Внутрифирменное прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 11:24, реферат

Описание работы

Главной задачей прогнозирования на уровне фирмы является стремление предвидеть, осознать и своевременно приспособиться в своих целях и возможностях к складывающимся обстоятельствам бизнеса. Именно это заставляет предпринимателя составлять прогнозы на будущее.

Файлы: 1 файл

ТЕМА Внутрифирм прогн.docx

— 33.57 Кб (Скачать файл)

Внутрифирменное прогнозирование

Задачи рационального  хозяйствования во многом зависят от качества прогнозов. Экономическое прогнозирование способствует определению целей деятельности фирмы путем исследования тенденций среды хозяйствования, в том числе сильных и слабых сторон собственной организации.

Главной задачей прогнозирования  на уровне фирмы является стремление предвидеть, осознать и своевременно приспособиться в своих целях и возможностях к складывающимся обстоятельствам бизнеса. Именно это заставляет предпринимателя составлять прогнозы на будущее. Другими задачами прогнозирования являются:

  • выявление объективно складывающихся тенденций хозяйствования;
  • анализ потенциала фирмы;
  • выявление альтернатив развития;
  • определение проблем, требующих решения в прогнозный период;
  • определение уровня ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и иных), которые: а) будут необходимы фирме для достижения целей деятельности, в том числе по определенным видам ресурсов; б) будут у фирмы.

Прогнозные расчеты  фирмы предусматривают использование: во-первых, поисковых прогнозов, особенно при определении перспективы: функционирования, развития, формирования ограничений по ресурсам, основных показателей деятельности; во-вторых, нормативных прогнозов, особенно при определении потребностей покупателей.

Фирмы используют различные  временные прогнозы — от оперативных до дальнесрочных. Но основное место занимают долгосрочные прогнозы.

Прогнозирование фирмы включает:

  1. составление прогнозов показателей внешней среды хозяйствования. Эти показатели не поддаются планированию и отражают объективно складывающиеся условия бизнеса;
  2. разработку прогнозов, которые будут использованы при планировании показателей. Это прежде всего показатели внутренней среды хозяйствования.

Прогнозы показателей  внешней среды являются исходными для экономических расчетов, определяют последующие прогнозы и планы объемных и качественных показателей фирмы. К этой первой группе относятся прогнозы:

  • экономического состояния региона;
  • отдельных предприятий-конкурентов;
  • спроса на товары, производимые или продаваемые фирмой;
  • конъюнктуры рынка;
  • новых потребностей и технологий на рынке товара и другие.

Качество этих прогнозов  определяется квалификацией прогнозиста и полнотой используемой объективной информации, которая, к сожалению, не всегда бывает доступной для фирмы. Информации никогда не бывает достаточно, так как она может быть достоверной по прошлому и настоящему времени, но не по будущему.

Прогнозы внешней среды  бывают более точными, если они выполняются специальными фирмами или научными учреждениями, например, по заказу государства или региональных властей. Часть этих прогнозов регулярно публикуется в периодической печати, другие можно приобрести в специальных службах.

Для любого предприятия, главная  экономическая цель которого — получение прибыли, понятно, что достичь эту цель можно, лишь выполняя общие "правила игры" на рынке, сообразуя свои возможности и действия с требованиями рынка. Зная прогнозы развития экономики, спроса и предложения, новых технологий, состояния конъюнктуры и др., фирме легче определиться со своей стратегией развития и разработать политику действий в области маркетинга, инвестиций, инноваций и кадров. Основополагающим в этой группе прогнозов фирмы является прогноз спроса.

Ко второй группе относятся прогнозы большей части объемных и качественных показателей деятельности фирмы. Чем важнее показатель, тем выше вероятность того, что его планирование будет построено на основе прогноза, т. е. с учетом объективно складывающихся тенденций рынка и условий деятельности. Фирме для обоснования своей долгосрочной перспективы нет необходимости сразу выполнять планирование с его детальной проработкой мер управления. На начальном этапе обоснования показателя достаточно составить прогноз, а далее, в случае соответствующего решения высшего руководства фирмы, возможен непосредственный переход к планированию с разработкой конкретных мер достижения поставленных целей силами работников фирмы.

