Выдающиеся меценаты России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 05:21, контрольная работа

Описание работы

Прежде всего, меценатство и благотворительность - это насущная потребность человека совершать благо. В древности это слово было именем собственным. Речь идет об исторической личности - Гае Цельнии Меценате, римском патриции, родившемся в 70-х годах I века до нашей эры. Он оставил в истории настолько значительный след, что его имя стало нарицательным

Содержание работы

Введение 3
1. Истоки меценатства 4
2. Наиболее выдающиеся меценаты России 9
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

выдающиеся меценаты России.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Прежде всего, меценатство и  благотворительность - это насущная потребность человека совершать  благо. В древности это слово  было именем собственным. Речь идет об исторической личности - Гае Цельнии  Меценате, римском патриции, родившемся в 70-х годах I века до нашей эры. Он оставил в истории настолько значительный след, что его имя стало нарицательным.

Занимая высокий государственный  пост, Меценат был чуждым тщеславию  человеком, отдавшим много душевных сил и финансовых средств на поддержку  своих гениальных современников - Горация и Вергилия. Можно сказать, что главный стимул меценатства находится внутри самого мецената. Формы же и методы “творения блага” могут быть различными в зависимости от личностных устремлений и возможностей.

С конца XVIII в. открываются проявления благотворительности в виде меценатства- покровительства искусству, наукам, собирания больших библиотек, коллекций, создания художественных галерей, театров и т. д., то есть всего того, что входит в широкое понятие культуры. Культура во все времена оказывалась тесно связанной с богатством и без его поддержки не могла полноценно существовать. Меценатство на Западе - это явление, которое, наряду с нравственным, имело и юридические основания (снижение налогов или освобождение от них). В России оно чаще было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Можно рассматривать меценатство как причуды обеспеченных людей, не знающих, куда девать деньги. А можно и иначе. Среди предпринимателей, как и среди других слоев населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью, начинавшие понимать в ней смысл, желавшие подняться над течением обыденной жизни, найти в ней какие-то другие отношения

 

1. Истоки  меценатства

 

Понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I в. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший его дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имя стало нарицательным.

Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует с понятием "благотворительность". Благотворительность - это оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и организациям, она может  быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности. Меценатство, более узкое понятие, это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительной деятельностью [3, 163].

История меценатства в России имеет  давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей.

Сегодня принято считать, что меценатство - это нечто само собой разумеющееся. Однако в истории человечества, наряду с сообществами, в которых благотворительная деятельность почиталась непременной чертой правильного поведения, существовали и такие цивилизации, в которых все обстояло ровно наоборот. У России - по европейским стандартам бедной страны, - тем не менее, богатейшие традиции попечительства и меценатства. К сожалению, высокий ореол благотворительности, который формировался в нашем государстве веками, утрачен. Но традиции живы. И люди продолжают заниматься благотворительной деятельностью.

Значительный взлет меценатской  деятельности наступил во время царствования Екатерины II, ее долголетнее правление  было ознаменовано самыми щедрыми наградами, послужившими источником возникновения  многих крупнейших состояний. Наступил расцвет коллекционирования и собирательства.

Граф Григорий Орлов выстроил в  Гатчине великолепный дворец (архитектор Растрелли), где была собрана обширная библиотека. Гатчина стала олицетворением деятельности богатого вельможи, покровителя  муз екатерининского времени.

Век Екатерины выдвинул одного из известнейших деятелей Российского государства графа, а затем князя Александра Александровича Безбородко статс-секретаря Екатерины, а впоследствии канцлера Российской империи. Он был известен как крупный коллекционер и меценат. Ему принадлежала картинная галерея исключительной ценности, которую, по словам многих, едва ли удавалось собрать частным лицам. Коллекция картин князя послужила впоследствии основой знаменитой Кушелевской галереи Академии художеств. Внук князя, граф Николай Александрович Кушелев-Безбородко (1834-1862) завещал это собрание Академии художеств с условием, чтобы галерея была постоянно открыта для художников.

Известна была своим широким  меценатством и благотворительностью фамилия Демидовых. Так, Прокопий Акинфиевич Демидов (1710-1788) жертвовал значительные суммы на строительство коммерческих и народных училищ, а для Московского университета купил дом за 10000 рублей, в который университет был переведен, и пожертвовал университету 20000 рублей с тем, чтобы из процентов с этого капитала выдавались стипендии беднейшим студентам [3, 176].

