде, тем сложнее процесс  функционирования организации.

     Однако  необходимо учитывать, что организации  укомплектовываются разными людьми, чьи привычки, потребности, настроения и недостатки необходимо учитывать. Какие люди и как будут работать в организации, какие роли они  будут выполнять – важный элемент  теории организации. Поведение членов организации внутри организации  может рассматриваться как ее внутренняя среда.

     Внешнеэкономическая деятельность это предпринимательская  деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

     Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных  отношений с зарубежными странами.

     Выбор внешнеэкономической деятельности зависит от конкретных направлений  деятельности предприятия, его финансового  положения, механизма государственного регулирования и органов управления внешнеэкономической деятельности, условий хозяйствования предприятий  различных форм собственности.

     Основные  направления внешнеэкономических  связей в современных условиях:

     - восстановление и развитие экспортного  потенциала страны;

     - использование иностранных кредитов  для технического переоснащения;

     - повышение конкурентоспособности  российских товаров на внешнем  рынке на основе модернизации  производства;

     - изменение структуры импорта  за счет увеличения удельного  веса продукции промышленного  производства в форме высокоточных  технологий;

     - обеспечение экономической безопасности  страны за счет совершенствования  экспорта и импорта.

     Каково  же понятие внешней среды, какова ее структура? Впервые понятие “внешней среды” было дано в “Тектологии” – всеобщей организационной науке А.А. Богданова. В этой работе среда рассматривается как сумма внешних отношений, разделяется она на консервативную и изменчивую. В 40-х годах появляется много работ, в которых рассматривается общая теория систем, даются понятия открытой системы и внешняя среда рассматривается как часть пространства, находящаяся за границами внутренней среды. Существуют различные представления о структуре внешней среды.

     М. Портер в работе “Международная конкуренция” в качестве внешней среды выделяет так называемые “конкурентные силы”, в состав которых он включает непосредственных конкурентов, покупателей, поставщиков, фирмы, предлагающие товары – заменители. Он считает, что задача управленца –  не оставлять попыток воздействия  на эти силы.

     Другая  группа американских ученых рассматривает  внешнюю среду как двухуровневую  структуру – внешняя среда  ближнего и дальнего окружения. Это  работы Д. Томпсона, У. Диллома и др.

     Ф. Котлер в работе “Основы маркетинга” внешнюю среду рассматривает как двухуровневую, состоящую из макросреды и микросреды. Внешняя макросреда организации – это совокупность факторов, воздействующих на организацию, на которые организация воздействовать не может (законодательство, демография, состояние экономики, технологии и др.) Внешняя микросреда организации – это совокупность факторов, воздействующих на организацию, на которые она также может воздействовать (конкуренты, потребители, поставщики, контактные организации и др.).

 
     1.2 Значение внешней среды предприятия

      
         В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появились в конце 50-х годов. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь соединенных связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом. 
         Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание. Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Он должен также предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия. 
          Организации, подобно биологическим организмам, должны приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. 
          Первой проблемой при рассмотрении организации как открытой системы является определение внешней среды. Учет внешнего окружения необходимо ограничить только теми аспектами, от которых решающим образом зависит успех организации. Например, по словам Джеральда Белла, внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов.

     1.3 Характеристика внешней среды предприятия

     В процессе своего функционирования любое  предприятие должно не только учитывать  воздействие внешней среды, но и  использовать все имеющиеся возможности своего дальнейшего развития, реализуя для этой цели те или иные пути, большое многообразие которых принято объединять в две большие группы: экстенсивные и интенсивные пути (факторы) развития предприятия. Несколько слов о применяемых здесь терминах.

        Довольно часто в литературе по отношению к предприятию употребляется термины «экономическое развитие», «экономический рост», «техническое развитие», «социальное развитие» и т.д. Представляется, что во многом эти понятия схожи, но между ними безусловно есть свои отличия, подчеркивающие тот или иной аспект развития предприятия. В данном случае под термином «развитие предприятия» предполагается его комплексное, системное и всестороннее социально-экономическое и техническое развитие предприятия. Правомерность использования такого термина («развитие предприятия») обусловлена теснейшей взаимосвязью и взаимозависимостью экономических, технических, социальных, экологических и других аспектов деятельности предприятия, поскольку экономическое развитие является, как правило, следствием (а в последующем — фактором) технического развития, социальное воздействие предприятия возможно при непременном экономическом его развитии, наконец, экологическое развитие практически невозможно без технологического развития. Исходя из этого, применяемый в данном разделе термин «развитие предприятия» характеризует его всестороннее, комплексное развитие.