Фирма может разрабатывать  следующие основные виды прогнозов состояния среды:

♦ экономический;

  • спроса и объема сбыта;
  • технологический;
  • объема инвестиций;
  • хозяйственного риска.

Экономический прогноз представляет информацию о будущем состоянии экономики страны, территориального бассейна или конкретного геополитического региона. Возможен экономический прогноз по отдельной сфере, например, в области финансов, банковской деятельности, налогообложения, т. е. по различным факторам, влияющим на развитие любого вида предпринимательства. Такой прогноз фирма может составлять с учетом имеющейся информации, опубликованной в периодической печати.

Прогноз спроса является частью экономического прогноза, но тем не менее имеет самостоятельное значение. Прогноз спроса основывается на опубликованных или рассчитанных специализированным учреждением данных, но составляется на уровне фирмы, отражая ее конкретные условия деятельности. Прогноз спроса (объема продажи) определяет реальный уровень спроса на товары фирмы в будущем. Именно он будет положен в основу прогноза сбыта, объема продажи, а далее — всех остальных экономических обоснований фирмы: прибыли, капитала, затрат, персонала. Прогноз спроса окажет влияние на все последующие расчеты фирмы: что надо производить, в каком объеме, кому и по какой цене продавать, какие для этого потребуются инвестиции, какую можно ожидать прибыль и рентабельность.

Технологический прогноз охватывает уровень технического прогресса или будущее состояние технологического развития в сферах, оказывающих непосредственное влияние на деятельность фирмы. Например, фирма, занимающаяся производством или продажей компьютеров, должна знать прогноз технических возможностей по расширению объема памяти на дискетах. Прогноз технологических прорывов подскажет фирме, нужно ли: а) проводить интенсификацию существующих мощностей; б) увеличивать инвестиции в расширение уже имеющегося производства; в) ориентироваться в будущем на новые технологические проекты. Прогноз технологий тесно связан с прогнозом инвестиций фирмы.

Таким образом, главной задачей  внутрифирменного прогнозирования является стремление предвидеть, осознать и своевременно приспособиться в своих целях и возможностях к складывающимся обстоятельствам бизнеса. Прогноз нужен фирме для выигрыша в перспективной борьбе за рынок. Экономическое предвидение помогает увидеть груз устаревшего прошлого, от которого надо своевременно освобождаться, понять перспективу новых идей, полезных для предпринимательства. Прогнозы показателей внешней среды являются исходными для всех последующих экономических расчетов фирмы.

Прогнозирование сбыта  продукции

Прогноз сбыта (продажи) продукции  включает определение основных объемных показателей деятельности фирмы и осуществляется на основе прогноза спроса, определенного для масштабов фирмы.

С объемом сбыта связаны следующие объемные показатели деятельности фирмы:

  • в промышленности и сельском хозяйстве — объем производимой промышленной продукции;
  • в сельском хозяйстве — стоимость продукции растениеводства и животноводства, а также стоимость услуг, оказанных организациями по обслуживанию сельского хозяйства (мелиоративное, ветеринарное, агрохимическое и иное обслуживание);
  • в торговле — оборот розничной торговли и оборот оптовой торговли;
  • в сфере услуг — объем услуг;
  • в общественном питании — оборот общественного питания;
  • на транспорте — грузооборот и объем перевозимых грузов (пассажиров);
  • в строительстве — объем работ.

Эти показатели в условиях коммерциализации деятельности фирм определяют объем сбыта (продажи). Показатель сбыта продукции имеет отношение к производственным предприятиям, показатель продажи товаров — к торговым предприятиям.

Сбыт — это продажа продукции производственного предприятия в рамках выбранной стратегии маркетинга.

Прогнозирование сбыта есть целенаправленный процесс превращения потоков ресурсов в полезную продукцию.

Сбытовой потенциал  фирмы формирует производственные мощности, которые, в свою очередь, определяют необходимые издержки, потребность в персонале, а в конечном итоге — финансовый план. На основе объема сбыта будет формироваться производственная программа деятельности. Прогноз сбыта содержит разные измерители. Но среди них обязательно должны быть количество единиц продукции и цена.