Еще более известными по своему происхождению  и по размеру состояния были Строгановы. Граф Александр Сергеевич Строганов (1734-1801) составил галерею картин, написанных известными художниками, собрал дорогие коллекции эстампов и медалей. Особое внимание он обращал на устройство библиотеки, которую по числу в ней редких изданий можно было считать одной из первых в Европе. Комедиограф Фонвизин Денис Иванович и поэт Г.Р. Державин пользовались его особым покровительством. Поэты П.И. Богданович и И.А. Крылов были в числе его близких друзей, Гнедич, при его щедром пособии, перевел и издал "Илиаду" Гомера. Последние 10 лет своей жизни А.С. Строганов всецело посвятил постройке Казанского собора в Санкт-Петербурге (архитектор Воронихин). Славу своих предков, как щедрых меценатов, продолжил граф А.С. Строганов (1805-1882). Будучи попечителем Московского университета, он оказал поддержку плеяде молодых профессоров во главе с Т. Н. Грановским. Он стал учредителем Строгановского училища технического рисования в Москве, занявшего видное место в истории русской культуры.

Из старого боярства были и Шереметевы. Николай Петрович Шереметев (1751-1809) был страстным театралом, организовал  у себя в Останкино театральную труппу.

Николай Петрович Румянцев (1754-1826) собирал  древние отечественные рукописи и издавал их. Но особую известность  приобрел устройством огромной библиотеки, которая была доступна для всех. По завещанию он передал ее, а  также множество коллекций и разных редкостей, для учреждения музея, оцененного вместе со зданием в миллион рублей, который носит его имя. Позднее музей был переведен из Петербурга в Москву. Фонды Румянцевского музея послужили основой Российской государственной библиотеки [14, 169].

Одним из богатейших вельмож екатерининского  и александровского времени известным  своим меценатством был Николай  Борисович Юсупов (1751-1831). Он собрал у себя в имении Архангельское  галерею древних мраморных статуй, картин, большую библиотеку, которые были одними из лучших в России. А также завел труппу актеров и устроил театр.

В царствование Николая I все чаще встречаются видные коллекционеры  и меценаты из числа крупного чиновничества. Один из них Федор Иванович Прянишников (1793-1867) "министр почт", как его называли современники. Он был одним из первых собирателей русской живописи, его собрание находится сейчас в Третьяковской галерее. Прянишников поддерживал молодых художников и помог юному Репину, внеся по его просьбе плату за поступление в Академию художеств.

Но подлинного расцвета традиции меценатства  достигли в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков. Это время действительно  можно назвать "золотым веком  русского меценатства". Дворянство стало постепенно терять в этой деятельности свою ведущую роль, крупные состояния мельчали, дробились, происходило оскудение дворянства. В эти годы на сцену истории все более уверенной поступью выходит новое сословие, торгово-купеческое, класс предпринимателей, громко заявляя о себе и в меценатстве. Это были в своей массе выходцы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купечества. Большинство из них стали поддерживать национальную традицию в искусстве и культуре, впоследствии ряд представителей не уступали по своему образованию выходцам из дворянства и проявили немало вкуса и эрудиции при оценке новейших направлений современного западного искусства. По своему характеру это были фигуры трагические: передача огромных сумм из коммерческого сектора в некоммерческий бросала вызов миру капитала, а это неизбежно влекло за собой непонимание, гонения со стороны партнеров, а иногда и разорение. Даже мир культуры и искусства не всегда правильно принимал эти жертвы [14, 181].

В рассматриваемое время в России появилось огромное количество отдельных меценатов и целые династии. Масштабы, этапы и тенденции меценатской деятельности отчетливо прослеживаются на примере истории города Москвы. Далее, в работе мы будем рассматривать деятельность каждого мецената подробно, но чтобы оценить их общий вклад в культуру и искусство города Москвы нужно перечислить, что же осталось потомкам в память о них. Крупнейшая сокровищница русской живописи - Третьяковская галерея братьев Павла и Сергея Третьяковых; Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, деньги на постройку которого выделил Ю.С.Нечаев-Мальцов и куда вошли коллекции И.А. и М.А.Морозовых, С.М.Третьякова, Д.И. и С.И.Щукиных; Театральный музей, который основал А.А.Бахрушин, он носит теперь его имя; Московский художественный театр имени А.П. Чехова, деньги на постройку здания выделил С.Т.Морозов, кроме этого сам принимал участие в строительстве. И это только самые крупные деяния, дошедшие до нашего времени. К сожалению, многие здания, построенные для музеев, театров, библиотек либо не сохранились, либо выполняют теперь не те функции, которые предусматривались при их строительстве, но хотелось бы, чтобы сохранилась память о людях, бескорыстно служивших общественной пользе [14, 193].