     Понятие «путь» в данном случае рассматривается  как одно из возможных направлений  развития предприятия, а «фактор» —  как условие, некая предпосылка, реализация которой обеспечит развитие предприятия по экстенсивному или интенсивному пути. Поэтому все факторы, способствующие развитию предприятия принято дифференцировать на экстенсивные и интенсивные. Термин «экстенсивное развитие» подразумевает развитие предприятия, осуществляемое исключительно за счет количественного увеличения (дополнительного привлечения) основных факторов производства. Экстенсивный путь развития предприятия, предполагает расширение производства на основе вовлечения в него дополнительного объема экономических ресурсов: живого труда, основных производственных фондов и оборотных средств. При этом технико-технологическая база производства остается неизменной. Конечным результатом экстенсивного пути развития является рост объемов производства и более полное удовлетворение рыночного спроса на этой основе, что может обеспечить конкретному предприятию увеличение массы получаемой прибыли. Однако роста экономических показателей, характеризующих экономическую эффективность (себестоимость и рентабельность продукции, производительность труда, уровень фондоотдачи и т.д.), практически не происходит.

        Экстенсивное развитие предприятия обеспечивает расширенное воспроизводство при расширении поля производства.

     • вовлечение в производство дополнительного  числа рабочих;

     • расширение производства продукции  за счет строительства и ввода  в действие новых производственных объектов;

     • расширение используемых земельных  площадей;

     • дополнительное вовлечение в производственный оборот материально-сырьевых и топливно-энергетических природных ресурсов.

     При наличии безусловных недостатков, присущих экстенсивному пути производства, тем не менее нельзя не отметить, что, во-первых, на начальных этапах общественного производства это был практически единственный путь удовлетворения все возрастающих потребностей, а во-вторых, использование экстенсивных факторов роста обеспечивает получение так называемых побочных эффектов в виде: все более широкого вовлечения в производство свободных трудовых ресурсов, что приводит к снижению уровня безработицы; повышения эффективности использования всей инфраструктуры действующих предприятий в случае расширения производства (строительство в составе предприятия новых цехов, участков, технологических линий на той же технической основе); улучшения финансового состояния предприятия вследствие получения дополнительной суммы прибыли от расширения производства и др. Поэтому экстенсивный путь развития нельзя признать ошибочным или вредным, он выполнил свою историческую роль, обеспечив существенное развитие экономики, и подготовил основу для реализации нового типа производства — интенсивного.

     Интенсивные факторы обеспечивают интенсивный  путь развития, основанный на применении более эффективных орудий и предметов труда, более совершенных форм организации труда и технологических процессов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса, наиболее полном и эффективном использовании всех факторов. Переход к интенсивному пути развития обусловлен прежде всего тем, что возможности экстенсивного развития, предусматривающего увеличение объемов производства за счет чисто количественного роста применяемых элементов производства в границах качественной независимости, практически исчерпаны. Уровень эффективности использования накопленного производственного потенциала, созданного преимущественно на этапе экстенсивного пути развития, стал снижаться. 
 
 

