Внутрифирменное прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 11:24, реферат

Описание работы

Главной задачей прогнозирования на уровне фирмы является стремление предвидеть, осознать и своевременно приспособиться в своих целях и возможностях к складывающимся обстоятельствам бизнеса. Именно это заставляет предпринимателя составлять прогнозы на будущее.

Файлы: 1 файл

ТЕМА Внутрифирм прогн.docx

— 33.57 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим некоторые  методы прогнозирования сбыта

подробнее.

Один из методов экспертных оценок — это мнение группы руководителей. Его сущность сводится к следующему. Руководители сбытовых подразделений фирмы подготавливают расчеты будущего сбыта. Затем группа высших руководителей различных отделов фирмы рассматривает и обсуждает эти расчеты. При наличии веских аргументов первоначальный прогноз сбыта может быть скорректирован. Окончательное решение принимается комитетом в составе руководителей: а) фирмы; б) сбыта; в) производства; г) финансов.

Другой метод экспертных оценок — комбинация мнений работников сбыта — отдельных торговых агентов (продавцов) и руководителей сбыта. Подготовленные ими оценки сбыта рассматриваются вышестоящими руководителями и с учетом поправок представляются руководству фирмы.

Прогнозирование сбыта  отражает системный взгляд на деятельность фирмы как целенаправленный процесс превращения потоков ресурсов в полезную продукцию. Так в объеме сбыта завершается трансформация материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов в продукцию (товары, услуги).

Прогнозирование инвестиций

В числе долгосрочных первостепенное значение имеют прогнозы инвестиций и технико-технологических инноваций. Особая роль этих прогнозов связана с тем, что они требуют долговременных действий и значительного капитала. Задачи рациональной деятельности фирмы заключаются в определении оптимального количества продукции (товаров) для производства или продажи и требующихся для этого издержек с учетом существующих и перспективных технологических связей. Таким образом "во главе угла" определения оптимального объема деятельности и затрат находится расчет необходимого размера основного капитала для будущего.

Из всех решений фирмы  наибольшей сложностью, неопределенностью и риском обладает именно обоснование долговременных затрат —- капитальных вложений, затрат на НИОКР (научные исследования) и другие инвестиции. В перспективе они в решающей степени будут определять "лицо" фирмы, в том числе ее положение среди конкурентов.

Процедура выбора проекта  инвестиций будущего призвана ответить на вопросы: какой проект следует считать эффективным, а какой — нет? Инвестиционная политика фирмы является частью ее общей стратегии, направленной на прирост активов с целью получения в будущем прибыли. И как любой стратегический план она должна содержать в своей основе прогноз эффективности проекта.

Для прогноза инвестиций требуется обоснование эффективности вариантов проектов и выбор из них наилучшего. Для этих целей чаще всего используются: метод потока денежной наличности; метод нормы рентабельности капитала; метод дисконтирования средств.

Метод потока денежной наличности является из них самым простым. Он основан на применении данных о начальных инвестициях и сроке окупаемости. Метод предполагает расчет суммы прибыли по годам эксплуатации объекта. Эта сумма и является итоговым экономическим эффектом от вложения инвестиций. Преимуществами рассматриваемого метода потока денежной наличности являются: а) простота расчетов; б) возможность ранжирования проектов в зависимости от сроков окупаемости; в) определенность суммы инвестиций. Но у метода есть и недостатки: а) недооценка прибыльности как отдачи от вложенных инвестиций; б) одинаковая оценка основного капитала в первый и восьмой год эксплуатации. Поэтому для повышения точности расчетов рекомендуется в нем также учитывать амортизацию и возможности ее использования.

Метод нормы  рентабельности капитала основан на учете эффективности инвестиционных проектов, с применением дисконтирования.

Дисконтирование — это  приведение экономических показателей разных лет к сопоставимому по времени виду. Соответственно дисконтированная стоимость - это оценка будущих доходов в текущих ценах.