Прогноз сбыта подготавливается отделом маркетинга и после рассмотрения высшим руководством фирмы сообщается всем ее подразделениям. Особенно это касается отделов по работе с конкретными видами продукции. В фирме может создаваться группа (отдел) по разработке нового вида продукции. Прогноз сбыта будет учитывать наименования как уже производимой продукции, так и новые ее виды, в том числе их производство по годам в будущем.

Прогноз конъюнктуры рынка во многом связан с прогнозом спроса, который должен дополняться прогнозом товарного предложения, в том числе за счет импорта. Здесь, конечно, нужна точная и достоверная информация.

Прогноз состояния экономики в целом базируется на прогнозе социально-экономических показателей, разрабатываемых по заказу правительственных (государственных) ведомств специальными научными учреждениями и фирмами.

Прогноз  экономического положения в данной отрасли

будет включать:

  • связь фирмы с иными отраслевыми субъектами хозяйствования;
  • конкурентов (с учетом их силы и агрессивности, сильых и слабых сторон);
  • тенденции данного товарного рынка;
  • цены;
  • состояние рабочей силы и ее квалификацию.

Для прогноза существования фирмы важно учитывать:

  • динамику ее цен на продукцию;
  • возможные изменения в каналах распределения продукции;
  • изменения в программах продвижения продукции;
  • любые новые виды продукции или их модернизацию;
  • изменения в производственных мощностях;

 

  • квалификацию персонала;
  • дилерскую и иную сеть;
  • финансовое состояние фирмы.

Прогноз сбыта включает такие показатели, как наименование видов продукции и их физический объем. Кроме того, он может включать: цены на различные виды продукции; потребность в производственных мощностях, площадях, техническом парке машин и оборудования; потребность в капитале (основном и оборотном) и потребность в рабочей силе; наконец, общий бюджет прогноза сбыта.

Рекомендуется, чтобы прогноз  сбыта охватывал регионы (в том числе согласно их ранжированию по прибыльности); периоды; каналы распределения; методы сбыта (продажи).

Примерно по этой же схеме  строится и план сбыта, но, конечно, он должен быть более детализированным, более конкретным и увязан с финансово-организационными аспектами осуществления. Некоторые фирмы предпочитают не составлять план сбыта, ограничиваясь разработкой его прогноза и составлением политики сбыта.

Обоснование объема сбыта  рекомендуется производить с учетом прогнозов: спроса на продукцию (товары), производимые или продаваемые фирмой; капитала, прибыли и рентабельности работы.

Применяются следующие  основные методы прогнозирования сбыта:

  1. Метод экспертных оценок (в том числе мнение группы руководителей и комбинация мнений работников сбыта).
  2. Экстраполяция тенденций и цикла. При использовании этого метода неизбежны ошибки, однако он неизменно применяется при прогнозировании сбыта, хотя высокая стохастичность социально-экономических явлений, характерная для России в настоящее время, не способствует высокой точности прогноза, определенного посредством этого метода.
  3. Прогнозирование по портфелю заказов, т. е. на основе имеющихся или предполагаемых заказов потенциальных покупателей продукции, что является предпочтительным для формирования объема сбыта в наукоемких производствах.
  4. Моделирование, в том числе: на основе математической статистики; моделей разного периода упреждения; одновариантных и многовариантных моделей.

Практика показывает, что  в прогнозировании сбыта наиболее успешно могут применяться следующие модели:

  • модель постоянного потребления;
  • прямо пропорциональная модель;
  • сезонно-постоянная модель;
  • сезонная модель с последовательным ростом.

Экономическая сущность прогнозов  сбыта изучается логистикой. Методология прогнозирования сбыта рекомендует рассматривать прогнозы лишь как путеводную нить или вектор при обосновании плана сбыта и других планов. Желательно, чтобы окончательный вариант прогноза выбирался на основе различных методов расчетов.

Информация о работе Внутрифирменное прогнозирование