     2. ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

     Взаимосвязь факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Например, в 70-е годы снижение поставок нефти, прежде всего в силу политической структуры и целей других стран, оказало сильное воздействие на общее состояние экономики США. Рост цен на продукты нефтепереработки повлек за собой общее повышение цен на все. Это же изменение стало катализатором серии правительственных акций, как то: попыток регулирования температуры в общественных местах, распределения топлива, установления нормативов на эффективность использования топлива, учреждения крупного федерального проекта по преодолению энергетической зависимости от других стран. 
           Факт взаимосвязанности особенно значим для мирового рынка, поскольку мир быстро превращается в единый рынок. Внешние факторы уже нельзя рассматривать изолированно, они взаимосвязаны и быстро изменяются. Специалисты даже ввели понятие “хаотичных изменений” (hyperturbulence) для описания внешней среды 80-х годов, которая характеризовалась еще более быстрыми изменениями и более сильной взаимосвязанностью по сравнению с предшествующим периодом. В дальнейшем темп изменений будет продолжать увеличиваться и выживание организации окажется решающим образом связанным с уровнем знаний организации о ее окружении. 
          Под сложностью внешней среды  понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. 
       Организация, на которую оказывают прямое давление государственные постановления, заключение договоров с профсоюзами, заинтересованные группы влияния, многочисленные конкуренты и быстрые технологические изменения, находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями только нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, где нет профсоюзов и замедленны изменения технологии. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается. В менее сложном окружении нужна и менее сложная организационная структура, а также таким организациям приходится иметь дело с небольшим количеством параметров, необходимых для принятия решений. 
 
           Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организации изменяется с нарастающей скоростью. Особенно подвижна внешняя среда, например, в фармацевтической, химической и электронной промышленности, тогда как в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в кондитерской промышленности скорость изменении гораздо ниже. 
Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Например, отдел исследований и разработок может сталкиваться с высокой подвижностью среды, а производственный отдел погружен в относительно медленно меняющуюся среду. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

      

     Неопределенность  внешней среды - является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. 
Основные характеристики внешней среды: 
          1. Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. 
          2. Сложность: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию.  
          3. Подвижность: относительная скорость изменения среды. 
          4. Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности.
 
 
 
 
 
 

      
            

                 

     3. СРЕДА ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

     Одним из способов определения окружения  и облегчения учета его влияния  на организацию состоит в разделении внешних факторов на две основные группы - силы прямого и косвенного воздействия.  
Среда прямого воздействия, согласно Элбингу, включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе также прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
 

       3.1 Среда прямого воздействия

      
          Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Эта зависимость станет очевидной при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов. 
          Поставщики. С точки зрения системного подхода организация - это механизм преобразования входящих элементов в выходящие. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - пример воздействия среды на операции и успешность деятельности организации.  
В ряде случаев все организации определенного региона ведут дела с одним или практически с одним поставщиком. Например, обеспечение энергией, когда все организации получают энергию по ценам, установленным государством. При этом такие изменения, как повышение цен, подействует на организацию в той мере, в какой она расходует энергию. 
          Материалы. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов. При этом в одних регионах, например, в Японии, возможно использование методов ограничения запасов, т.е. фирмы исходят из того, что необходимые для следующего этапа производственного процесса материалы должны доставляться точно в срок. Такая система снабжения требует в высшей степени тесного взаимодействия производителя с поставщиками. В то же время в других регионах может понадобиться поиск альтернативных поставщиков или поддержание значительного объема запасов. Однако запасы связывают деньги, которые приходится расходовать на материалы и хранение. Эта зависимость между деньгами и поставками исходных материалов хорошо иллюстрирует взаимосвязанность переменных. 
          Капитал. Для функционирования и развития организации нужен капитал. В качестве потенциальных инвесторов могут выступать: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации. Чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности получить нужный объем средств.  
          Трудовые ресурсы. Для эффективной деятельности организации, для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, необходимо ее обеспечение персоналом нужных специальностей и квалификации. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Примером могут служить многие сектора компьютерной промышленности. Многие фирмы вынуждены были искать дешевую рабочую силу в других странах. 
Основной заботой современной организации является отбор и поддержка талантливых менеджеров. В проведенных исследованиях при ранжировании по степени важности ряда факторов руководители фирм выделили в первую очередь: привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена управления и обучение способных руководителей внутри фирмы. То, что повышение квалификации менеджеров оказалось по значению выше, чем прибыль, обслуживание потребителей и выплата приемлемых дивидендов акционерам, явный признак важности притока этой категории трудовых ресурсов в организацию. 
        Трудовое законодательство, многие другие законы и государственные учреждения влияют на организацию. В преимущественно частной экономике взаимодействие между покупателями и продавцами каждого вводимого ресурса и каждого результирующего продукта подпадает под действие многочисленных правовых ограничений. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить. 
Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. Практически непрерывно разрабатываются и пересматриваются своды законов о безопасности и охране здоровья на рабочем месте, о защите окружающей среды, о защите интересов потребителя, о финансовой защите и т.п. При этом объем работы, необходимой, чтобы отслеживать и соответствовать действующему законодательству, постоянно возрастает. 
          Государственные органы. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую имеющие силу закона. 