Таким образом, метод дисконтирования средств построен на приведении суммы прибыли будущего в текущие соизмерители и сопоставлении ее с суммой инвестиций: при превышении прибыли над инвестициями можно говорить о целесообразности (эффективности) вложений (инвестиций) в объект, при превышении инвестиций — наоборот. Существует несколько вариантов этого метода. Но все они построены на допущении того, что деньги, получаемые в будущем, будут иметь меньшую стоимость, чем сегодня. Это связано с тем, что имеющаяся сегодня сумма инвестиций будет сокращаться под воздействием разных факторов (типа инфляции) и ставки процента на заемный капитал.

Прогнозирование хозяйственного риска

Деятельность фирмы  в условиях рынка всегда подвержена риску. И это неудивительно, так как любая фирма предпринимает действия по укреплению своего положения в ущерб другим предприятиям-конкурентам. Аналогичные действия принимаются и другими фирмами. Соответственно на рынке действия одной фирмы вступают в противоречие с действиями других фирм, что и порождает риск, т. е. возможную ситуацию опасности, когда предприятие может получить меньше прибыли или даже убыток вместо предусмотренного положительного результата. Хозяйственный риск, как соль предпринимательства, является непременным атрибутом рыночной среды, и его роль в рыночной экономике весьма значительна.

В случае неблагоприятных  обстоятельств фирма несет ответственность своим имуществом и добрым именем. Поэтому важной задачей, входящей в сферу прогнозирования фирмы, является: а) осознание и определение степени риска; б) разработка мер его снижения или выбор иного варианта действий. Прогнозирование риска является составной частью прогнозной экономической работы фирмы.

Прогнозирование хозяйственного риска выполняется, как правило, одновременно, а иногда и после выполнения некоторых плановых расчетов, связанных с определением долгосрочных целей развития фирмы. Так, вначале на основе прогнозов спроса, сбыта и инвестиций в фирме рассчитываются варианты стратегического плана, по которым затем можно определить прогноз риска. Это поможет выбрать из имеющихся вариантов стратегии развития наименее рискованную.

Существуют различные  методы прогнозирования риска — от простых до очень сложных. Различают методы прогнозирования как самого риска (его степени), так и ситуаций в условиях рисковой среды. Рассмотрим некоторые из них.

К наиболее популярным методам  определения риска относится рейтинг фирм, т. е. оценка фирм путем отнесению к определенному классу, разряду или категории. Так, широко известны методы рейтинга по индексам Dow Jones, Nikkei, NASDAQ и др.

Примерно по этому же принципу построен другой метод прогнозирования риска — ранжирование. Ранжирование — это упорядочение количественных характеристик каждого из признаков явления по степени убывания их значений. В прогнозировании риска метод предусматривает: во-первых, присвоение веса каждому фактору риска по его значению для безопасной деятельности фирмы и, во-вторых, определение объективно-эмпирическими методами вероятности наступления рискованного события этого фактора. На основе произведения этих двух величин определяется общий показатель риска данного события. Меры по снижению риска будут направлены на нивелирование фактора с максимальным значением риска.

Более сложные методы прогнозирования  риска и мер его уменьшения связаны с применением правил минимизации риска.

Здесь определяется оптимальный  вариант действий фирмы по получению прибыли при различных складывающихся обстоятельствах деятельности. Считается, что риска тем больше, чем меньше полнота и точность информации, чем протяженнее период прогнозируемого решения. В ходе изучения риска рассматриваются варианты событий (стратегий) с оценкой вероятного недополучения планируемой прибыли с учетом следующих основных правил минимизации риска:

  1. Выбор наиболее вероятного варианта развития события.
  2. Определение общего показателя ожидания события. Расчет выполняется примерно так же, как было указано ранее применительно к факторам по весу, но уже не по отношению к риску, а по отношению к наступлению события.
  3. Принцип минимакса. Он основан на задаче полного исключения риска ("правило осторожного пессимиста").

4. Принцип минимаксного  риска. В этом случае происходит минимизация максимального риска ("политика боязливого управляющего").




Информация о работе Внутрифирменное прогнозирование