Таким образом,     меценатство  в России в конце девятнадцатого-начале двадцатого веков было существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия- все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.

 

2. Наиболее выдающиеся меценаты России

 

 

В России было немало выдающихся меценатов-благотворителей, чье подвижничество, бескорыстие и милосердие могут  служить и сегодня замечательным  вдохновляющим примером в этом благородном  деле.

Меценатство и благотворительность  — это духовно-нравственные ценности, великие проявления гуманизма и  человеколюбия.

В Древнем Риме жил  богач по имени Меценат, который  покровительствовал художникам и поэтам. С давних пор меценатами стали  называть тех, кто бескорыстно помогает людям искусства. Россия славится огромным количеством меценатов. Такими людьми, безусловно, нужно гордиться.

Третьяковы - фамилия  двух родов российских купцов и предпринимателей, не находившихся между собой в  родственной связи. Первые упоминания о Третьяковых относятся к 18 в.; в 1774 Елисей Мартынович Третьяков, купец 3-й гильдии, переселился из Малого Ярославца в Москву. Наследники Третьякова продолжали торговое и промышленное дело. Михаилу Захаровичу Третьякову (1801—1850), а затем его сыновьям Павлу и Сергею принадлежала в Костроме льноткацкая и льнопрядильная фабрика.

Павел Михайлович Третьяков, русский художественный деятель, основатель Третьяковской галереи, действительный член (с 1893) петербургской Академии Художеств, разделял идеи русских просветителей. С 1856 начал собирать произведения русского искусства, преимущественно демократического направления. Рассматривал свою деятельность как национальное дело. В 1892 передал своё собрание в дар г. Москве.

Сергей Михайлович Третьяков - собиратель живописи, деятель городского самоуправления, в 1877—81 московский городской глава. Был активным деятелем Московского художественного общества, Московского училища живописи, Русского музыкального общества. Своё собрание западноевропейской живописи завещал в 1892 через брата Москве. Первоначально оно находилось в Третьяковской галерее, в 1925 было передано в Музей новой западной живописи, ныне — в Эрмитаже (Ленинград) и Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).

Морозовы.

Савва Тимофеевич Морозов – российский предприниматель и меценат. Савва Морозов происходил из купеческой семьи, был потомственным почётным гражданином. Окончил 4-ю московскую гимназию (1881), естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (1885), в 1885-1887 годах изучал химию в Кембриджском университете (Великобритания), одновременно знакомился с организацией текстильного дела на английских фабриках. С 1886г. директор товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко», с 1887г один из пайщиков товарищества, владелец-управляющий; был директором Трёхгорного пивоваренного товарищества в Москве. Возглавив руководство фабрикой, он отменил штрафы, повысил зарплату рабочим, занялся строительством жилья для них. Морозов был необыкновенным человеком. Помогал деньгами революционерам, водил дружбу с писателем М.Горьким и очень любил театр.

Однако наибольший коммерческий успех и слава выпали на долю младшей  ветви Морозовского дома. Основатель ее, Тимофей Саввич Морозов устроил  контору в Твери, но главные усилия сосредоточил на развитии Зуевской фабрики. Эта была мануфактура в полном смысле этого слова, то есть получавшая хлопок и продававшая готовый товар зачастую со своих складов непосредственно потребителю. Тимофей Саввич целиком переоснастил ее английскими станками. Используя новейшее оборудование, высококачественный американский хлопок, импортные красители, он сумел поставить производство таким образом, что оно соответствовало высоким мировым стандартам. Это была одна из самых прибыльных российских компаний, дававшая ежегодно несколько миллионов рублей чистого дохода. Морозов проявил огромную энергию для улучшения производства: приглашал опытных и знающих дело мастеров-англичан и русских инженеров, на свои средства отправлял молодых инженеров на обучение за границу. Село Никольское (ныне это город Орехово-Зуево) напоминало, по словам современников, «удельное княжество Морозовых». Большинство построек здесь были сделаны Морозовыми, а все 15-тысячное население работало на их предприятиях и всецело зависело от них. Даже полиция содержалась за счет Морозовых.

Информация о работе Выдающиеся меценаты России