     Законотворчество  местных  органов управления. Регулирующие постановления местных органов власти также усложняют ситуацию. Местные органы власти требуют от предприятий приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами, а если речь идет, например, об энергетике, системах телефонной связи и страхования, то и устанавливают цены. Некоторые местные законы модифицируют федеральные нормы. Организация, которая ведет свои дела на территории десятков субъектов федерации и десятков иностранных государств, сталкивается со сложной и многообразной системой местных установлений. 
            Потребители. Известный специалист по управлению Питер Ф.Друкер утверждает, что единственная подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Под этим понимается, что само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Однако некоммерческие и государственные организации также имеют потребителей в этом смысле. Так, правительство государства и его аппарат существуют только для обслуживания потребностей граждан. То, что граждане являются потребителями и заслуживают к себе соответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с государственной бюрократией, однако в период предвыборных кампаний граждан рассматривают как потребителей, которых нужно “купить”. 
Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам ее деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры может быть довольно значительным. 
            Конкуренты - это важнейший фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия хорошо понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, то предприятию долго не продержаться. Во многих случаях не потребители, а именно конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. 
Важно понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Организации могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.  

     3.2 Среда косвенного воздействия

      
             Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководство должно их учитывать. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации. 
К основным факторам среды косвенного воздействия относятся: технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными управляющими организациями. 
             Технология. Является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. (Следует учитывать весьма широкую трактовку термина technology, обозначающего и процессы, и методы, и технику осуществления любых производственных, обслуживающих и даже творческих видов деятельности.) Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить, и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. 
Скорость изменения технологий в последние десятилетия заметно увеличилась. Из крупных технологических нововведений, которые глубоко затронули все общество и оказали сильное влияние на конкретные организации, можно отметить компьютерную, лазерную, микроволновую, полупроводниковую технологии, интегрированные линии связи, робототехнику, спутниковую связь, атомную энергетику, получение синтетического топлива и продуктов питания, генную инженерию и т.д. Знаменитый социолог Дэниел Белл считает, что в будущем наиболее ценным нововведением будет считаться технология миниатюризации.  
Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. В то же время уже сегодня все организации, чтобы сохранить конкурентоспособность, должны идти в ногу с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности 
          Состояние экономики. Руководство также должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Например, если прогнозируется инфляция, руководство может пойти на увеличение запасов ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда, чтобы сдержать рост издержек. Оно также может решить сделать заем, так как при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле. 
Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала, так как при ухудшении экономической обстановки банки ужесточают условия получения кредита и повышают ставки процента. Так же, при снижении налогов происходит увеличение массы денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать развитию бизнеса. 
То или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное воздействие на другие организации. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом. Так, колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причиной мгновенного обогащения или обнищания фирмы. 
           Социально культурные факторы. Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, и прежде всего, жизненные ценности, традиции, установки, влияют на организацию. Так, например, в системе ценностей американского общества дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальными, даже когда их нельзя рассматривать как противозаконные. Однако, в некоторых других странах такая практика может считаться вполне нормальной. 
На основании специальных исследований было показано, что изменяются и ценностные установки рабочих. В целом, сравнительно молодые рабочие хотят иметь больше независимости и социального взаимодействия на работе.       Многие рабочие и служащие стремятся к работе, которая требует большей гибкости, обладает большей содержательностью, не ущемляет свободу и пробуждает в человеке самоуважение. Многие современные работники не считают, что всю свою трудовую жизнь проведут в одной организации. Эти установки становятся особенно важными для менеджеров в отношении их основной функции - мотивации людей с учетом целей организации. Эти факторы обусловили и появление должности по общественным проблемам корпорации. 
         Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. Хорошим примером может служить производство одежды. Другой пример - это страсти по поводу АЭС, которые резко отрицательно сказались на многих, связанных с этим фирмах. 
         От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями. Например, общественное мнение может оказать давление на фирму, имеющую связи с порицаемыми в обществе организациями, группировками, возможно, и странами. От представлений потребителей о качественном обслуживании зависит повседневная практика магазинов розничной торговли и ресторанов. Результатом социокультурного воздействия на организации стало растущее внимание к социальной ответственности. 
          По замечанию Р.Джоунса, бывшего председателя правления фирмы “Дженерал Электрик”, организации должны быть в состоянии предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать их более эффективно, чем конкуренты. А это означает, что сама корпорация должна изменяться, сознательно трансформируясь в организацию, приспособленную к новой среде. 
          Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них - позиция администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Эта позиция влияет на такие действия правительства, как налогообложение доходов, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма рабочей силы, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы и т.п. 
Другой элемент политической обстановки - это группы особых интересов и лоббисты. Все учреждения госрегулирования являются объектами внимания лоббистских групп, представляющих организации, на которых сказываются решения этих учреждений. 
Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. Для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев (или даже к национализации) или установлению специальных пошлин на импорт. Баланс платежей или проблемы с обслуживанием внешнего долга могут затруднить получение денег, вывозимых в качестве прибыли. С другой стороны, политика может измениться в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа. Установление дипломатических отношений может открыть путь на новые рынки. 
            Отношение с местным населением. Для всякой организации, как фактор среды косвенного воздействия, первостепенное значение имеет отношение к ней местного населения, той общественной среды, в которой организация функционирует. Организации должны прилагать целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местным сообществом. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования школ и общественных организаций, благотворительной деятельности, в поддержке молодых дарований и т.п. 
             Международные факторы. Внешняя среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития отличаются в разных странах. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля эти различия должны приниматься во внимание. 
Так же следует учитывать и международные факторы: 
•Изменение валютных курсов; 
•Политические решения стран-инвестеров; 
• Принимаемые решения международных картелей

