Затраты организации и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 12:53, реферат

Описание работы

Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.

Содержание работы

Введение 3
Экономическая природа и сущность затрат 4
Виды затрат 8
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Реферат по затратам 2.doc.docx

— 71.64 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого


Институт экономики и управления

Кафедра маркетинга и управления персоналом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

«Бюджетирование управления персоналом»

Тема: «Затраты организации и их классификация»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород

2014

Оглавление

 

 

“Разные затраты – для разных целей”.

Ч.Т. Хорнгрен, Дж. Фостер

Введение

В экономической теории утвердился подход, согласно которому любое коммерческое предприятие стремится принимать такие решения, которые обеспечивали бы ему получение максимально возможной прибыли. Прибыль зависит в основном от цены продукции и затрат на ее производство и реализацию.

Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.

 

Экономическая природа и сущность затрат

В экономической литературе и нормативных документах часто применяются такие термины, как «издержки», «затраты», «расходы», «себестоимость». Неправильное определение этих понятий может исказить их экономический смысл.

В период построения рыночных отношений важность перечисленных показателей возросла. С переходом к определению финансового результата деятельности предприятия как разницы между доходами и расходами, а также в связи с необходимостью гармонизации российских и международных стандартов бухгалтерского учета, усилилась потребность в новых подходах к этим понятиям, что нашло отражение в современных российских законодательных документах. С 01.01.2000 г. введено в действие Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, которое существенно меняет толкование понятий «расходы», «затраты», «себестоимость». С введением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ эти понятия определяются и для целей налогообложения, что обусловливает новый подход к порядку их расчета.

На практике управление затратами осложняется в связи с тем, что нет однозначного определения понятий «издержки», «затраты», «расходы». Экономическая наука выдвинула несколько точек зрения на затраты и их экономическую природу. Так, например, по мнению К.Маркса «признание приоритета за затратами труда, выраженными в той или иной форме, перед прочими видами затрат» или же высказывание П. Самуэльсона о «признании при формировании издержек производства приоритета не столько за затратами труда, появляющимися в сфере производства, сколько за степенью полезности конечной продукции, выявляемой спросом и предложением».

В экономической теории и практике наряду с понятием затрат широко используется понятие издержек.

Издержки – это денежное выражение суммы ресурсов производства, используемых с какой-либо целью. В отечественной практике затратами на производство считаются все издержки производства, понесенные экономическим субъектом, за определенный период времени.

Следует различать также понятия затрат и расходов. К расходам относятся затраты определенного периода времени, например коммерческие и управленческие расходы. В чем их главное различие? Расходы периода необходимо полностью относить на реализованную за этот период продукцию, они не являются запасоемкими затратами и ожидать от них какой-либо выгоды за пределами данного периода не следует. Таким образом, если затраты на факторы производства в запасах в незавершенном производстве относятся к активам предприятия, то расходы периода отражаются при расчете прибыли от основной деятельности в отчете о прибылях и убытках.

Такое деление затрат на запасоемкие и расходы периода имеет важное значение для оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия, ее прибыльности. В отечественной практике зачастую расходы периода учитывают как запасоемкие затраты, искусственно завышая таким образом полученную прибыль и активы фирмы. Принимая во внимание значительный удельный вес этих расходов на предприятии, искажения могут быть весьма существенные, особенно при значительных колебаниях в объемах сбыта по периодам. Затраты без какой-либо компенсации относятся к потерям. Если компенсация затрат ниже уровня самих затрат, то разница - это убытки.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходами признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

- расходы  по обычным видам деятельности;

- прочие  расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

- расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных  запасов;

- расходы, возникающие непосредственно в  процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы).

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по элементам затрат.

Прочими расходами являются:

  • расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
  • расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
  • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
  • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
  • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • возмещение причиненных организацией убытков;
  • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
  • суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
  • курсовые разницы;
  • сумма уценки активов;
  • перечисление средств (взносов, выплат), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий.

Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества).

Обобщая вышеизложенное, под затратами понимается стоимость ресурсов, используемых в дальнейшем для получения прибыли или достижения иных целей организации.

Издержки – денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. Тогда затраты можно определить как издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг. Возникновение издержек, относимых к затратам, сопровождается уменьшением экономических ресурсов организации или увеличением кредиторской задолженности. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.

 

Виды затрат

Для более углубленного понимания сущности издержек и обеспечения возможности управления разработана система классификации затрат, то есть их группировка по какому-либо определенному признаку. Существует обширное количество классификаций затрат, которые используются для различных целей. Затраты могут классифицироваться по категориям, исходя из следующих признаков:

1. Роль в системе управления:

  • производственные затраты;
  • непроизводственные (общефирменные) затраты.

2. Отношение к производственному (технологическому, торговому) процессу:

  • основные расходы;
  • накладные расходы.

3. Способ отнесения на себестоимость:

  • прямые затраты;
  • непрямые (косвенные) затраты.

4. Динамика, соответствующая функциональным изменениям (объем производства, товарооборота):

  • переменные затраты;
  • постоянные затраты;

5. Возможность охвата планом:

  • планируемые (нормируемые) затраты;
  • непланируемые затраты.

6. Целесообразность расходования ресурсов:

  • производительные (полезные) затраты;
  • непроизводительные (бесполезные, излишние, холостые) затраты.

7. Состав затрат:

  • одноэлементные;
  • комплексные.

8. Степень усреднения затрат:

  • общие затраты;
  • средние затраты (затраты на единицу произведённой продукции).

9. Временная форма затрат:

  • фактические;
  • плановые или прогнозные.

10. Место возникновения затрат (центры ответственности).

Затраты на коммерческую деятельность подразделяются по сферам деятельности (например, материально-техническое снабжение, сбыт) и по соответствующим организационно-структурным подразделениям – предприятия (производственного или торгового типа).

11. Конкретные виды затрат. По данному признаку выделяют отдельные статьи затрат (издержек обращения), совокупность которых составляет их номенклатуру.

Большое значение для правильной организации управления затратами имеет следующая классификация, позволяющая группировать затраты в зависимости от целей менеджмента (табл. 1).

Таблица 1 – Классификация затрат

Цель

Расчет себестоимости продукции, товаров, работ, услуг и определение размера прибыли

Планирование и принятие управленческого решения

Контроль и регулирование

деятельности организации

  • входящие и истекшие;
  • прямые и косвенные;
  • основные и накладные;
  • входящие в себестоимость (производственные) и затраты отчетного периода (периодические);
  • одноэлементные и комплексные;
  • текущие и единовременные
  • переменные и постоянные;
  • принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках;
  • безвозвратные;
  • вмененные;
  • предельные и приростные;
  • планируемые и непланируемые
  • регулируемые и нерегулируемые

В финансовом и налоговом учете применяется группировка затрат по элементам, которая предусматривает объединение отдельных расходов по признаку их однородности, безотносительно к тому, на что и где они израсходованы. В экономической практике такая группировка называется сметой затрат. Она состоит из пяти элементов:

Информация о работе Затраты организации и их классификация