Взаимосвязь и взаимозависимость использования основный и оборотных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Особое место в системе национальной экономики занимает организация (предприятие). Организация (предприятие) является первичным структурным звеном народнохозяйственного комплекса России. Народнохозяйственный комплекс имеет особые отрасле¬вые, региональные, воспроизводственные и другие структурные характеристики.
Составные элементы народнохозяйственного комплекса могут быть сгруппированы по различным экономическим признакам. Группировка носит условный характер, так как один и тот же субъект хозяйствования может быть отнесен одновременно к различным группам.

Файлы: 1 файл

ЭП курсач.docx

— 77.99 Кб (Скачать файл)

1. Законы, принятые в бывшем СССР; например: Основы законодательств об арендных отношениях в СССР и союзных республиках.

2. Законодательство РСФСР, принятое в перестроечный период; например: Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

3. Законы и подзаконные акты, принятые после 12 июня 1992 г., с последующими изменениями и дополнениями; например: Закон Российской Федерации «О стандартизации», «Об охране окружающей среды».

Весь  этот нормативный массив законодательства принимался в разное время, более  того, при различных политических и правовых условиях и, собственно, отличается своей противоречивостью.

Советское и современное Российское хозяйственное  законодательство никогда не было кодифицировано. В настоящее время основной массив нормативных актов составляют приказы  и инструкции министерств и ведомств Российской Федерации, так как законами Российской Федерации и указами  Президента Российской Федерации урегулированы  не все хозяйственные вопросы.

1. Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные  нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные  гарантии предпринимательства, конституционные  ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию различных  государственных органов в сфере  правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права. Так, в соответствии со ст. 71 в ведении Российской Федерации  находятся, в том числе, федеральная  государственная собственность  и управление ею, установление основ  федеральной политики и федеральные  программы в области экономического развития, установление правовых основ  единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные браки, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство. В главе 8 Конституции  РФ установлены основы местного самоуправления. Так, в ст. 130 сказано, что местное  самоуправление в Российской Федерации  обеспечивает самостоятельное решение  население вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

2. Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские отношения, и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд прежде всего граждан. Некоторые его статьи регулируют не только частно-правовые отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции, национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев Гражданским кодексом РФ определяются внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения. Кодекс содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров – все это представлено в ГК РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401) устанавливает различные основания ответственности, ст. 322 – различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

3. Ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы.

А) законы, регулирующие общие состояние определенного  вида рынка, например Закон РФ «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках», Федеральный  закон «О рынке ценных бумаг»;

Б) Законы, устанавливающие правовое положение  субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы «Об акционерных  обществах», «О финансово-промышленных группах» и др.;

В) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской  деятельности, например Закон РСФСР  «об инвестиционной деятельности», федеральные законы «О связи», «О рекламе» и др.;

г) законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», «закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» и др.;

д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Закон РФ «О стандартизации», Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и др.

4. Подзаконные акты Среди ни них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст.90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст.125 Конституции РФ). Однако некоторые акты Президента, Противоречащие законам, применяются на практике.

Указы как средство регулирования предпринимательских  отношений призваны восполнить пробелы  в решении законом тех или  иных вопросов. Такую задачу решил, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской  деятельности в Российской Федерации» и др.

Постановления правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предпринимательского права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитии и во исполнение законов. Однако этот принцип не всегда выдерживается. Так, долгое время основным источником правового регулирования лицензирования выступало Постановление Правительства РФ «о лицензировании отдельных видов деятельности». В этом смысле более обосновано появление среди актов – источников предпринимательского права Постановления Правительства РФ от 5 августа 1992 г. «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогооблажении прибыли».

Большой массив источников предпринимательского права – нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Мингосимущества РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др. В некоторых сферах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, налогооблажения наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

5. В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще Постановления Верховного Совета РФ. Примером действующего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

6. Нормативно-правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Так, применяется, правда с учетов многочисленных изменений, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г.

7. Мы рассмотрели систему источников предпринимательского права федерального уровня. Вместе с тем в силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе часто напоминает федеральную систему. Так, в Москве среди источников предпринимательского права мы находим Законы Москвы, и распоряжения Мера Москвы, и постановления Правительства Москвы, и акты департаментов Правительства Москвы.

8. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Главные регулирующие возможности муниципальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тайны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Локальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.

10. Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота . В соответствии со ст.4 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившиеся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Обычаи делового оборота в качестве источника права рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. Они применяются наряду с законодательством и при его пробельности, но никак не вопреки. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Обычаи широко применяютсяво внешнеторговом обороте, морских перевозках.

11. Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.

Средство  достижения единообразного понимания  и применения источников права предпринимательской  сферы.

 

 

 

2.1.

Основной капитал включает основные средства, а также незавершенные  долгосрочные инвестиции, нематериальные активы и новые долгосрочные финансовые инвестиции (вложения).

Основные средства, арендованные с  правом последующего выкупа или в  конце аренды по условиям договора, переходящие в собственность  арендатора, учитываются также , как собственные основные средства.

В состав капитала также включаются затраты на незавершенные капитальные  вложения в основные средства и на приобретение оборудования. Эта часть  затрат на приобретение и строительство  основных средств, которая еще не превратилась в основные средства, не может участвовать в процессе хозяйственной деятельности, а поэтому  не должна подвергаться амортизации. В  основной капитал эти затраты  включаются по той причине, что они  уже изъяты из оборотного капитала.

Оборотный капитал ( оборотные средства) – это часть капитала фирмы (предприятия), вложенного в его текущие активы. По материально-вещественному признаку в состав оборотного капитала включаются: предметы труда (сырье, материалы, топливо и т. д.), готовая продукция на складах, товары для перепродажи, денежные средства и средства в расчетах.

Характерной особенностью оборотных  средств является скорость их оборота. Функциональная роль оборотных средств в процессе производства в корне отличается от основного капитала. Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства.

Кругооборот капитала охватывает три стадии : заготовительную, производственную и сбытовую.

Любой бизнес начинается с  некоторой суммы наличных денег, которые развертываются в определенное количество ресурсов для производства.

Элементы  оборотного капитала являются частью непрерывного потока хозяйственных  операций. Покупка приводит к увеличению производственных запасов и кредиторской задолженности; производство ведет  к росту готовой продукции; реализация ведет к росту дебиторской

задолженности и денежных средств в кассе и на расчетном счете. Этот цикл операций многократно повторяется и в итоге сводится к денежным поступлениям и денежным платежам.

Элементы  оборотного капитала непрерывно переходят  из сферы производства в сферу  обращения и вновь возвращаются в производство. Часть оборотного капитала постоянно находится в  сфере производства ( производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция на складе

и т. д. ), а другая часть – в сфере  обращения ( отгруженная продукция, денежные средства ,ценные бумаги и т. д. ).

В практике планирования, учета и анализа  оборотный капитал группируется по следующим признакам:

  1. в зависимости от функциональной роли в процессе производства – оборотные производственные фонды и фонды обращения;
  2. в зависимости от практики контроля, планирования и управления – нормируемые и ненормируемые оборотные средства;
  3. в зависимости от источников формирования оборотного капитала – собственный и заемный оборотный капитал;
  4. в зависимости от ликвидности – абсолютно ликвидные средства, быстро реализуемые средства, медленно реализуемые средства;
  5. в зависимости от степени риска вложения капитала – оборотный капитал с минимальным, малым, средним, высоким риском вложений;
  6. в зависимости от стандартов учета и отражения в балансе фирмы – оборотные средства в запасах, денежные средства, расчеты и прочие активы;
  7. в зависимости от материально-вещественного содержания – предметы труда, готовая продукция и товары, денежные средства и средства в расчетах.

 

 

2.2.

Понятие, сущность, значение и их классификация

Имея ясное представление  о каждом элементе основных фондов в производственном процессе, о их физическом и моральном износе, о факторах, которые влияют на использование основных фондов, можно выявить методы, при помощи которых повышается эффективность использования основных фондов и производственных мощностей предприятия, обеспечивающая снижение издержек производства и, конечно, рост производительности труда.

Информация о работе Взаимосвязь и взаимозависимость использования основный и оборотных средств