      

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4. АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРФИРМЫ ООО «ЛАРАНД ТУР»    

     Турфирма  основана в 1993 году в форме общества с ограниченной ответственностью.    

     Предприятие действует на основании Устава и  действующего законодательства. Оно  подчиняется требованиям Госкомтуризма  и имеет право на осуществление деятельности, связанной с предоставлением туристических услуг и ведёт туроператорскую деятельность по внутреннему , въездному, и выездному туризму в Крыму и на Украине, о чём свидетельствует лицензия АВ №329276, и лицензия министерства транспорта Украины АВ №295013, подтверждающая это право.      

     Основным  направлением ООО «Ларанд Тур» является детский туризм. Так же турфирма занимается организацией взрослого туризма. Разрабатывает и распространяет экскурсионные туры по Крыму. Организовывает отдых для детей-сирот.       

     Турфирма  сотрудничает со школьными учреждениями г. Москвы и Санкт-Петербурга. Для организации детского туризма, ООО «Ларанд Тур» сотрудничает с детскими лагерями Крымского полуострова («ДОЛ Форос» в Форосе, «Кастрополь ДОЛ» в Кастрополе, «Прибой ДОЛ» в Каче, «Нахимовец ДОЛ» в Орловке).      

     Предприятие осуществляет как групповые поездки, так и индивидуальные туры. К каждому туристическому сезону ООО «Ларанд Тур» открывает новые увлекательные маршруты для своих клиентов, которые уже успели оценить качество и уровень обслуживания.      

     В настоящее время ООО «Ларанд Тур» является одним из крупнейших туристических операторов в Крыму с 17-летним опытом работы в сфере туризма. За 17 лет работы на рынке туристического бизнеса предприятие доказало свою жизнестойкость и надёжность.     

     Прочная репутация предприятия – результат  серьёзного и профессионального подхода каждого работника к организации дела. Основа успеха – высокая организованность, постоянное внимание к интересам и запросам туристов, быстрый и качественный сервис, искренняя доброжелательность сотрудников.     

     Для слаженной работы фирмы, должна быть разработана общая задача. Она должна стимулировать и сплачивать рабочий коллектив, определять цель и направления деятельности фирмы.      

     Миссия  ООО «Лранд ЛТД»: удовлетворение потребностей клиента в области туристских услуг.     

Информация о работе Внешняя среда предприятия